Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:36, курс лекций
Предмет МЭО изучает экономические связи между государствами, точнее, между хозяйствующими субъектами различных стран, и механизмы реализации этих связей.
МЭО изучает многие вопросы, связанные с функционированием государств, компаний и т.д. – Широкий круг вопросов.
Курс «мировые рынки», «мировое налогообложение» и т.д. входят в МЭО
Все больше страны зависят от экономических отношений с другими странами.
Механизм МЭО – система экономических методов, организационных инструментов и институтов, обеспечивающих функционирование МЭО.
С помощью этого курса - понимание, почему государства ведут себя определенным образом. Повышение эффективности компаний. Решение проблем экономической политики.
Страна происхождения товара
20 октября 2009 г.
Внешнеторговая политика США
Пропустил, см. лекцию Эльвиры
27 октября 2009 г.
Товарная и географическая направленность
Территория 372,2 тыс. кв. км
Население 127,9 млн. чел. (10-е место в мире)
Плотность населения 337 чел./кв. км
ВВП (2005) – 4,96 трлн. долл.
ВВП по ППС 3,9 трлн. долл.
ВВП на душу 38 тыс. долл.
Доля Японии (2008 г.) в мировом экспорте – 4,9% (4е место, 782 млрд. долл.), в мировом импорте – 4,6% (4-е место – 762 млрд. долл.). Япония уступает Германии, Китаю, США (США, Германии, Китаю).
Роль внешней торговли в экономике Японии
Внешнеэкономическая стратегия - уменьшение зависимости экономического роста от экспорта при сохранении роли внешней торговли (развитие внутреннего рынка).
Товарная структура экспорта Японии |
% |
Продовольствие |
0,5 |
Промышленное сырье |
20,9 |
Капитальное оборудование |
55,0 |
Потребительские товары |
182 |
Товары краткосрочного использования |
0,7 |
Высокая доля экспорта в производстве многих товаров (интегральные схемы, автомобили, мотоциклы, фотоаппараты – наукоемкие товары).
Наукоемкая продукция – 30% экспорта.
В 2007 г. (ВТО) – экспорт Японии
Импорт Японии
Товарная структура импорта Японии |
% |
Продовольствие |
9,7 |
Промышленное сырье |
46,9 |
Капитальное оборудование |
25,8 |
Потребительские товары |
8,0 |
Товары краткосрочного использования |
7,2 |
Факторы, влияющие на структуру импорта Японии
Зависимость Японии от импорта часов, верхней одежды, цветных телевизоров, велосипедов, рыбы. Основная часть импорта продовольствия – рыбная продукция, ей уделяется особое внимание.
Специфические черты
Данные 2007 г. Экспорт:
Северная Америка ЕС Ближний восток Азиатские страны Китай Азиатские НИС Африка СНГ Россия |
Экспорт 24% 15,8% 3,7% 50,7% 18,2% 25,3% 1,4% 1,8% 1,5% |
Импорт 13,8% 11,7% 18,3% 48,8% 20,6% 14,6% 2,4% 1,9% 1,7% |
Дефицит торгового баланса США в торговле с Японией.
Торговля со странами АСЕАН сопровождается ростом японских инвестиций.
Основа импорта из Китая – сельскохозяйственная продукция и товары легкой промышленности.
Система контроля и регламентирования внешнеторговых операций.
Основная цель гос. регулирования внешнеторговых связей – обеспечение благоприятных внешних условий для экономического роста Японии.
Основной законодательный акт – Закон о валютном обмене и внешней торговле. Разветвленная сеть гос. органов.
Ведущая роль – МЭТИ
Таможенный тариф (общие, преференциальные, временные ставки).
Нетарифные ограничения.
Читать по учебнику
Коммерческие банки, используют ресурсы Банка Японии
В основном – краткосрочное (до 6 месяцев) финансирование.
Долгосрочное кредитование (1 – 15 лет) – экспортно-импортный банк Японии.
Наиболее развито по сравнению с другими странами
Освобождение от налогов сумм, перечисленных на разрешенную ускоренную амортизацию
Разрешение на экспорт, регулирование способа платежа, оценка экспортного исполнения (цель – соблюдение авторских прав), оценка экспортной операции
3 ноября 2009 г.
Кардинальное изменение роли развивающихся стран – рост их доли в мировом экспорте
1980-2008 г. – доля развивающихся стран в мировом экспорте товаров выросла с 29% до 38%
Доля развивающихся стран в экспорте услуг – 25% (экономика услуг – следующая стадия развития, экспорт услуг доминирует в развитых странах, развивающиеся пока не достигли этого уровня)
Доля в импорте товаров
Среднегодовые темпы роста экспорта развивающихся стран в 1,5 – 2 раза выше, чем среднемировые (1990-е – 2000-е).
Причины:
Выше, чем в развитых странах. В среднем в мире – 25%, развитые страны – 21%, в развивающихся странах – 37% (2007).
Сингапур и Гонконг – более 100% (за счет реэкспорта).
Причины:
На 7 стран (Китай, Индия, Мексика, Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур) приходится более половины экспорта развивающихся стран.
Фактор Китая (первое место по экспорту товаров, второе – по экспорту товаров + услуг).
Подавляющая доля экспорта – готовые изделия (а не сырьевые товары), но это касается не всех стран.
Доля готовых изделий и
Снижение доли сырья, топлива и продовольствия, т.к. их темпы роста ниже темпов роста производства и экспорта готовых изделий. На развивающиеся страны приходится 1/3 мирового экспорта продовольствия и 40% мирового экспорта минерального сырья.
Ведущие экспортеры топлива – развивающиеся страны (Ближний и Средний Восток, Африка).
Более 50% экспорта телекоммуникационного оборудования приходится на развивающиеся страны.
Китай, Индия, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Бразилия – экспорт промышленной продукции составляет больше половины экспорта.
В 2008 г. Китай обогнал Германию в качестве крупнейшего мирового экспортера готовых изделий: 2000-2008 гг. его среднегодовой темп роста 25%.
По экспорту услуг Китай занимает 5е место в мире; Индия – 9е место.
Доля развивающихся стран во всем экспорте развивающихся стран (1990-2006 гг.) выросла с 34% до 46%
Доля экспорта в развитые страны
С 3,6% до 1,4%.
В Азии – половина регионального экспорта приходится на Китай, Южная Корея, Гонконг
В Латинской Америке - Мексика, Бразилия
Африка - Нигерия, Алжир, ЮАР
Ближний и Средний Восток – Саудовская Аравия и ОАЭ
На 6 стран – 2/3, на 15 стран – более 90%.
В Индии, Малайзии, Сингапуре ресурсоемкие товары – от 1/3 до ½ промышленного экспорта.
Объем экспорта технологичной продукции за последние 20 лет в мире вырос в 6 раз, в развивающихся странах – в 20 раз.
Основные экспортеры электротехники и электроники: Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины, КНР, Коста-Рика, Мексика;
текстиля: КНР, Коста-Рика, Индия, Гонконг, Республика Корея, Мексика, Марокко, Филиппины, Таиланд, Тунис, Турция, Тайвань;
средств транспорта: Аргентина, Бразилия, Республика Корея, Мексика.
Однако очень часто развивающие