Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:36, курс лекций

Краткое описание

Предмет МЭО изучает экономические связи между государствами, точнее, между хозяйствующими субъектами различных стран, и механизмы реализации этих связей.
МЭО изучает многие вопросы, связанные с функционированием государств, компаний и т.д. – Широкий круг вопросов.
Курс «мировые рынки», «мировое налогообложение» и т.д. входят в МЭО
Все больше страны зависят от экономических отношений с другими странами.
Механизм МЭО – система экономических методов, организационных инструментов и институтов, обеспечивающих функционирование МЭО.
С помощью этого курса - понимание, почему государства ведут себя определенным образом. Повышение эффективности компаний. Решение проблем экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции МЭО.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

Раунды переговоров – для  решения различных проблем. До сих  пор прошло 8 раундом ГАТТ, включая  последний Уругвайский раунд. В  настоящее время – переговоры в рамках 9-го раунда ГАТТ – Дохийского раунда.

При создании ГАТТ в нем участвовало участвовало 23 страны, сейчас – 153 страны. 95% мировой торговли регулируется в рамках ГАТТ.

2. Основные принципы деятельности  ГАТТ/ВТО

  1. Принцип недискриминации

1а. Принцип наибольшего благоприятствования  (РНБ), принцип взаимности в отношении  торговли.

Все льготы, преимущества или изъятия, которые предоставлены или будут предоставлены в будущем одной из договаривающихся сторон любой третьей стороне, должны быть немедленно распространены на другую договаривающуюся сторону.

Действует в отношении всех стран  – членов ВТО.

Исключения

а) Возможность использования некоторых  преференций, существовавших на момент образования ГАТТ (специально для  GB);

б) Соображения государственной  безопасности;

в) Образование таможенных союзов или зон свободной торговли;

г) «Разрешающая оговорка»

Как правило, по отношению к развивающихся  стран (?)

д) Пограничная торговля

1б. Национальный режим

Предоставление национальным и  импортным товарам одинакового  режима в отношении внутренних налогов  и торговых правил после прохождения  таможенной очистки.

  1. Постепенная либерализация торговли путем переговоров

Для развивающихся стран предусмотрена  более постепенная либерализация.

  1. Предсказуемость

Путем связанности и транспарентности.

Связанность – в одностороннем  порядке страны не имеют право  повысить тарифы, т.е. тарифы являются связанными

Транспарентность – прозрачность правил. Все законодательство должно быстро и полно публиковаться.

  1. Содействие справедливой конкуренции

Важна справедливая конкуренция.

  1. Поощрение развития и экономических реформ.

Развитые страны обязались максимально содействовать доступу товаров из развивающихся (особенно наименее развитых) стран на свои рынки.

3. Краткие итоги деятельности  ГАТТ/ВТО

Первые шесть раундов ГАТТ: главный  вопрос – снижение торговых тарифов. Начиная с создания ГАТТ до настоящего момента торговые тарифы упали в среднем до 3%. В результате – бурный рост мировой торговли.

Токийский раунд ГАТТ (7ой) – вопрос применения нетарифных ограничений. В ходе раунда заключены кодексы по субсидиям, по правилам таможенной оценки и др.

Уругвайский раунд – пересмотр  старых и создание новых правил мировой торговли. Переговоры начались по инициативе американских ТНК, развивающиеся страны – против переговоров.

Причины проведения новых  переговоров (недостатки ГАТТ)

  1. Невыполнение важных правил и процедур ГАТТ
  2. Расплывчатость многих правил, что позволяло их нарушать
  3. Исключение из общих правил ряда сфер экономики (торговля с/х продукцией, услугами, интеллектуальной собственностью)
  4. Нерешенность многих вопросов НТО
  5. Недостаточная институциональная база
  6. Привилегии развивающимся странам

4. Результаты Уругвайского раунда

Длился 7 лет (1986 – 1993). Закончился в  апреле 1994 г. С 1 января 1995 г. начала работать ВТО, которая заменила ГАТТ с 1 января 1996 г.

Соглашения Уругвайского раунда

  1. Соглашение по тарифам

Высокие ставки на промышленные товары (хотя средняя ставка была 4,5%). Задача – их снижение. Все равно –  даже сейчас на некоторые промышленные товары пошлины в 8 раз превышают  пошлины на сырьевые товары.

