Международные стандарты по условиям труда в современном менеджменте качества. Применение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:43, реферат

Краткое описание

Построение современного демократического правового государства основывается на рыночной экономике и многообразии форм собственности. Оно должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. В условиях разгосударствования экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанных на децентрализации, расширении договорных начал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ
СТАНДАРТОВ ……………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие международных трудовых стандартов………………................4
1.2 Виды и сущность международных трудовых стандартов……………….5
1.3 Конституция Европейского союза……………………………………………6
1.4 Европейская социальная хартия…………………………………………….7
1.5 Акты Международной организации труда…………………………………9

Глава 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА (МОТ)…………………………………………………………14
2.1 Трехсторонняя структура МОТ……………………………………………14
2.2 Международная конференция труда (МКТ)…………………………….15
2.3 Международное бюро труда (МБТ)………………………………………15
2.4 Цели и задачи МОТ…………………………………………………………16
2.5 Сотрудничество Российской Федерации и МОТ……………………….18
Глава 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………..21
3.1 Система российского законодательства…………………………………..21
3.2 Применение конвенции МОТ в РФ………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Беркун В.docx

— 69.66 Кб (Скачать файл)

Работа по подготовке Хартии к ратификации  предполагает, в первую очередь, анализ сопоставимости национального законодательства и правоприменительной практики в социальной сфере с нормами  Европейской социальной хартии (пересмотренной). Это может помочь в совершенствовании  российского законодательства, сближении  уровня защиты трудовых прав работников с европейскими стандартами.

Социальные и экономические  права, закрепленные в действующей  Конституции РФ, не вступают в противоречие с нормами Хартии, в то же время, далеко не все статьи Хартии в области  трудовых отношений полностью реализованы  в положениях, закрепленных в российском законодательстве.

Например, Хартия регламентирует право  на отдых в контексте права  на справедливые условия труда (статья 2 Хартии). Государства - участники в  соответствии с этой статьей берут  на себя обязательство установить разумную продолжительность рабочего дня  и рабочей недели и постепенно сокращать продолжительность рабочей  недели в той мере, в какой это  позволяют рост производительности труда и другие связанные с этим факторы; обеспечить предоставление как минимум 4-недельного ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 3 статьи 2 Хартии), обеспечить еженедельный период отдыха, который, по мере возможности, должен совпадать с днем недели, признаваемым по традиции или обычаю соответствующей страны или региона днем отдыха (пункт 5 статьи 2 Хартии). В Комментариях к Хартии отмечается, что обязательство постепенного сокращения рабочего времени увязывается с фактором разумной его продолжительности. Эти положения реализованы в статье 37 Конституции РФ, статьях 91, 111, 115 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем пункт 4 Статьи 2 Хартии обязывает «ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных  и вредных работ, а там, где  пока невозможно ликвидировать или  в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности  рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто  занят на таких работах». Трудовой кодекс РФ полностью выполняет требования, установленные Хартией, однако дополнительные отпуска за выполнение вредных и  опасных работ во многих случаях  не предоставляются, а работники, боясь  потерять высокооплачиваемую работу, не жалуются.[16]

Особое место среди норм, не нашедших отражения в российском законодательстве, занимает пункт 10 статьи 7 Хартии: «Обеспечить  специальную защиту от опасности  физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и молодые  люди, и, в частности, от опасности, с  которой прямо или косвенно сопряжена  их работа». Принятый Трудовой кодекс РФ наконец признал, что существуют случаи, когда труд детей, в том числе и малолетних запретить невозможно. Такой перечень пока ограничен работой в театрально-зрелищных организациях. Очевидно, что он не полный. Также невозможно запретить труд детей в сельском хозяйстве, в семейных предприятиях, в торговле и т.п.[15]

Особое внимание необходимо уделить  созданию условий для применения труда инвалидов в неспециализированных организациях. Более широкая социализация лиц с ограниченными физическими  возможностями признается в настоящее  время более гуманной и прогрессивной  формой отношения общества к трудностям таких лиц.

Несмотря на то, что уровень гарантий, предоставляемых российским законодательством и предусмотренных действующими международными договорами России, в большинстве случаев вполне соответствует уровню, закрепленному как в первоначальной, так и в новой редакциях Хартии, России предстоит ратифицировать максимально возможное число ее положений, что позволит установить четкие ориентиры дальнейшего проведения реформ в социальной сфере с учетом общепризнанных международных стандартов и используя обобщенный опыт европейских государств.[10, с.116-117]

 

1.5  Акты Международной организации труда.

