Международный бизнес в сфере образовательных услуг на примере Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Тема нашего реферата - "Международный бизнес в сфере образовательных услуг на примере Китая". Чтобы рассмотреть данную тему, необходимо осветить следующие вопросы:
1. высшее профессиональное образование;
2. международные программы и проекты ВУЗов;
3. инновационный ВУЗ и модернизация системы образования в Китае, сетевые университетские образования, существующие в Китае;
4. экспорт образовательных услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Международный бизнес в сфере образовательных услуг на примере Китая, Романова и Саминская, группа 5076.doc

— 988.00 Кб (Скачать файл)

Идет высокая конкуренция при поступлении в ВУЗ.

5. Средняя профессиональная  школа

Профессиональное образование в Китае представлено училищами (техническими, сельскохозяйственными, транспорта, финансов, медицины, художественными и др.).

Набор производится по следующим специальностям: технические, сельское, лесное хозяйство, медицина, финансы и экономика, политика и юриспруденция, спорт, культура и образование, искусство, туризм, кулинария.

Срок обучения для лиц с образованием неполной средней школы — 3 года и 2 года — для лиц с полным средним образованием. В отдельных случаях продолжительность обучения увеличивается до 5 лет. Отдельные профессии, связанные с медициной или техникой, требуют 2,5—3 лет учебы. Обучение бесплатное, 75% учащихся получают государственные стипендии.

По окончанию обучения выпускники не получают распределения, но лучшим из них предоставляется работа на государственных предприятиях; остальные сами подыскивают себе работу либо продолжают учебу в ВУЗах.

6. Высшая школа

В систему высшего образования Китая входят университеты и профессиональные высшие школы.

В основном учебные заведения Китая государственные, но единой программы обучения у них нет. Университеты отличаются друг от друга тематикой курсов и методикой преподавания. Все китайские вузы имеют узкую специализацию.

Основной язык преподавания в вузах страны – китайский, хотя на некоторых магистерских программах можно учиться и на английском языке. Поэтому обучению предшествует 1-2-годичный курс изучения китайского языка.

Китай все более активно интегрирует в мировую экономику, это и обуславливает растущий спрос на китайское образование и языковые программы.

Ступени высшей школы в Китае

Ступени высшего профессионального образования - бакалавр, дипломированный специалист и магистр. Соответствующая квалификация присваивается лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию.

ВУЗы Китая дают три уровня высшего образования:

курс

продолжительность

степень

колледж

3 года

Свидетельство

Базовый

3-5 лет

Бакалавр

Основной

2-3 года

Магистр

Дополнительный

2-4 года

Доктор


 

- степень бакалавра - 3-5 лет обучения. Поступление гарантировано студентам, успешно завершившим программу Foundation, остальным необходимо сдать экзамены: китайский язык (письменный и устный), английский язык, математику, историю и культуру Китая. 
- степень магистра - на 2-3 года обучения. Направления обучения в магистратуре на китайском языке: международная торговля, финансы, бухгалтерский учет, бизнес-менеджмент, право, международный риск-менеджмент, международная экономика и менеджмент в торговле, MBA. На английском языке: прикладная экономика, международный бизнес, MBA. 
- степень доктора – 2-4 года обучения.

Магистратура - это следующая за бакалавриатом ступень образования. После окончания университета, как правило, студент получает степень бакалавра и возможность работать по выбранной специальности. Однако некоторые специальности предполагают, что степени бакалавра недостаточно для получения необходимой квалификации. Такими являются, например, специальности врача и юриста. Обе они предполагают обучение в магистратуре, причем медицинские специальности требуют еще и получения практики в стране предполагаемой работы. В Китае магистратура длится от 2 до 3 лет.

Общая схема уровней образования и получения квалификаций

Государственный сектор образования

Все учебные заведения Китая – государственные. Среднее и неполное среднее образование и ниже управляются местными народными правительствами под руководством Государственного Совета; высшее образование управляется Государственным Советом, народными правительствами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.

Административные органы образования Государственного Совета ведают работой в сфере образования во всей стране, осуществляют единое планирование, координируют и управляют делом образования во всей стране. Органом, занимающимся делом образования в целом по стране, является Министерство образования КНР.