  1. Соглашение по торговле текстилем

Огромное влияние на мировой рынок

  1. Либерализация торговли с/х продукцией

Развитые страны – политика аграрного  протекционизма à значительные разногласия. К 2001 г. (для развивающихся стран к 2005 г.) все нетарифные ограничения должны были быть заменены на тарифные (так и не было сделано). Экспортные субсидии должны были быть сокращены и в основной сведены к тарифам. Можно субсидировать экологию, научные исследования в с/х и развитие регионов.

  1. Соглашение по защитным мерам

Запрещены меры, не регулирующиеся ВТО, временные рамки – 8 лет.

  1. Соглашение по стандартам

ВТО поощряет страны ориентироваться  на международные стандарты.

  1. Антидемпинговое законодательство

Не содержит рекомендации странам  воздерживаться от демпинга. Можно  применять антидемпинговые меры: если доказано, что контрагент применяет демпинг,  и если этим нанесен ущерб национальным производителям. Автоматическая отмена антидемпинговых мер не позднее 5 лет после начала их действия. В некоторых (незначительных) случаях приостанавливаются антидемпинговые расследования.

  1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Основные правила ГАТТ распространяются на торговлю услугами

  1. Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС – trade-related intellectual property rights)

Конкретные положения в отношении большинства прав. Страны взяли на себя обязательство принять соответствующие национальные законы.

  1. Создание ВТО

Обновленное ГАТТ, ГАТС и все другие соглашения, достигнутые в ходе Уругвайского раунда. ЕС – самостоятельный член ВТО

  1. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам

Субсидии: запрещенные (экспортные + субсидии, направленные на импортозамещение), запрещенные  при определенных условиях (действие которых приводит к серьезному ущербу интересов другой страны), разрешенные (на научные исследования, экологию; не могут облагаться компенсационными пошлинами).

Порог субсидий – 1 % (компенсационные  пошлины не применяются)

Основные соглашения ВТО:

  1. ГАТТ
  2. ГАТС
  3. ТРИПС
  4. Trade-related investment measures – Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер.

Отличия ВТО от ГАТТ

  • ГАТТ – многостороннее временное соглашение, объединяющее отдельные соглашения. ВТО – постоянно действующая организация
  • Правила ГАТТ регулировали торговлю товарами, ВТО – услуги, права интеллектуальной собственности и др.
  • ВТО – четкая структура и твердая юридическая основа.

Страны – члены ВТО обязаны  использовать механизм разрешения споров.

Высший орган ВТО – конференция  министров, собирается не реже 2 раз  в год. Геренальный совет ВТО  – между конференциями

Соглашения ВТО+ - стороны участвуют  в соглашениях на добровольной основе (по телекоммуникациям и проч.

Торговые  раунды ГАТТ и ВТО

Год

Место проведения

Обсуждавшиеся вопросы

Число стран-  
участников

1947

Женева

Тарифы

23

1949

Аннеси

Тарифы

13

1951

Торки

Тарифы

38

1956

Женева 

Тарифы

26

1960-1967

Женева

(раунд Диллона)

Тарифы

26

1973 - 1979

Женева

(раунд Кеннеди) 

Тарифы 

и антидемпинговые  меры

62

1973 -1979

Женева 

(Токийский раунд)     открыт в Токио

Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения

102

1986 - 1993

Женева 

(Уругвайский  раунд) открыт в Пунта-дель-Эсте, Уругвай

Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы

123

2001- н/в

Женева

(Доха раунд)  открыт в столице Катара – Дохе [1]

Первый раунд  многосторонних торговых переговоров  в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров.

Вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами

149


 

 

Лекция 7

13 октября 2009 г.

Лектор: Татьяна Михайловна

Торговая политика Европейского Союза

Торговая политика на каждом этапе  и в каждой стране отражает задачи макроэкономического развития. Торговая политика – внешний инструментарий развития национальной экономики.

Чувствительные отрасли – свои у каждой страны и у каждого  рынка.

Чтобы понять торговую политику, необходимо рассмотреть рынок страны и его  положение в мировой экономике.

Торговая политика ЕС – не совсем точное название, вернее будет говорить европейских сообществ (т.е. отдельных стран).

Развитие и углубление интеграции

  1. Интеграционные процессы способствовали концентрации и централизации капитала

Компании, действующие на рынке  ЕС, далеко не всегда однонациональные.

  1. Дополнительный импульс развитию Европы в конкуренции с США и Японией, а также со странами Ю-В Азии и Китаем.

