Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:54, курс лекций

Краткое описание

Международная торговля (МТ) - это форма МЭО, при которой осуществляется обмен товарами и услугами между конрагентами различных стран мира, возникающий на базе международного разделения труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3 МТ студ 2012.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой структуры мировых  цен является разнонаправленное  изменение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо  и продовольственные товары - с  другой.

В то же время способы определения мировых цен на разные виды продукции также разнообразны:

1) цены на сырьевые товары определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; на нефть - экспортные цены стран-членов ОПЭК; на мех - цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т.д.;

2) цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены значительных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

В целом оба вида цен  в мировом  хозяйстве имеют тенденцию к  росту, но это происходит не постоянно  и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие колебания  цен характерны для рынка продовольствия (например, в связи с погодными  условиями) и в последнее время для сырьевых рынков, в частности рынка нефти (в связи с нестабильными политическими условиями).

3. 5. Регулирование международной торговли.

Государственное регулирование  МТ может быть:

• Односторонним, когда  инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

• Двусторонним, когда  меры торговой политики согласовываются  между странами, являющимися торговыми  партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

• Многосторонним, когда  торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС).

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают:

  • политику свободной торговли.
  • протекционистскую торговую политику

Свободная торговля— политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм— государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Основная задача государства  в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Методы регулирования  международной торговли разделяются на две большие группы, это - тарифные методы и нетарифные:

 

Методы

Инструмент  торговой политики

Регулирует  преимущественно

1. Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

 

импорт

импорт

2. Нетарифные

Количественные

Квотирование

Лицензирование

"Добровольные" ограничения  экспорта

экспорт

экспорт

экспорт

импорт

импорт

Скрытые

Технические барьеры

Внутренние налоги и сборы

Государственные закупки

Требование о содержании местных компонентов

 

импорт

импорт

импорт

импорт

Финансо-вые

Субсидии

Экспортное кредитование

Демпинг

экспорт

экспорт

экспорт

 

1. Тарифные методы регулирования МТ

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться :

• С точки зрения международной  макроэкономики это - инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с мировым  рынком;

• С точки зрения внешнеэкономической  практики это - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности;

• С точки зрения экономического анализа это - конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В подавляющем большинстве  стран таможенные тарифы накладываются  на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка. Поэтому далее проанализируем именно импортные тарифы.

Тарифные методы основаны на использовании таможенного тарифа, в составе этой группы можно выделить таможенные пошлины и тарифные квоты.

Таможенная  пошлина  - это обязательный взнос, взимаемый органами таможни при импорте или экспорте товаров как условие импорта или экспорта.

Классификация таможенных пошлин по способу взимания:

  • адвалорные
  • специфические
  • комбинированные

Специфическая пошлина – начисляется в установленном размере за единицу облагаемого товара (напр., 10 дол. за 1 т). Обычно накладывается на стандартизированные товары. Преимущества: просты в администрировании и не оставляют места для злоупотреблений. Недостаток: уровень таможенной защиты с помощью С.П. сильно зависит от колебания цен на товары.

Адвалорная пошлина– начисляется в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (напр., 20% от таможенной стоимости). Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Достоинство: А.П. поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Недостаток: А.П. предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной, что оставляет место злоупотреблениям.                                                                                                                                                                 

Тарифная квота - разновидность таможенной пошлины, ставка которой зависит от объемов импорта товаров; при импорте в указанном количестве товар облагается налогами по базовой ставке, а при превышении указанного количества - ставка повышается.

2. Нетарифные методы  регулирования МТ

Количественные ограничения (quantative restrictions) — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные ограничения могут  применяться по решению правительства  одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта.

Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

    • экспортные;
    • импортные.

По охвату квоты делятся на:

    • глобальные;
    • индивидуальные.

Лицензирование (licensing) — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

• глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

“Добровольное” ограничение экспорта (voluntary export restraint — VER) — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. Обычно вводится правительством под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа “добровольно” ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

Инструменты скрытого государственного регулирования

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем  порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

  1. Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Например, требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и т.д.
  2. Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges) — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти.
  3. Государственные закупки (state procurements) — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.
  4. Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства  импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

Финансовые  методы торговой политики

Помимо защиты внутреннего рынка  от импорта из-за рубежа с помощью  количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно  используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Информация о работе Международная торговля