Учащиеся, как  правило,  пользуются  различными  льготами  при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам  государственные стипендии,  субсидии  предприятий,  организаций  и  т.д.

Платное образование пока еще не получило слишком  широкого  внедрения,  при  этом  в платные ВУЗы поступают  на  общих  основаниях.  Чаще  встречается  оплата учебы предприятием, на котором работал  студент.  Большинство  же  студентов получает  высшее  образование  бесплатно.

Частный сектор образования

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в  Китае  –  это  учебные заведения,  созданные  на  средства  отдельных  граждан  либо   предприятий, общественных организаций, выступающих в качестве учредителей, а также  школы и ВУЗы,  организованные  на  коллективные  взносы  населения  (в  частности, родителей учеников).

Участие  государства  в частном  образовании  в  странах  Восточной  Азии  варьируется  от   полного самоустранения до усиленного контроля и субсидирования.

Образовательные   организации,   созданные    общественными    силами,    их преподаватели и  учащиеся  пользуются  теми  же  законными  правами,  что  и государственные.

К 1997 г.  аккредитацию  прошли  все  средние  и  начальные негосударственные школы Китая. По-иному  обстоит  дело  с  вузами:  из  1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Главной чертой  курса  правительства  в  отношении  НОУ  является  то,  что, гарантируя им политическую поддержку,  руководство  КНР  не  обещало  прямых финансовых  вливаний.  По предложенной схеме государство  брало  на  себя  не  более  трети  расходов. Но при этом, полностью оставило на  своем  бюджете  зарплату  преподавателей. Все имущество и доходы разрешалось использовать  исключительно  на  развитие школы. 

Плата за обучение  остается  в  настоящее время для большинства китайских НОУ основным источником  покрытия  текущих расходов.

90%  негосударственных  учебных  заведений  в  Китае  – интернатного типа, в оплату входит  проживание  учащихся.  Некоторые школы варьируют плату за  обучение  в  зависимости  от успеваемости учеников,  снижая  ее  отличникам  и  увеличивая  неуспевающим.

НОУ имеют  классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского  языка с 1 класса (в отличие от  государственных  школ,  где  он  изучается  с  III класса и в меньшем объеме), овладение компьютером,  эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие  индивидуальных  способностей  и  т.п. Появление НОУ в Китае  увеличило  количество  школ  с  различными  уклонами (художественных, спортивных),  экспериментальных  и  дополнительных  учебных заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.

В целом  НОУ  должны  строго  следовать  учебным  программам,  разработанным Государственным комитетом по образованию.

Различие частного и государственного университета.

Частные ВУЗы в Китае отличаются от государственных следующим:

А) Учредители. Поставщики частного высшего образования весьма разнообразны. Они включают в себя 1) бывших преподавателей, отставных чиновников, бизнесменов; 2) социальные организации, такие как демократические партии; 3) предприятия, как, например, образовательные группы, играющие наиболее активную роль в учреждении частных вузов; 4) государственные вузы с дочерними колледжами; 5) сотрудничество Китая с различными странами.

Б) Создание. В соответствии с Законом о Содействии частного высшего образования, частные аккредитованные вузы, дошкольные учреждения, самостоятельное обучение и т.п. должны быть одобрены образовательными ведомствами на государственном уровне. Профессионально-технические учебные заведения должны быть одобрены департаментами труда и социального обеспечения на государственном уровне. Подготовительный период подачи документов на официальное учреждение частного колледжа длится до трех лет. Документы, которые необходимо представить, включают в себя: финансовый сертификат, устав вуза, дипломы преподавателей и руководителей.

В) Финансовые источники. В отличие от государственных университетов и вузов, чье финансирование идет от одного источника - правительства или налогоплательщиков, финансовые источники частных вузов - различны, это могут быть: 1) плата за обучение и взносы; 2) спонсорские инвестиции; 3) пожертвования; 4) банковские займы; 5) специальные государственные фонды; 6) иностранные инвестиции; 7) предпринимательский доход; 8) прочее. Вследствие того, что ВУЗы не получают большую финансовую помощь от государства, и в Китае не развита культура пожертвований, большинство частных колледжей и университетов управляют рынком, конкурируя за студентов, которые платят высокую плату за обучение и взносы.

