Международная экономика: мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей мировой торговли услугами. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определение места мирового рынка услуг и его роли в международной экономике;
2. изучение особенностей мировой торговли услугами;
3. выяснение места Республики Беларусь на мировом рынке услуг.

Содержание

Введение
3
1 Услуги и их роль в экономике
4
1.1 Понятие услуги
4
1.2 Виды услуг и их особенности
6
2 Мировой рынок услуг
7
2.1 Международная торговля услугами и её особенности
7
2.2 Отраслевая структура мирового рынка услуг
14
3 Рынок услуг в Европе
19
4 Беларусь на мировом рынке услуг
23
Заключение
33
Список использованных источников
35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Макроэкономике..doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

Транспортные услуги занимают наибольший удельный вес как в экспорте, так и в импорте услуг. Так, в экспорте транспортные услуги в 2010 году составили 67,1%, в импорте - 49,1%.   Беларусь в 2010 году увеличила экспорт транспортных услуг по сравнению с 2009-м на 31,4% до 3006,9 млн. долларов США.

В структуре экспорта транспортных услуг наибольший удельный вес занимают услуги трубопроводного транспорта (27,7%), железнодорожного (27,3%), автомобильного (22,7%) и морского транспорта (15,1%).

Импорт транспортных услуг увеличился на 65,7% и составил 1368,5 млн. долларов США. В том числе услуг по перевозке грузов импортировано на сумму 1073,6 млн. долларов США (рост в 1,8 раза). В структуре импорта транспортных услуг преобладают услуги морского транспорта (37,2%), железнодорожного (32,4%) и автомобильного (20,7%).

Сальдо внешней торговли транспортными услугами в 2010 году сложилось положительное и составило 1638,4 млн. долларов США, что почти на 12% больше уровня 2009 года.

 

Белорусский рынок туристических услуг.

Туризм считается высокорентабельной отраслью. Несмотря на выгодное рекреационно-географическое положение и значительный природный и историко-культурный потенциал, по объему экспорта туристских услуг Беларусь уступает большинству европейских государств, но туристическая сфера в нашей стране развивается не спонтанно: есть государственная программа, которая утверждается каждые пять лет.

В 2009 г. Беларусь посетило 4,9 млн. туристов. Основным «поставщиком» является Российская Федерация. Это несомненный лидер, за которым с огромным отрывом следуют Турция, Великобритания, Германия, Украина.

В 2010 году возросло число "диких" туристов из Беларуси. Но из-за кризиса белорусы все чаще отдыхают дома и предпочитают белорусские агро- и экоусадьбы. В 2009 году за 9 месяцев белорусские туроператоры оказали услуг на 169 млрд. белорусских рублей, в 2010 году - на 191 млрд. белорусских рублей.

Беларусь делает ставку на сельский туризм, охоту, рыбалку, заповедники и заказники. Там сезонность отдыха не так ощутима, отсутствие европейского комфорта и сервиса воспринимается как местная экзотика.

Новый импульс туризму в нашей стране дают проекты, которыми занимается Министерство спорта и туризма. Идет работа по созданию на границе с Литвой 50-километровой зоны для свободного перемещения живущих в приграничье граждан с включением в нее городов Ошмяны и Вильнюс. Министерство работает над упрощением визового режима для иностранцев, над созданием агротуристического курорта в Россонском районе. Курорт может быть создан на базе 36 находящихся в этом районе агроусадеб.

Очень высоким спросом пользуется отдых в белорусских санаториях и домах отдыха. В санаториях практически удалось преодолеть сезонность. За первое полугодие 2010 в них оздоровилось 699,3 тыс. человек, причем 51,3 тыс. - иностранцы, которых приехало в наши санатории на 11 тысяч больше, чем за тот же период 2009 года.

Успешно развивается направление активного туризма. Это пешеходные и водные маршруты (Августовский канал, Нарочанский край, Браславщина), а также горнолыжный отдых. В Беларуси действует более 1000 туристско-экскурсионных маршрутов, которые охватывают четыре национальных парка, все заказники. Планируется создание безвизовой 30-50-километровой зоны с Польшей и Литвой. Беларусь заинтересована в организации совместных маршрутов с соседями, например, пути «Из варяг в греки». Есть еще один интересный маршрут - «Августовский канал», который пересекает Польшу, Беларусь и Литву. Для туристов делаются специальные пункты получения виз по пути следования. К сожалению, эти маршруты пока не носят массового характера.