 

Должно быть усилено внимание к  документам Международной организации  труда (МОТ), которыми определяются международные  трудовые стандарты в виде конвенций  и рекомендаций, устанавливающих  минимальные стандарты основных трудовых прав: свободу ассоциаций, право организовываться, коллективные сделки, отмену принудительного труда, равные возможности и равное обращение, другие стандарты, регулирующие условия  во всем спектре вопросов труда, его  охраны и безопасности.

МОТ имеет уникальную для Организации  Объединенных Наций трехстороннюю  структуру, в рамках которой представители  работодателей и трудящихся —  социальные партнеры в экономике  — имеют равный с представителями  правительств голос при разработке ее мер и программ. Поощряется подобная трехсторонняя структура в государствах-членах путем содействия социальному диалогу  между профсоюзами и работодателями при разработке и, в случае необходимости, применении национальной политики по социальным, экономическим и многим другим направлениям.

МОТ обеспечивает техническую помощь в области профессионального  обучения и переподготовки, политики трудоустройства, управления трудом, трудового  законодательства и производственных нормативов, условий труда, развития управления, кооперативов, социального  обеспечения, статистики труда, охраны труда и производственной гигиены, помогает развитию независимых организаций работников и работодателей и обеспечивает этим организациям услуги по обучению и консультации.

Международной организацией приняты 184 конвенции и 192 рекомендации. Более 50 конвенций имеют частное значение, утратили свою актуальность или закрыты  для ратификации в связи с  их пересмотром и принятием новой  редакции.

Следует отметить, что Трехсторонней  декларацией принципов, касающихся многонациональных корпораций и  социальной политики, принятой Административным советом Международного бюро труда  на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 года) с поправками 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000 года), предусматривается  обязательная ратификация Конвенций  МОТ № 87, 98, 111, 122, 138 и 182, которые ратифицированы и действуют в России, также  максимально в возможной степени  использование принципов, изложенных в Рекомендациях № 111, 119, 122, 146 и 190.

В части обеспечения безопасности и гигиены труда предложено следить  за тем, чтобы как многонациональные, так и национальные корпорации обеспечивали для своих работников надлежащие нормы. При этом правительствам, которые  еще не ратифицировали Конвенции  МОТ о снабжении машин защитными  приспособлениями (№ 119), о защите от радиации (№ 115), о бензоле (№ 136), о  профессиональных раковых заболеваниях (№ 139), настоятельно предложено в максимально  возможной степени применять  принципы, содержащиеся в этих Конвенциях и в дополняющих их Рекомендациях (№ 118, 134, 144 и 147). Следует также принимать  во внимание своды практических правил и практические руководства МОТ  по вопросам безопасности и гигиены  труда.

Длительную историю имеют конвенции  МОТ по гендерным вопросам. Уже в 1919 году, в год основания Организации, МОТ приняла первые две Конвенции о женщинах (№ 3 об охране материнства и № 4 о труде женщин в ночное время). Конвенция № 3 была несколько раз пересмотрена — в последний раз в 2000 году (Конвенция № 183). В Российской Федерации эта Конвенция до сих пор не ратифицирована.[4, с. 24-27]

В современном обществе меры, направленные на защиту женщин, являются предметом  спора, так как они могут служить  препятствием для женщин в определенных работах, тем самым отрицательно влияя на гендерную сегрегацию рынка труда. В случае с охраной материнства эти меры необходимы для защиты репродуктивной роли женщин. Однако, пособия по беременности и родам увеличивают затраты предприятий на работников-женщин, тем самым отрицательно влияя на их занятость. Поэтому пересмотренный вариант Конвенции об охране материнства придает особое значение оплате пособий по беременности и родам из фондов социального страхования и ограничивает обстоятельства, в которых работодатель несет ответственность за выплату этих пособий.

В 1965 году принята Рекомендация № 123 о работниках с семейными обязанностями, включающая меры, которые необходимо принять, чтобы устранить дискриминацию  и чтобы трудящиеся женщины имели  возможность гармонично сочетать различные  обязанности. Позднее стало очевидно: любое изменение в традиционной роли женщин должно сопровождаться изменением роли мужчин, что должно выражаться в их более активном участии в  жизни семьи и домашнем хозяйстве: Конвенция о работниках с семейными  обязанностями № 156 и соответствующая  ей Рекомендация № 165 были приняты в 1981 году. Эти документы касаются и мужчин, и женщин с обязанностями  по отношению к несовершеннолетним детям или другим членам их семей  и призваны ликвидировать дискриминацию  работников, осуществляющих семейные обязанности.

