Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:53, курсовая работа
Отрицательные сальдо внешнеторгового баланса (т.к. сокращаются объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи с освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых странах), хронические дефициты государственных бюджетов – острейшие проблемы развивающихся стран в настоящее время, решить которые возможно как за счет притока новых инвестиций, так и за счет внешних займов. Если в 1984 г. общий объем внешнего долга развивающихся стран составлял 135 млрд.долл., то к 1991 г. он достиг 751млрд.долл., а в начале XXI в. –1935 трлн.долл.
Введение 3
1 Международный кредит как экономическая категория 4
1.1 Сущность и функции международного кредита 4
1.2 Формы международного кредита и их классификация 5
2 Современная система международных кредитных отношений 13
2.1 Характеристика субъектов международных
кредитных отношений 13
2.2 Этапы развития мировой кредитной системы 18
3 Международный кредит: преимущества и недостатки 23
3.1 Факторы современного развития международного кредита 23
3.2 Стабилизация мировой кредитной системы 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Развитие азиатского региона в 1980-х годах создало предпосылки для возникновения высоколиквидных и емких рынков Юго-Восточной Азии. Так, в период с 1991-го по 1995 год Корея получила иностранных капиталов в размере 9,3 процента от своего ВВП, Малайзия с 1989-го по 1995 год — 45,8 процента, Таиланд с 1988-го по 1995 год — 51,5 процента. Многолетний профицит торгового баланса Японии позволил этому государству и иным азиатским странам инвестировать формирующиеся излишки в высокодоходные проекты, тем самым создавая потенциал для противодействия серьезным финансовым потрясениям. По-прежнему эти страны занимают достойное место в инвестиционном портфеле иностранного инвестора. Более того, вместе со странами Юго-Восточной Азии Индия и Китай являются локомотивами современной мировой экономики, способными завершить создание мирового финансового центра, не уступающего Лондону или Нью-Йорку.
В отличие от азиатских стран латиноамериканские государства оказались более уязвимыми финансовым кризисам, передаваемым большими потоками капиталов по каналам международного кредитования. Так, в период с 1989-го по 1994 год Мексика получила иностранных капиталов в размере 27,1 процента своего ВВП, Бразилия с 1992-го по 1995 год — 9,4 процента, Чили с 1989-го по 1995 год — 25,8 процента. Влияние Соединенных Штатов на этот регион не позволило странам длительное время развиваться самостоятельно и являться заемщиками международного кредита не для поддержания функционирования существующей экономической системы, а для ее развития. Валютный кризис в Мексике в 1994 году потребовал экстренного внешнего финансирования со стороны МВФ. Кредитная программа фонда по поддержке политики валютного комитета в Аргентине в итоге закончилась долговым и банковским кризисами в 2001— 2002 годах. И хотя светлые периоды экономического роста и финансового обогащения в этих странах становятся все короче, а промежутки финансовых кризисов и реализации программ по выходу из них все длиннее, Латинская Америка, исходя из своей географической близости к США, остается под геополитическим и экономическим влиянием Штатов и поэтому может всегда рассчитывать на финансовую помощь в сложных ситуациях.
Распад Советского Союза и образование новых государств в Центральной и Восточной Европе, а также Содружества Независимых Государств обострили проблему международного кредитования для становления приспособленных к рынку денежных, кредитных и финансовых систем. Необходимый капитал, который нельзя было полностью удовлетворить путем использования внутренних источников, мог быть предоставлен другими странами или международными организациями. Восстановление торговых связей и формирование стабильных источников внутреннего финансирования позволили странам СНГ снизить темпы внешнего кредитования. В то же время страны Центральной и Восточной Европы активно использовали международные кредиты развитых европейских стран для достижения европейских стандартов экономического развития с целью вступления в Евросоюз. В результате часть стран Центральной и Восточной Европы влилась в Евросоюз, повысив емкость его рынка. Другие страны с переходной экономикой в свете международных кредитно-финансовых отношений оказались в тени Российской Федерации. Это объясняется тем, что Россия взяла на себя все международные финансовые обязательства СССР, а также смогла построить пусть спекулятивный, но дееспособный финансовый рынок. Этот рынок привлекает иностранных инвесторов своим количественным и качественным ростом. При этом качественное изменение финансового рынка России происходит параллельно с государственным вмешательством в финансовые и международные финансовые отношения.
Волнообразное развитие международных кредитных отношений обусловлено в целом эволюцией практики кредитных операций, генезисом экономической теории кредитного регулирования и динамикой политических процессов. Необходимо отметить, что периоды 1950-х, 1960-х и 1980-х годов характеризовались относительной статичностью. Незначительные по объемам международные кредитные операции не сказывались на эволюции кредитных механизмов и инструментов. Важными факторами, способствующими развитию международного кредитования, являлись глобальная финансовая либерализация, перепроизводство, новые технологии и низкие процентные ставки.
