Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:36, курс лекций

Краткое описание

Предмет МЭО изучает экономические связи между государствами, точнее, между хозяйствующими субъектами различных стран, и механизмы реализации этих связей.
МЭО изучает многие вопросы, связанные с функционированием государств, компаний и т.д. – Широкий круг вопросов.
Курс «мировые рынки», «мировое налогообложение» и т.д. входят в МЭО
Все больше страны зависят от экономических отношений с другими странами.
Механизм МЭО – система экономических методов, организационных инструментов и институтов, обеспечивающих функционирование МЭО.
С помощью этого курса - понимание, почему государства ведут себя определенным образом. Повышение эффективности компаний. Решение проблем экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции МЭО.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

Доля развитых стран  в добавочной стоимости товаров  растет.

Развивающиеся страны технологически все больше отстают от развитых стран.

  1. Географическая структура

Ведущие экспортеры – страны Азии.

МЭ и МО, №10 –  кризис и развивающиеся страны

В 1950 г. среднедушевой ВВП развивающихся  стран 13% от показателя развитых стран

В 2007 г. процентный показатель все  тот же.

3. Особенности внешнеторговой политики

  1. Проведение политики импортозамещения

1950-1980е гг. – развивающиеся страны  проводили политику импортозамещения. Протекционизм.

Быстрые темпы индустриализации.

Начиная с 1970х гг.: дефицит платежного баланса, снижение уровня занятости.

Основные преимущества политики импортозамещения

    • содействие индустриализации экономики;
    • содействие диверсификации товарной структуры внешней торговли;
    • содействие повышению уровня занятости и квалификации населения.

Недостатки политики импортозамещения

    • при длительном проведении ее негативное воздействие на динамику экономического роста;
    • негативное влияние на уровень конкурентоспособности национальной продукции;
    • потери потребителей больше, чем выгоды для производителей и государства.
  1. Либерализация и реформирование импортной политики с середины 1980х гг.

Отказ от политики импортозамещения.

  1. Перенос акцента на политику облагораживания и стимулирования экспорта.

Тарифные и нетарифные ограничения?

Сама экспортная политика?

 

Лекция №11

10 ноября 2009 г.

Теория конкурентных преимуществ Портера

Конкурентоспособность государства – производительность труда и капитала

Показатель конкурентоспособности – уровень национального дохода на душу населения.

Конкурентоспособность формируется  не государством, а национальными  фирмами. 
Пол Кругман: против рассмотрения конкурентных преимуществ (считает их лишь политическим фактором).

2. «Конкурентный ромб»

Система из четырех показателей  – Diamond.

Случай

 

Стратегия фирм, их структура и  соперничество

   
 

Факторные условия

 

Параметры спроса

 
   

Родственные и поддерживающие отрасли

 

Правительство


Конкурентный ромб

  • Факторные условия;
  • Условия внутреннего спроса;
  • Смежные и обслуживающие отрасли;
  • Структура и стратегия фирм, внутренняя конкуренция.

ФАКТОРНЫЕ УСЛОВИЯ

Портер: 5 групп факторных условий:

  • Людские ресурсы, труд

Количество, квалификация и стоимость  рабочей силы.

  • Природные ресурсы;

Количество, качество, доступность  и стоимость всех видов природных  ресурсов + климатические условия, размер и географическое положение страны по отношению к поставщикам и рынкам сбыта.

  • Научно-информационный потенциал

Сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на производство товаров и услуг.

  • Инфраструктура

Качество, стоимость

  • Капитал

Может быть направлен на финансирование промышленности.

Зависит от курсов валют, стабильности банковской системы и т.д.

Факторные условия:

  • Базисные и развитые

Базисные – «то, что дал Бог».

Развитые – созданные активы, created assets.

Факторы, данные стране изначально, могут  давать конкурентные преимущества только ценовые и в определенных отраслях (например, сырьевые); пример Портера – Новая Зеландия, которая некоторое время являлась монопольным экспортером киви, но потом потеряла это положение.  
Основа долговременных преимуществ – развитые факторы, созданные активы.

  • Общие и специализированные

Общие факторы можно использовать в любой отрасли.

Специализированные факторы нужны  для развития определенных отраслей. Т.к. страны конкурируют в ограниченном числе отраслей, более важными  являются специализированные факторы.

Важные положения

  • Стране более выгодны развитые и специализированные факторы.
  • Необходимость постоянного обновления и совершенствования всех факторов.
  • Определяющие для конкурентоспособности факторы создаются, а не наследуются
  • Дефицит отдельных факторов в конечном счете может привести к конкурентному преимуществу 
    Пример – Япония (нет своих ресурсов à развитие энергосберегающих технологий).

Пример – Швейцария (после войны  – нехватка рабочей силы à развитие автоматизированных производств).

УСЛОВИЯ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА

  • Объем внутреннего спроса;
  • Качество и соответствие тенденциям развития на мировом рынке;
  • Внутренний спрос должен быть требовательным – способствует введению инноваций;
  • Внутренний спрос должен опережать мировой спрос.
  • Но: емкий внутренний рынок может сослужить и плохую службу – фирмы могут перестать вводить инновации.

СМЕЖНЫЕ ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ

Преимущества конкурентоспособных  отраслей-поставщиков для отраслей-потребителей:

  • Быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам;
  • Координация деятельности поставщиков на внутреннем рынке;
  • Возможность получения и использования новых технологий и информации в смежных отраслях.

Формирование кластеров (поставщики + потребители).

СТРАТЕГИЯ ФИРМ, ИХ СТРУКТУРА И  СОПЕРНИЧЕСТВО

Стратегии фирм в разных странах  различаются. Но важно, чтобы эти отличия давали конкурентные преимущества.

