Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:54, курс лекций
Международная торговля (МТ) - это форма МЭО, при которой осуществляется обмен товарами и услугами между конрагентами различных стран мира, возникающий на базе международного разделения труда.
Теория жизненного цикла продукта на мировом рынке, разработанная Раймондом Верноном в 1966г., основывается на теории Жизненного цикла продукта. Сущность этой теории состоит в том, что один и тот же товар в одно и то же время находится в разных странах на разных стадиях своего жизненного цикла. Для упрощения анализа количество стадий жизненного цикла уменьшается до трех: новый товар, зрелый товар, стандартный (распространенный) товар. А страны, в свою очередь, делятся на страны-новаторы, страны-последовательницы и прочие страны, которые последними начинают потребление и производство товара. Модель демонстрирует, как со временем страна-новатор из основного экспортера товара превращается в его импортера, а страна-последовательница — из импортера становится основным экспортером на мировом рынке. Другие страны с течением времени также могут трансформироваться в экспортеров.
В соответствии с моделью экономии на масштабах производства в странах, которые имеют вместительный внутренний рынок, должны размещаться производства, которые обеспечивают возрастание экономического эффекта при увеличении масштаба производства. Основным в этой модели является предположение, что развитые страны наделены факторами производства приблизительно в одинаковых пропорциях, а потому торговля между ними целесообразна в том случае, если они специализируются на производстве товаров разных областей, которая разрешает снижать затраты за счет массового производства.
Теория конкурентных преимуществ разработана и обоснована американским экономистом Майклом Портером в 1991 г. В этой теории предложен принципиально новый подход к проблемам международной торговли, которая базируется на утверждении, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны.
На основе изучения практики компаний десяти ведущих индустриальных стран, на долю которых приходится половина мирового экспорта, М. Портер выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности». Конкурентоспособность страны в международном обмене по М.Портеру определяется влиянием и взаимосвязью четверых основных компонентов:
М.Портер как последователь классической теории факторов ставит их в качестве главного компонента. К ним он относит:
Второй компонент – спрос, который является определяющим для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса в взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка влияют на фирменную стратегию. Необходимо учитывать и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические и и т.п.). М. Портер подчеркивает, что для фирмы определяющими являются внутренние условия.
Третий компонент - состояние обслуживающих и близких отраслей. Это инфраструктура в широком понимании слова.
Четвертый компонент - стратегия фирмы и конкурентная среда. Важным здесь является:
Теория конкуренции М.Портера получила признания не только в круге экономистов - международников. Она официально признана и подтверждением этого является участие автора в разработке практических рекомендаций по усовершенствованию государственной политики, повышению конкурентоспособности национальной экономики США, Австралии, Новой Зеландии.
3.2. Сущность и формы международной торговли.
Международную торговлю
как сложную социально-
С операционной точки зрения международная торговля — это процесс непосредственного обмена товарами и услугами между субъектами хозяйствования разных стран, странами и международными организациями. В этом случае речь идет об операциях по экспорту или импорту товаров и услуг, инструменты и механизмы управления товарооборотом, усовершенствование структуры экспорта и импорта, прогнозирование и оценку мировых товарных рынков, планирование экспорта и импорта, организацию контрактной работы, контроль за поставками и отгрузкой, осуществление валютно-финансовых операций и т.п.
С операционной точки зрения выделяются такие формы международной торговли:
1. По критерию специфики взаимодействия субъектов торговли:
- традиционная – согласно которой продавец (экспортер) должен поставить товар, передать документы и право собственности на товар согласно требованиям договора и международного права, покупатель (импортер) должен уплатить средства по цене товара и принять поставку товара согласно требованиям договора, а после выполнения соглашения экспортер или импортер имеют право, если это целесообразно, сменить контрагента;
- кооперация – предусматривает, что юридически самостоятельные производители разных стран в результате осуществления на договорной основе общей деятельности создают отдельные виды продукции, которые имеют четко определенное адресное назначение и являются составляющими конечной продукции;
- встречная – предусматривает продажу товаров (услуг), которая связывает с соответствующей закупкой или, наоборот, закупка товаров (услуг) обусловливается продажей;
- бартерная – это экспортная или импортная операция, которая предусматривает в качестве оплаты между контрагентами сбалансированный по стоимости обмен товарами, услугами, роботами и т.д.;
- компенсационная – импортер обязуется закупать (или обеспечить закупку третьей стороной) определенное количество товаров импортера на протяжении согласованного срока. Экспортер, например, может поставить производственное оборудование на условиях коммерческого кредита, а импортер после пуска этого оборудования в эксплуатацию, компенсирует его стоимость и стоимость кредита снабжениям продукции, изготовленному на этом оборудовании. Встречная закупка отличается от компенсационных соглашений тем, что разрабатываются вместе два отдельные договора: договор о продаже и договоре о закупке;
- операции с давальческим сырьем – это поставка страной сырья, полуфабрикатов, комплектующих деталей для их следующей переработки, сборки в стране торгового партнера и обратная поставка готовых изделий в страну-экспортера;
- электронная торговля – это продажа или доставка товаров или услуг электронными средствами.