Несмотря на то, что сегодня далеко не все проблемы белорусской туристической отрасли решены, наша страна пользуется все большей популярностью у зарубежных гостей (особенно если к иностранцам причислить россиян). Сегодня в республике работает около 1000 турфирм. Представлены как небольшие предприятия, так и крупные иностранные туроператоры с российским и турецким капиталом - сильные организации, у которых есть свой менеджмент качества. [9, C.6-7]

 

Белорусский рынок ИТ-услуг.

Очень перспективной областью является экспорт ИТ-услуг. В Республике Беларусь насчитывается более 500 ИТ-компаний. Среди них около 200 можно отнести к области IT-Outsourcing (ITO).  По данным агентства Market-Visio Consulting/Gartner, объем экспорта ИТ-услуг в 2006 г. составил порядка 200 млн. долл. США, а в 2007 г. увеличился на 25% до $250 млн. В 2008 г. этот суммарный показатель эффективности работы белорусских программистов составил  $300-350 млн. (Диаграмма 3).

 

Диаграмма 3 - Динамика экспорта ИТ-услуг в 2003-2008 гг., млн. долл. США

 

Рынок экспортно-ориентированного программирования развивается довольно быстрыми темпами, но его доля в структуре экспорта услуг продолжает оставаться низкой. Лишь с 2003 г. она начала превышать 1%. Республика Беларусь смогла повысить удельный вес экспорта ИТ-услуг до 4,9% уровня только в 2010 г.

Самыми сильными ИТ-компаниями в Беларуси являются две компании - EPAM Systems и IBA, удерживающие за собой более половины белорусского рынка разработки ПО. На основе рейтинга, составленного журналом Global Services Magazine и консалтинговой компанией neoIT, EPAM Systems второй год подряд была признана №1 в категории «Пять ведущих аутсорсинг-компаний в Центральной и Восточной Европе». Она также была включена в список «Десять лидеров в области разработки специализированных приложений» среди ежегодно присуждаемого рейтинга крупнейших мировых поставщиков аутсорсинг-услуг по версии Global Services 100.

Зарубежные аналитики считают белорусский рынок ИТ-услуг более консолидированным по сравнению с российским, поскольку он в большей степени представлен крупными ИТ-компаниями. Эта ситуация благоприятно сказывается на развитии экспорта ИТ-услуг, так как зарубежные заказчики заинтересованы в сотрудничестве с крупными фирмами, обладающими достаточными финансовыми и трудовыми ресурсами для заключения долгосрочных контрактов.

Сегодня долю Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг можно оценить на уровне 0,3—0,5%. Для сравнения: Индии принадлежит около 40—45% экспортных разработок, Китаю — 10%, России — порядка 5%.

Государственное регулирование и стимулирование экспорта ИТ-услуг должно помочь устранению препятствий на пути развития рынка, обеспечить создание благоприятной правовой и налоговой среды, инфраструктуры для расширения экспортного потенциала отрасли. [10, C.22]

Для дальнейшего эффективного развития сферы услуг в республике Министерством экономики Республики Беларусь совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом разработана и введена в действие комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. В Комплексной программе дана оценка современного состояния сферы услуг в Республике Беларусь, определены цели, задачи, основные направления и важнейшие параметры развития сферы услуг на 2011-2015 годы с учетом перехода на ОКЭД.

Основной целью развития сферы услуг являются рост объемов и повышение качества услуг для достижения экономического роста национальной экономики, обеспечение ценовой и территориальной доступности услуг для населения, ускоренное развитие экспорта услуг. [11, C.6]

Кроме этого программой предусмотрены мероприятия по развитию сферы услуг в регионах:

В Брестской области приоритетное развитие получат транспортные услуги, туристические и экскурсионные, услуги физической культуры и спорта.

В Витебской области преимущественное развитие получат услуги культуры, туристические и экскурсионные услуги.

В Гомельской области намечено преимущественное развитие туризма, услуг физической культуры и спорта, а также услуг образования и медицинских услуг.

