Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:54, курс лекций

Краткое описание

Международная торговля (МТ) - это форма МЭО, при которой осуществляется обмен товарами и услугами между конрагентами различных стран мира, возникающий на базе международного разделения труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3 МТ студ 2012.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Она рассчитываются по формуле:

 

где Е — годовой объем экспорта страны;

ВВП — валовой внутренний продукт  страны за аналогичный период.

 

Экспортная квота имеет важное аналитическое значение. Во-первых, она свидетельствует о степени  зависимости производства национальной экономики от сбыта своих товаров  на рынках других стран. Во-вторых, доля экспорта в валовом внутреннем продукте показывает возможности данной страны производить определенное количество продукции для продажи на мировом рынке.

3) импортная квота как доля импорта в валовом внутреннем продукте страны характеризует также уровень зависимости страны от импорта товаров и услуг. Она рассчитывается по формуле:

де Кі — квота импортная;

I — годовой объем импорта  страны;

ВВП — валовой внутренний продукт  страны за аналогичный период.

Импортную квоту можно сопоставить с экспортной квотой и таким образом установить соотношение между экспортом и импортом. Они могут быть равны, но чаще всего эти величины не совпадают.

4) внешнеторговая квота:

Эта квота рассчитывается по формуле:

де Кзт — квота внешнеторговая;

Е, І — годовой объем, соответственно, экспорта и импорта страны;

ВВП — валовой внутренний продукт  страны за аналогичный период.

Внешнеторговая квота показывает общий объем внешнего товарооборота  данной страны со страной-партнером или со всем мировым сообществом, но не дает при этом его качественной характеристики.

На практике ни один из указанных  показателей интенсивности не имеет самостоятельного значения для оценки уровня интенсивности торговли стран. Вместе с тем, между уровнем внешнеторговой интенсивности стран и уровнем их экономического развития существует тесная связь. По уровню внешнеторговой интенсивности страны можно определить характер и функции внешней торговли:

Низкий - минимальный уровень импорта, необходимый для функционирования экономики; экспорт может покрыть только критический импорт от состояния мирового рынка и цен на нем.

Средний - импорт удовлетворительно покрывает не только основные потребности, но и позволяет закупать изделия с достаточно высоким техническим уровнем, однако без налаживания широкого международного производственного сотрудничества; обмен простых товаров на более сложные основном на неэквивалентный основе.

Высокий - развитая производственная кооперация, высокая доля комплектующих, узлов и т.п. в обмене; внешняя торговля влияет на экономику, формируя ее структуру и повышая эффективность.

 

5) уровень внутриотраслевого  обмена в международной торговле. Внутриотраслевая торговля отражает параллельный экспорт и импорт изделий одной и той же отрасли данной страны (или группы стран) за определенный период времени (чаще за год). Показатели внутриотраслевой торговли рассчитываются по методике Грубеля-Ллойда.

Уровень внутриотраслевой торговли определяется как разница общего оборота  данной отрасли и объема межотраслевой торговли этой отрасли:

,

де Hi — уровень внутриотраслевой торговли;

Ei, Ii — соответственно, экспорт и импорт отрасли «i»;

(Ei + Ii) — стоимость внешнеторгового оборота отрасли «i»;

|Ei – Ii| — абсолютная стоимость разницы между экспортом и импортом изделий данной отрасли равна объему межотраслевой торговли отрасли «і».

 

5. Показатели экономической  эффективности экспорта и импорта. Расчет экономической эффективности осуществляется путем сопоставления достигнутого экономического результата (эффекта) с затратами ресурсов на получение этого эффекта. Экономические результаты и затраты ресурсов имеют количественное измерение, а потому и экономическая эффективность может измеряться количественно.

Каждому уровню оценки соответствует свой вид экономических интересов и свой критерий эффективности. Так, на макроэкономическом (народнохозяйственном) уровне под экономической эффективностью внешней торговли понимается степень экономии национального труда, достигаемая страной вследствие ее участия в международном разделении труда и внешнеторговом обмене. Критерием экономической эффективности при этом является экономия национального труда, как дополнительный источник роста валового внутреннего продукта и других экономических и социальных макропоказателей. А на уровне предприятий и других хозяйственных субъектов под экономической эффективностью внешнеторговых операций понимается степень увеличения дохода от этих операций. Критерием экономической эффективности здесь является прибыль как основная мера эффективности.

 

    • макроэкономический показатель эффективности внешнеторгового оборота:

где Ето — эффективность внешнеторгового оборота;

ВІ — экономия затрат в результате импорта;

ВЕ — национальные расходы на экспорт.

Для национальной экономики в целом  важно, чтобы национальные затраты  на экспорт (ВЕ) были менше, чем размер экономии расходов в результате импорта (Ві). Только в этом случае страна экономит национальную работу, участвуя в международном товарообмене.

 

2) макроэкономический  показатель эффективности экспорта:

,

где EЕ — эффективность национального экспорта;

VЕ — валютная выручка от экспорта товаров и услуг;

BЕ — национальные расходы на экспорт.

 

  1. макроэкономический показатель эффективности импорта:

,

где Ei — эффективность национального импорта;

Bi — экономия затрат в результате импорта;

Vi — валютные расходы на импорт.