Глобальная финансовая либерализация, наступившая в 1970-х годах, создала климат для развития и распространения международных кредитных отношений без ограничений. К концу 1995 года 35 развивающихся стран полностью открыли свои финансовые системы для иностранного капитала. Расширяющаяся приватизация способствовала более глубокой интеграции развивающихся стран в мировую экономику, что повышало их привлекательность для международного кредита. Так, если в период 1985-1987 годов только две развивающиеся страны классифицировались международными организациями как глубоко интегрированные, то в 1992-1994 годах их количество составило уже 13, за аналогичный промежуток времени количество развивающихся стран, умеренно интегрированных, выросло с 24 до 26. Значительную поддержку глобальной финансовой либерализации оказали международные организации. Например, ВТО включила условие финансовой либерализации в соглашения по финансовым услугам в 1997 году, и к марту 1998 года 70 стран — членов ВТО присоединились к этому соглашению. VIII статья Устава МВФ предполагает конвертируемость валютных операций по текущему счету платежного баланса, и количество стран, подписавшихся под этой статьей, выросло с 35 в 1970 году до 137 — в 1997 году.
С начала 1980-х годов многие развивающиеся страны испытывали трудности перепроизводства, которые возникли из-за ограничений по выходу на мировые рынки. Решение этой проблемы было найдено странами Юго-Восточной Азии, которые переориентировали свои экономические системы с производства на финансовый сектор. Увеличение инвестиций в финансовый сектор потребовало дополнительных кредитных ресурсов, которые были доступны на мировом рынке ссудных капиталов.
Появившиеся новые технологии, особенно в сфере коммуникаций, значительно повысили скорость передачи финансовой информации, что сказалось на условиях международного кредита. С того момента, как был проведен трансатлантический телеграфный кабель, связавший в реальном времени Англию с Северной Америкой, начался новый этап в операциях финансовых рынков, которые по своей сути являются рынками информации. Если ранее передача информации из Лондона в Нью-Йорк занимала около трех недель, то в 1860-х годах время сократилось до одного дня, а к 1914 году период сократился до менее одной минуты. Развитие интернет-технологий, появление электронных площадок торговли ссудным капиталом, межбанковских систем SWIFT, FedWire, CHIPS (Clearing House Interbank Payment System), а также внедрение единых стандартов передачи финансовой информации (IAS — International Accounting Standards) упорядочили мобильность капиталов и способствовали ее повышению.
Еще одним фактором волнообразного развития международных кредитных отношений были процентные ставки. Низкие процентные ставки в развитых странах по сравнению с развивающимися стимулировали инвесторов искать альтернативные рынки для вложения своих капиталов. Так, если процентные ставки по казначейским облигациям США варьируются от 4 до 5 процентов, то долгосрочные процентные ставки Японии, наверное, самые низкие в мире — менее чем 1 процент (таблица 2). Таким образом, процентная политика развитых стран способствовала росту международного кредита в страны с более высокими процентными ставками.
Таблица 2 Процентные ставки в развитых странах, % в год [8, с. 30]
Страна |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
США |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
4,75 |
5,25 |
5,0 |
5,0 |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
1,25 |
0,75 |
2,0 |
2,0 |
Великобрита-ния |
11,77 |
9,39 |
5,46 |
4,76 |
5,98 |
5,89 |
6,56 |
7,21 |
5,2 |
5,77 |
5,08 |
3,89 |
3,59 |
3,75 |
Франция |
9,49 |
10,35 |
8,75 |
5,69 |
6,35 |
3,73 |
3,24 |
3,24 |
3,39 |
3,39 |
3,39 |
3,39 |
3,39 |
3,39 |
Германия |
8,0 |
8,3 |
5,8 |
4,5 |
3,0 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Япония |
4,5 |
3,25 |
1,75 |
1,75 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Италия |
12,0 |
12,0 |
8,0 |
7,5 |
9,0 |
7,5 |
5,5 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Канада |
7,67 |
7,36 |
4,11 |
7,43 |
5,79 |
3,25 |
4,5 |
5,25 |
5,0 |
6,0 |
2,5 |
3,0 |
3,0 |
2,25 |
Каждый прилив международного кредитования имел общие последствия как для национальных, так и для мировой экономики. Во-первых, волны международного кредита сопровождались банковскими инновациями и изменениями в структуре кредитных систем. Во-вторых, рост международного кредита увеличивал денежную массу в стране, что способствовало динамичному экономическому развитию стран, регионов и в целом мирового сообщества. В-третьих, экономический рост, сопровождавшийся ростом цен и доступностью финансовых ресурсов, повышал инвестиционные аппетиты и приводил к спекуляциям. В-четвертых, спекулятивные операции повышали риск невозврата кредита, создавали условия для кредитных кризисов, тем самым сокращая международное кредитование и оборот международных рынков ссудных капиталов.