Проблемы

США – идея прагматизма, в то время  как европейцы разрываются между стремлением получить прибыль и своей культурой, духовными ценностями. Присоединение стран ЦВЕ к ЕС – важно культурная составляющая, но «нерентабельная сделка».

Многие проблемы ЕС решаются за счет централизованных ресурсов.

  1. Страны ЕС активно выступают на рынках с «низким ростом»;
  2. Отставание в производстве высокотехнологичной продукции;

Показатель наукоемкости производства (наукоемкие отрасли / ВВП) – примерно 3,5%. Высокий показатель в Германии, низкий – в странах Южной Европы и ЦВЕ.

  1. Внутренние экономические и интеграционные проблемы;

ЕС вынужден тратить средства на решение проблем интеграции.

Европа традиционно характеризуется отрицательным сальдо торгового баланса (это не обязательно плохо, важна структура импорта и экспорта).

Доля ЕС в мировом экспорте и  импорте – порядка 18%, с учетом внутренней торговли между странами ЕС – около 44%

Основные партнеры ЕС (2008) – по импорту из страны в ЕС:

  1. Китай (247,628 млн. евро, 16%);
  2. США (186,279 млн. евро, 12%);
  3. Россия (173,214 млн. евро, 11,2%);
  4. Норвегия (91,923 млн. евро, 5,9%);
  5. Швейцария (80,026 млн. евро, 5,2%).

По экспорту из ЕС в страну:

  1. США (249,282 млн. евро, 19%);
  2. Россия (105,155 млн. евро, 8%);
  3. Швейцария (97,584 млн. евро, 7,5%);
  4. Китай;
  5. Турция.

Товарная структура  импорта ЕС

С/х продукция – 7,5%, Обрабатывающая промышленность – 56,1%, Сырье и топливо  – 28,7%, прочие товары 7,7%.

Товарная структура  экспорта ЕС

С/х продукция – 6,9%, Обрабатывающая промышленность – 81,2%.

Экспорт услуг в 

  • США (134 млн. евро, 26%)
  • Китай
  • Россия

Импорт услуг в ЕС из России – 14 млн. евро (3,2% импорта услуг ЕС).

Импорт транспортных услуг (например, передача газа по трубам из России).

Этапы формирования торговой политики ЕС

  • 1951 г. – Создание Европейского объединения угля и стали;
  • 1957 – 1969 гг. – создание таможенного союза;

Римский договор 1957 г. поставил задачу создания таможенного союза.

  • 1992 г. – Маахстрихтский договор о создании ЭВС.

В сферу согласования должны были входить не только торговые, но и  все внешнеэкономические инструменты.

  • 1993 г. – формирование единого рынка;

Согласование как тарифных, так  и нетарифных методов торговой политики.

Свободная экономическая зона – анклав на территории страны с действующим на нем льготном режимом ведения хозяйственной деятельности (безналоговая, транспортная и т.д.)

Торговая политика ЕС

Правовая база внешнеторговой политики

  • Римский договор 1957 г.
  • Единый Европейский акт 1997 г.
  • Маахстрихтский договор 1992 г.
  • Амстердамский договор;

Основной принцип торговой политики ЕС – принимать участие в создании системы гармоничных международных торговых отношений и постепенно устранять торговые барьеры в мировой торговле.

Согласованные действия

  1. Применение ставок таможенного тарифа ЕС;
  2. Заключение тарифных и торговых соглашений;
  3. Осуществление мер по либерализации торговли;
  4. Принятие защитных мер, включая установление антидемпинговых и компенсационных пошлин + количественные ограничения как специальная защитная мера;
  5. Проведение экспортной политики.

Особенности торговой политики ЕС

  1. Отсутствие ограничений внутри ЕС (кроме поставок с/х продукции);
  2. Единая ВТП 27 стран;
  3. Постоянное расширение группировки;
  4. Особенности использования инструментов и преференций по группам стран.

США и ЕС – жесткая конкуренция, но в то же время – партнеры.

Построение отношений со странами бывшего СССР.

Построение отношений с развивающимися странами.

Инструменты ТП ЕС

  1. Единый таможенный тариф (1969 г.);
    • Таможенные тариф 1968 г.
    • Базируется на комбинированной номенклатуре ЕС – HS (harmonized system)
    • Интегрированная тарифная система ТАРИК 1998
    • Основной вопрос – классификация товаров: «Общие правила интерпретации комбинированной номенклатуры».

Информация о работе Международные экономические отношения