Сферой использования этих макроэкономических показателей является лишь аналитические макроэкономические расчеты с целью разработки и обоснования возможных вариантов торгово-политических мероприятий, направленных на реализацию государственных интересов в развитии внешнеторговой деятельности страны.

 

6. Показатели динамики отражают тенденции и скорость изменений показателей международной торговли в течение определенного времени. Это относительные величины, которые рассчитываются посредством статистических методов:

1) показатели  темпов роста:

  • темпы роста экспорта

Тр.э. = Ео.г. / Еб.г. * 100%,

где Тр.э. – темпи роста экспорта;

     Ео.г. – объем экспорта в отчетном году;

     Еб.г. – объем экспорта в базисном году. 

  • темпы роста импорта

Тр.и. = Іо.г.  / Іб.г. * 100%,

де Тр.и. – темпы роста импорта;

     Іо.г. – объем импорта в отчетном году;

     Іб.г. – объем импорта в базисном году.

  • темпы роста внешнеторгового оборота

Тр.вт.об. = ВТОо.г. / ВТОб.г. * 100%,

где Тр.вт.об. – темпы роста внешнеторгового оборота

ВТОо.г. – объем внешнеторгового оборота за отчетный год;

ВТОб.г. – объем внешнеторгового оборота за базисный год.

Показатель темпов роста (снижения) используют для оценки тенденций  изменения показателей объемов  международной торговли за какой-нибудь период времени. Темпы роста представляются в процентах за период, который  исследуется, и демонстрируют тенденции общей динамики роста или снижения показателей, позволяют определить величину, на которую произошли эти изменения с течением времени.

  • показатели темпов прироста:
  • темпы прироста экспорта

Тпр.е. = (Ео.г - Ебг.) / Ебг. * 100%, або Тпр.е. = Тр.э. – 100%,

де Тпр.э. – темпы прироста экспорта;

    Тр.э – темпы роста экспорта за отчетный год;

     Еог – объем экспорта в отчетном году;

     Ебг. – объем экспорта в базисномгоду.

 

  • темпы прироста импорта

 аналогично темпам прироста экпорта

 

  1. темпы прироста внешнеторгового оборота

аналогично темпам прироста экпорта

 

   Показатели темпов прироста (снижения) используют для оценки  скорости изменения показателей  уровня международной торговли  за единицу времени периода  исследования. Темпы прироста представляются в процентах и демонстрируют величину прироста или снижения показателей международной торговли.

 

 

 

3.4. Ценообразование в международной торговле.

 

Национальная  стоимость товаров в каждой стране определяется на основе уровня общественно-необходимых затрат труда на производство этих товаров. При осуществлении международной торговли национальный труд выступает как доля совокупного труда в мировом хозяйстве. Поэтому, в основе международной торговли лежит интернациональная стоимость товара, которая определяется общественно-необходимым временем на его изготовление при среднемировых общественно-нормальных условиях производства.

Цена – это денежная сумма, которую рассчитывает получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель за данный товар или услугу.

Цены на товары и услуги на мировом  рынке устанавливаются под влиянием определенных факторов:

      1. Общеэкономические  факторы - действуют независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации:
  • экономический цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.
      1. Конкретно-экономические факторы – обусловлены особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: 
  • затраты;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
  • потребительские свойства (качество, надежность, внешний вид, престижность).
      1. Специфические факторы – действуют только относительно некоторых видов товаров и услуг:
  • сезонность;
  • эксплуатационные затраты;
  • комплектность;
  • гарантии и условия сервиса.

4. Внешнеэкономические  факторы - связаны с действием внешнеэкономических инструментов:

  • государственное регулирование;
  • валютный курс.

5.Специальные факторы  – связаны с действием особых механизмов: 

  • политические;
  • военные.

На мировом  рынке  происходит сравнение разных национальных цен на товар, и мировая цена образуется под влиянием тех национальных цен, в основе которых заложены среднемировые общественно-необходимые в мировом масштабе затраты производства, то есть как интернациональная цена производства. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта.

На практике в качестве мировых цен принимаются  цены значительных, систематических  и устойчивых экспортных или импортных договоров, которые заключаются в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок, какао бобы и т.д.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

На мировом рынке процесс  ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Поэтому они должны постоянно работать в режиме сравнения своих затрат производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми.

Мировой рынок характеризуется  множественностью цен, что объясняется  действием разнообразных коммерческих и торгово-политических факторов.                             

Мировые цены – это денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке.

Мировые цены – это цены, по которым осуществляются значительные экспортно-импортные операции. В международной торговле применяются два вида цен:

1) расчетные цены - индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров;

2) публикуемые цены – это цены, которые сообщаются в специальных и фирменных источниках информации.

К публикуемым ценам относятся:

  • справочные цены – это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле. Наиболее широко применяются в международной торговле и представляют собой т.н. базисные цены, т.е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, которые определяют, включаются ли затраты по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в “Международных правилах толкования торговых терминов” (Инкотермс), разработанных Международной торговой палатой;
  • биржевые котировки – отражают реальные цены операций на бирже;
  • цены аукционов;
  • цены торгов;
  • цены фактических контрактов;
  • цены предложений крупных фирм.

Информация о работе Международная торговля