2. По критерию особенностей предмета торговли:
а) торговля товарами:
- производственного назначения,
- непроизводственного назначения;
б) торговля услугами.
С государственно-политической точки зрения международная торговля - это особый тип общественного отношения, которое возникало в мировой системе хозяйства в процессе и по поводу обмена товарами и услугами между государствами, которые имеют собственные внешние и внешнеторговые политики. Такие отношения регулируются специальными международными регламентами: договорами, соглашениями, актами и другими нормами международного права. И, поскольку общественное отношение не могло не зависеть от внешней и внутренней политики стран, то отношения обмена на мировом рынке регулируются в значительной мере актами и действиями политического характера.
При государственно-политическом подходе государства могут не брать непосредственного участия в торговле, однако, представляя интересы национальных субъектов внешней торговли и государственные интересы в целом, могут влиять на содержание международных соглашений и договоренностей, принимать участие в разработке норм международного торгового права.
С государственно-политической точки зрения выделяют следующие формы международной торговли:
- обычная торговля – это торговые операции при отсутствии торговых, торгово-экономических соглашений и договоренностей между странами в условиях применения инструментов регулирования товарных потоков таких как количественные ограничения, административные формальности, обычная (не льготная) система налогообложения импортных товаров и т.п.;
- торговля в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) - предусматривает, что государства на взаимной основе предоставляют друг другу привилегии или льготы относительно ставок пошлин и таможенных сборов, а также других правил и механизмов осуществления внешнеторговых сделок. При этом физические лица, фирмы и организации стран-членов пользуются таможенными, налоговыми и всеми другими привилегиями, которые имеют в стране партнера физические и юридические лица третьей страны;
- преференциальная (льготная) - предусматривает предоставление одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке льготы. Такие торговые преференции применяются во всех сферах торгового и экономического регулирования - таких, как таможенный тариф, налогообложение, количественные ограничения, валютные операции, кредитование, страхование, стандартизация, ценообразование. Преференции предоставляются на основании участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях, в результате двусторонних и многосторонних договоренностей и соглашений. Особую группу образуют преференции, которые применяются по отношению к развивающимся странам. Такие преференции предоставляются наиболее развитыми странами в одностороннем порядке, но решение относительно их применения разрабатываются на многосторонней основе. Так, в ЕС существует общая система преференций (general system of preferences), как совокупность таможенно-тарифных льгот, которые предоставляются государствами ЕС развивающимся странам. Эти льготы касаются преимущественно готовых изделий и полуфабрикатов.
- дискриминационная торговля – это торговля в условиях применения в торгово-экономических отношениях жестких ограничительных мероприятий (торговый бойкот, торговая блокада и др.) или других инструментов, которые дискриминируют права торгового партнера.
Для оценки масштабов, структуры, динамики и результативности международных и внешнеторговых операций нужно овладеть системой количественных и качественных показателей.
Основой системы показателей развития международной торговли является группа объемных индикаторов, в состав которой входят экспорт, реэкспорт, импорт, реимпорт, внешнеторговый оборот, «генеральная» торговля, «специальная» торговля и физический объем торговли.
1. Показатели объема (абсолютные)
1) экспорт (от лат. Exportare - вывозить) - это продажа и вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории страны за границу без обязательства их обратного ввоза. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Как экспорт может засчитываться продажей товаров и услуг иностранным лицам, фирмам, организациям и совместным предприятиям, без вывоза их за границу.
Объемы вывоза товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности характеризует показатель «экспорт», который рассчитывается в стоимостных единицах за определенный период времени, как правило - год. Экспорт может измеряться и натуральными единицами, когда речь идет об однородных, сопоставимых товарах (уголь, нефть, газ и т.п.).
Согласно определению
а) произведенных, выращенных или добытых в стране;
б) ранее ввезенных из-за границы и:
• переработанных на таможенной территории;
• переделанных под таможенным контролем;
в) реэкспорта .
Реэкспорт - это продажа и вывоз в другую страну товаров, ранее завезенных извне, но не переработанных в той стране (с международных товарных аукционов, товарных бирж и т.п.).
Основанием для реэкспорта может быть заказ конечного импортера, который не может или не желает по политическим, экономическим причинам выходить на рынок первоначального экспортера. Реэкспортные операции учитываются таможенной статистикой как экспортные, а объем реэкспорта входит в состав экспорта товаров.
2) импорт (от лат. Importare - ввозить) - это покупка и ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию страны из-за рубежа с целью их реализации на внутреннем рынке и применение на территории страны. Этот процесс характеризует показатель «импорт», который рассчитывается в стоимостных единицах за определенный период времени, чаще всего за год. Объемы импорта однородных, сопоставимых товаров могут рассчитываться в количественных единицах (сахар, пшеница, цемент и т.д.).