Конвенция о неполной занятости  № 175 и Рекомендация № 182 направлены на достижение равного отношения  к трудящимся, занятым на полную и на неполную ставку, особенно в  связи с тем, что большинство  последних — женщины.

Конвенция о надомном труде № 177 и Рекомендация № 184, принятые в 1996 году, будут способствовать улучшению положения миллионов надомных работников, большинство из которых женщины.

Конвенция № 182 и Рекомендация № 190, провозглашающие запрещение и искоренение наихудших форм детского труда, также включают гендерный компонент, призывают обратить особое внимание на положение работающих девочек. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 08.02.2003 № 23-ФЗ.

Из действующих в  России 53 конвенций МОТ, большинство было ратифицировано еще в СССР. 10 конвенций ратифицированы в Российской Федерации федеральными законами. Первой ратифицированной Федеральным законом от 30.10.1997 № 50-ФЗ стала Конвенция № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями.

Россия является одной из 30 стран, ратифицировавших наибольшее число  конвенций по правам человека. При рассмотрении их значимости следует отметить, что Российской Федерацией ратифицированы такие, считающиеся наиболее важными Административным советом Международного бюро труда, как Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция № 87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы, Конвенция № 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров, Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 138 о минимальном возрасте приема на работу.

Важнейшими документами, определившими  вопросы социальной защиты работников в процессе труда и формулирующими концептуальные основы государственной политики международного сообщества в области условий и охраны труда, являются ратифицированные в России Конвенция № 155 (1981 года)

«О  безопасности, гигиене труда и  производственной среде», Конвенция  № 150 (1978 года) «Регулирование вопросов труда».[3, с. 62-64]

Генеральным соглашением между  общероссийскими объединениями  профсоюзов, общероссийскими объединениями  профсоюзов и Правительством Российской Федерации на 2005 — 2007 годы намечена ратификация 17 конвенций МОТ. Следует  отметить, что количество конвенций, требующих ратификации, значительно  больше, а также тот факт, что  предыдущими генеральными соглашениями уже предусматривалась ратификация  многих из них.

В Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере  труда от 18.06.1998 заявлено, что все  государства-члены, даже если они не ратифицировали какие-либо конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно  в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые  являются предметом этих конвенций, а именно:

• свободу объединения и действенное  признание права на ведение коллективных переговоров;

• упразднение всех форм принудительного  или обязательного труда;

• действенное запрещение детского труда;

• недопущение дискриминации в  области труда и занятий.

Необходимо помнить о значимости нератифицированных актов. Для профсоюзов эти акты прежде всего составляют признанные на международном уровне цели социальной политики. Несмотря на то, что большинство работодателей теряет интерес к нератифицированным конвенциям, если они не влияют на конкурентоспособность, они внимательно должны отслеживать возможные последствия для своего бизнеса в случае их ратификации.

Ратификация конвенций МОТ предусматривает  особые обязательства по их выполнению. Практика свидетельствует об имеющихся  трудностях в применении конвенций, ратифицируемых без должного анализа  национального законодательства и  предварительной подготовки соответствующих  нормативных правовых актов.

Ратификация — это серьезный  государственный вопрос, требующий тщательной экономической и юридической оценки имеющихся возможностей. При подготовке материалов по ратификации конвенций МОТ важно строго соблюдать положения Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», в соответствии с которым вносимые в установленном порядке предложения должны содержать обоснование ратификации конвенций, определение их соответствия законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации.

Ратификация — не самоцель, а итог социально-экономического развития страны, позволяющий брать на себя реальные обязательства по соблюдению международных  трудовых стандартов.[8, с. 49-51]

Своевременным является широкое применение в организациях норм международного стандарта SA 8000 — Социальная ответственность, который базируется на принципах 11 Конвенций МОТ, Всемирной Декларации прав человека, Конвенции ООН по правам ребенка и международных стандартов качества и экологического менеджмента ISO 9000 и ISO 14000.

Информация о работе Международные стандарты по условиям труда в современном менеджменте качества. Применение в России