Приоритетное развитие в Гродненской области получат туристические и экскурсионные услуги, а также услуги физической культуры и спорта, придорожный сервис.

В Минской области приоритетными направлениями будут развитие услуг физической культуры и спорта, а также санаторно-оздоровительных услуг.

Развитие сферы услуг в Могилевской области будет направлено на преимущественное развитие культуры и искусства, туристических и экскурсионных услуг.

Приоритетное развитие в г. Минске получат услуги образования и гостиничного хозяйства. [11, C.34-35]

В таблице № 11 приведены основные показатели развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2011–2015 годы

 

Таблица 11 - Основные показатели развития сферы услуг в Республике Беларусь на

                       2011-2015 годы.

Целевые показатели

Единица

измерения

Годы

2015 в % к 2010

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Отчет

Прогноз

Удельный вес услуг в ВВП

                 

Республика Беларусь

%

43,2

43,0

43,5

45,0

46,0

48,5

50,0

 

в том числе удельный вес услуг в ВРП

                 

Брестская область

%

41,4

41,3

43,2

44,8

45,8

48,7

50,4

 

Витебская область

%

33,7

37,4

39,8

41,4

43,0

46,1

48,4

 

Гомельская область

%

30,1

37,4

40,4

41,7

42,8

45,4

47,1

 

Гродненская область

%

37,5

39,3

41,4

43,0

44,0

46,7

48,3

 

Минская область

%

32,8

33,1

36,0

37,1

37,9

40,3

41,3

 

Могилевская область

%

40,5

40,8

42,9

44,4

45,3

47,8

49,6

 

г. Минск

%

55,2

47,7

49,9

51,7

52,6

55,1

56,6

 

 

Темп роста ВДС услуг, в сопоставимых ценах

 

%

 

100,6

 

105,8

111,0-112,0

111,6 -112,6

112,9-

113,9

113,7-114,7

114,4- 115,4

 

в 1,8-1,9 р.

Темп роста экспорта услуг

%

83,7

127,8

120,0

125,0

125,0

126,0

126,0

в 3 р.

Удельный вес численности занятых в сфере услуг в общей численности занятых

               

-

Республика Беларусь

%

54,9

55,3

55,3

56,1

57,8

57,9

58,0

 

в том числе

                 

Брестская область

%

52,1

52,2

52,8

53,4

54,1

54,7

55,2

 

Витебская область

%

54,4

54,3

55,0

55,6

56,2

57,1

57,3

 

Гомельская область

%

52,2

52,1

52,9

53,5

54,3

54,9

55,5

 

Гродненская область

%

50,7

51,3

51,3

51,7

52,5

52,9

53,4

 

Минская область

%

48,0

48,4

48,5

49,1

50,4

51,2

51,8

 

Могилевская область

%

51,1

51,7

51,7

52,4

53,5

53,8

54,1

 

г. Минск

%

66,7

67,4

67,8

68,8

70,1

71,2

72,2

 

 

Так, за предстоящую пятилетку планируется повысить экспорт услуг в 3 раза и увеличить долю услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг с 15 до 20 процентов.

Реализация Комплексной программы позволит:

довести долю услуг в валовом внутреннем продукте до 50 процентов в 2015 году;

увеличить валовую добавленную стоимость услуг в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,8–1,9 раза;

расширить спектр и обеспечить рост экспорта услуг в 3 раз.

Обеспечение опережающего развития сферы услуг будет способствовать повышению темпов экономического роста (прирост ВВП за счет прироста услуг за пятилетие может составить 40 процентов от общего прироста) и благосостояния населения. [11, C.41-42]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.

Торговля услугами — важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах.

Мировая торговля услугами развивается более динамичными темпами в отличие   от   торговли   товарами;  географическое распределение мирового экспорта услуг характеризуется ростом  удельного   веса   развивающихся   стран   и   стран   с  переходной экономикой и снижением удельного веса развитых стран при сохранении за ними  преобладающей  роли  в мировой  торговле услугами;  высокой концентрацией   мировой   торговли   услугами  в   небольшой   группе государств. [6, C.22]

Информация о работе Международная экономика: мировой рынок услуг