Главный «катализатор» системы - конкуренция. Конкуренция давит на спрос, подталкивает процесс кластеризации.

Причем наиболее важна конкуренция  внутри страны, т.к. фирмы находятся  в равных условиях.

ВНЕШНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

  • Случай 
  • Правительство

«Действительная роль государства  в формировании национальных преимуществ  заключается в оказании влияния  на все четыре детерминанта». Однако часто роль государства отрицательна.

Случайность

  • Изобретения;
  • Крупные технологические сдвиги;
  • Резкие изменения цен на ресурсы;
  • Политические решения иностранных государств;
  • Войны.

3. Стадии конкурентного развития  государства

  1. Движимая факторными условиями;
  2. Движимая инвестициями;
  3. Движимая инновациями;
  4. Движимая богатством.

При отнесении стран к той или иной стадии за базу берется уровень отраслей, которые могут конкурировать на мировом рынке.

Факторная стадия

  1. Конкурентные преимущества успешных отраслей основывается на базисных факторах производства;
  2. Конкуренция на базе цены в небольшом диапазоне отраслей;
  3. Современные технологии появляются благодаря закупке предприятий «под ключ»;
  4. Экономика чувствительна к мировым кризисам и изменению валютных курсов.

Эта стадия характерна для развивающихся  стран. Очень часто страны сочетают элементы нескольких стадий.

Инвестиционная стадия

  1. Конкурентные преимущества базируются на способности национальных фирм к активному инвестированию
  2. Инвестиции – в современные технологии (отстают от новейших технологий)
  3. Отечественные фирмы стремятся усовершенствовать иностранные технологии
  4. Источники конкурентоспособности – улучшение факторных условий и стратегия и структура фирм

Инновационная стадия

  • Создание собственных технологий

Стадия богатства

  • Утрачивается стимул к инвестированию

Лекция №12

17 ноября 2009 г.

Микроэкономическая конкурентоспособность  государств

  1. Понятие микроэкономической конкурентоспособности;
  2. Развитие методологии оценки конкурентоспособности;
  3. Индекс Глобальной конкурентоспособности;

1. Понятие микроэкономической конкурентоспособности

Условия для процветания экономики

  1. Стабильный политический климат;
  2. Разумная макроэкономическая политика;
  3. Микроэкономические основы экономического развития (деловая среда)
    • Конкурентная практика и стратегии фирм;
    • Механизм создания конкурентных преимуществ.

Поскольку уровень жизни определяется производительностью национальной экономики, основной проблемой экономического развития является создание условий  для быстрого и стабильного роста  производительности.

Деловая среда отождествлялась  Портером с конкурентным ромбом.

Случай

 

Стратегия фирм, их структура и  соперничество

   
 

Факторные условия

 

Параметры спроса

 
   

Родственные и поддерживающие отрасли

 

Правительство


 

  • Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (Портер)
  • Всемирный экономический форум (Швейцария) – ежегодно публикует доклад о международной конкурентоспособности;
  • Международный институт развития менеджмента

Лекция 13

Пропустил

 

Лекция 14

1 декабря 2009 г.

Международный обмен технологиями

1. Понятие и роль информации  и технологии в мировой экономике

Технология – от греч. techne (умение, искусство) и logos (учение)

Df. Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Df. Информационная технология – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Технология фактически связывает науку и производство.

В широком смысле технология – систематические знания, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.

В узком смысле – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки  готовых изделий, контроля качества, управления.

Технология может быть в форме  hardware (машины и оборудование) и software (ПО, чертежи, техническая документация, услуги специалистов по совершенствованию продукции, ноу-хау и т.д.) => 
Два компонента технологии:

    1. Общественное знание, включая чертежи, дизайн, научные знания + справочники по организации производства, учебники и пр. Есть ограничения по распространению общественного знания (патенты, лицензии и т.п.)
    2. Технология, воплощенная в организационных структурах и опыте деятельности структур ТНК  (это и есть главная часть нового понятия «технология»).  Их нельзя так просто передать => важность ПЗИ.

Стадии развития технологии:

  1. Изобретение – создание нового знания, которое может использоваться в хозяйственной деятельности.
  2. Инновация – внедрение на рынок нового знания.
  3. Диффузия – распространение нового знания на национальном и мировом рынке. Диффузия технологии не есть обмен технологиями.
  • Обмен технологиями (transfer of technology) – процесс, который сопровождается передачей знаний, определяющих возможность использовать, адаптировать или улучшать технологии.
  • Диффузия технологий (diffusion of technology) – процесс, посредствам которого технология распространяется по коммуникационным каналам во времени и в пространстве среди членов социальной системы.

Носители технологий: рабочая сила (высококвалифицированная), наукоемкая продукция, техническая документация.

Пользователи мобильных телефонов – 67% населения мира.

Пользователи Интернетом – 22% населения  мира.

Расходы на НИОКР – 2,6% ВВП в США, ЕС – 1,7% (G7 – 2,2%), Японии – более 3%.

Глобализация в области НИОКР  – основные факторы (по ОЭСР)

  1. Повышение стоимости НИОКР
  2. Ужесточение защиты прав интеллектуальной собственности
  3. Рост налоговых стимулов в НИОКР
  4. Повышение гибкости управления международными научно-исследовательскими проектами благодаря информационным и коммуникационным технологиям.

Удельный вес патентов соавторов  в двух и более стран – 4% (1991-93 гг.) – 7% (2003-05 гг.)

В малых и средних странах  большая доля совместных исследований (Бельгия, Швейцария, Польша, Ирландия – более 30%).

Информация о работе Международные экономические отношения