Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей мировой торговли услугами. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определение места мирового рынка услуг и его роли в международной экономике;
2. изучение особенностей мировой торговли услугами;
3. выяснение места Республики Беларусь на мировом рынке услуг.
Введение
3
1 Услуги и их роль в экономике
4
1.1 Понятие услуги
4
1.2 Виды услуг и их особенности
6
2 Мировой рынок услуг
7
2.1 Международная торговля услугами и её особенности
7
2.2 Отраслевая структура мирового рынка услуг
14
3 Рынок услуг в Европе
19
4 Беларусь на мировом рынке услуг
23
Заключение
33
Список использованных источников
35
а) факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);
б) нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги). [2, С.266]
В системе национальных счетов услуги подразделяются на:
а) потребительские (туризм, гостиничные услуги),
б) социальные (образование, медицина),
в) производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги),
г) распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые)
Следует отметить, что в последнее время при характеристике роста доли услуг в международной торговле не совсем обоснованно в перечень услуг включаются такие понятия, как "патенты и лицензии", "авторские гонорары и права", "ноу-хау" и т.п., поскольку последние представляют собой все же товар, пусть интеллектуальный, но никак не услуги.
2. Мировой рынок услуг.
2.1. Международная торговля услугами и её особенности.
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).
Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами. [4, С.184]
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой о международной экономике. [2, C.264]
По оценкам некоторых специалистов к концу 80-х годов услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600.
Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими в свою страну.
Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).[5, C.20-25]
Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.
В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40—50%.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.
Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт - одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.
Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому “товару № 1”.
Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. человек.
Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу. Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испании и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по числу занимаемых туристов.
В последние десятилетия в мире происходит настоящий туристский бум, что хорошо видно по данным Таблицы 1.
Таблица 1 - Развитие международного туризма в мире
Годы |
Млн. чел. |
Годы |
Млн. чел. |
1950 |
25 |
1980 |
285 |
1955 |
43 |
1985 |
330 |
1960 |
71 |
1990 |
420 |
1965 |
116 |
1995 |
550 |
1970 |
160 |
1996 |
600 |
1975 |
213 |
2010 |
950 |
Такое быстрое развитие международного туризма отражает рост производительных сил, совершенствование транспортных средств и в то же время является одним из следствий урбанизации, повышения благосостояния и культурного уровня людей. В соответствии с видами передвижения различают автомобильный, воздушный, речной и морской туризм. Одновременно растет и индустрия туризма - сеть туристских фирм, гостиниц, круизных судов, предприятий по производству сувениров и др.
Географическое распределение международного туризма отличается определенной постоянностью: на Европу, Америку и Восточную Азию приходится более 90 % всех туристских посещений и такая же доля доходов от туризма. Но в пределах этой "большой тройки" пропорции начинают изменяться: доля Европы снижается, а доля двух других регионов возрастает. Тем не менее, Европа была и остается главным туристическим регионом мира (Таблица 2).
Таблица 2 - Географическое распределение международного туризма (в %).
Европа |
Азия |
Северная Америка |
Южная Америка |
Африка |
Австралия |
59 |
16 |
15 |
6 |
3 |
1 |
В Европе же находятся шесть из десяти ведущих стран мира по приему иностранных туристов (Таблица 3).
Таблица 3 - Десять ведущих стран мира по приему иностранных туристов.
Страна |
Число интуристов, в млн. чел. |
Страна |
Число интуристов, в млн. чел. |
1. Франция |
62 |
6. Великобритания |
26 |
2. США |
45 |
7. Мексика |
22 |
3. Испания |
41 |
8. Венгрия |
21 |
4. Италия |
36 |
9. Польша |
19 |
5. Китай |
26 |
10. Канада |
17 |
Информация о работе Международная экономика: мировой рынок услуг