В целом международный кредит является возможным механизмом развития национальной экономики, и особенно реального сектора, в условиях дефицита внутренних источников. Он должен использоваться только для развития, то есть для расширенного воспроизводства, а не для поддержания функционирования отрасли, компании или начатого проекта. Также надо учитывать, что международный кредит является лишь дополнительным, а не основным фактором экономического роста, учитываемым на стадиях подъема или резкого спада экономики. И даже если кредит является международным, он остается кредитом. В его основе лежат экономические интересы, а политические оттенки лишь вторичны, характеризуя исключительно резидентство субъектов, которое стирается в условиях глобализации.
3.2 Стабилизация мировой кредитной системы
Дестабилизация кредитной системы может произойти на любом уровне, будь то национальная, региональная или мировая кредитная система. Источником международной кредитной нестабильности является кризис национальной кредитной системы. Массовое банкротство банков в нескольких странах в современных условиях маловероятно, если только это не вызвано ухудшением экономических условий в целом в регионе или стало результатом целенаправленной координированной политики властей этих стран. Поэтому международная кредитная нестабильность зарождается в национальной кредитной системе, а затем по различным каналам распространяется на регион и мировое сообщество.
Интернационализация банковских услуг и банковских клиентов делает национальную кредитную нестабильность международной. Основной канал, по которому нестабильность национальной кредитной системы распространяется на региональную и мировую кредитные системы, называется каналом общего кредитора. Когда несколько стран, преимущественно с развивающимися рынками, имеют общего кредитора, они становятся уязвимыми к внешним шокам. В случае возникновения кредитной нестабильности в одной стране или группе стран кредитор, пытаясь сбалансировать свой инвестиционный портфель, начинает автоматически сокращать кредитование в других странах, в которых он держит свои активы.
По своей сущности международный кредитный кризис характеризуется ростом сомнительных и плохих долгов в международном кредитном портфеле кредитно-финансового института, увеличением убытков из-за переоценки непокрытых позиций на рынках разных стран, падением реальной стоимости активов. В результате ухудшается платежеспособность кредитного учреждения, что отражается на снижении способности эффективно перераспределять международные финансовые ресурсы.
Механизм международной кредитной стабилизации включает в себя как институциональные, так и операционные инструменты. Главным институтом, на который ложится ответственность за проведение превентивных мер в условиях нестабильности национальной кредитной системы и предотвращение распространения кризиса на регионы и все мировое сообщество, является центральный банк. Вместе с ним важную роль играют международные финансовые организации, правительство, министерство финансов и иные экономические ведомства. Субъектами, на которых непосредственно направлено антикризисное регулирование, являются банки и специальные кредитно-финансовые учреждения. Не менее важное значение в кредитной стабилизации занимают потребители, вкладчики и иные владельцы банковских счетов. Фактически государство, выполняя социальную функцию, защищает эту последнюю группу субъектов путем решения проблем банковских потрясений.
Механизм международной кредитной стабилизации по своему функциональному значению может быть разделен на систему инструментов по предотвращению и систему инструментов по преодолению международного кредитного кризиса.
Предотвращение международной кредитной нестабильности первоначально предполагает распределение полномочий между международными организациями, государственными институтами и центральным банком по обеспечению стабильности национальной и региональной кредитной системы. Затем создается система специализированных целевых гарантийных и страховых фондов, наделенных необходимыми полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и предотвращение системного кризиса в банковском секторе. Смысл создания таких фондов состоит в обеспечении не зависимой от факторов внешнего политического давления профессиональной деятельности институтов, ответственных за оздоровление и спасение проблемных кредитных организаций.
Система предотвращения международного кредитного кризиса базируется на следующих основных элементах:
1) Ограничение на определенный вид деятельности и операции с определенными активами. Каждый из представленных элементов пруденциального управления ставит перед собой цель — снижение международного риска, который берет на себя кредитное учреждение. Высоко рискованные международные финансовые инструменты могут принести банку большие доходы в случае успешного завершения сделки. В иной ситуации возникает вероятность банковской несостоятельности и угроза потери вкладчиками своих депозитов. Если бы международная деятельность кредитного учреждения была достаточно прозрачной, то при малейшем превышении риском своего достаточного уровня клиенты стали бы изымать свои сбережения, осуществив, по сути, “набег на банки”. Поскольку получить точную информацию о международной деятельности банка достаточно трудно, следовательно, защита интересов вкладчиков в каждой стране, где работает банк, ложится на государство. Международные финансовые организации пытаются защитить кредитные организации от самих себя, создавая стимулы и механизмы по страхованию и снижению международного риска.