Г) Управление. Частный ВУЗ по закону обладает автономией как юридическое лицо. Правительство утверждает его создание, аккредитует программы и оценивает их качество. Совет попечителей назначает президента, утверждает положения и планы вуза, формирует доход и решает важные вопросы. Президенты в вузе ответственны за обучение и административные вопросы.

Д) Студенты и преподаватели. Хотя преподаватели и студенты в частных вузах обладают тем же правовым статусом, что и в государственных вузах, в действительности это не совсем так. Студентов можно поделить на две группы: 1. Студенты, получившие на вступительных экзаменах в государственный колледж количество баллов ниже проходного. 2. Работающие студенты. Обычно это люди более старшего, чем традиционно для студентов, возраста. Поэтому студенты в частных вузах различаются по возрасту и степени подготовленности. Помимо преподавателей, работающих на полную ставку в частном вузе, также нанимают лекторов из государственных вузов или колледжей. Таким преподавателям платят жалованье, согласно учебным часам, и не предоставляют льготы, такие как пособия, медицинское страхование, пенсии и прочее.

Е) Программы и обучение. Для востребованности будущих выпускников большинство частных колледжей концентрируются на программах, которые отвечают требованиям рынка: бизнес-администрирование, маркетинг, финансы, иностранные языки, вычислительная техника, экономика и пр. Некоторые частные вузы специализируются на профессионально-технических программах, по которым готовят инженеров для местных предприятий. В сравнении с государственными ВУЗами, программы в частных ВУЗах более гибкие и приспособлены к изменениям на рынке труда.

Большинство частных колледжей предлагают двух-трех - годичные программы. К 2002 году 133 частных ВУЗа получили аккредитацию выдавать дипломы выпускника. Почти все частные школы помогают студентам проходить национальные экзамены. В частных вузах существуют специальные программы. Такие ВУЗы принимают выпускников средних школ, которые не прошли по конкурсу в государственные ВУЗы. Благодаря курсам частных ВУЗов, студенты могут сдать государственные и местные экзамены (около 70 % общего числа курсов), а также университетские экзамены (30 % всех курсов), таким образом, имея возможность получить сертификат или диплом. Из-за различной степени подготовленности студентов, поступающих в частные ВУЗы, и недостатка факультетов, большинство частных ВУЗов не могут гарантировать высокий уровень обучения.

Соотношение государственных и частных ВУЗов

 
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ, В КОТОРЫХ УЧАСТВУЮТ ВУЗЫ КНР

С каждым годом Китай все активнее развивает международное сотрудничество в области образования. По количеству подданных, направленных на учебу за границу, Поднебесная империя занимает первое место в мире. С 1978 по 2009 год с целью получения образования в 103 государства и региона мира выехали 810 000 китайцев. Также растет количество иностранцев, приезжающих на учебу в КНР. Например, в 2007 году вузы Китая насчитывали 86 000 выходцев из 170 государств мира. Такой огромный и быстрорастущий рынок очень привлекателен для стран - поставщиков образовательных услуг.

Последние десять лет зарубежные университеты пытаются поделить между собой сферы влияния на образовательном рынке Поднебесной. Зарубежные ВУЗы, изучив образовательный рынок Китая, его государственные регулирующие механизмы, сегодня уже активно набирают слушателей из этой страны. В сотрудничестве с китайскими университетами учреждены новые совместные программы по обучению индустриальному и торговому менеджменту, экономике, управлению бизнесом, иностранным языкам, информатике.

Рассмотрим некоторые программы и проекты.

Русско-китайский фонд развития культуры и образования (РКФРКО)

Русско-китайский фонд развития культуры и образования был основан в 2001 году. Фонд является членом Общества российско-китайской дружбы.

На протяжении многих лет Фонд успешно оказывает содействие в организации культурно-образовательных обменов между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.

Деятельность Фонда официально поддерживается:

- Министерством образования Российской Федерации;

Информация о работе Международный бизнес в сфере образовательных услуг на примере Китая