Международный рынок труда: миграция рабочей силы, причины, последствия и инструменты регулирования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:34, контрольная работа

Краткое описание

Процессы глобализации, обострившие неравенство в странах мира, способствовали росту межгосударственных перемещений населения, это привело к формированию принципиально новой миграционной ситуации в XXI веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ…………………………………………5
1.1. Международный рынок труда, сущность, состояние на современном этапе………………………………………………………5
1.2. Особенности развития рынка труда (на примере России)………8
2.МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ, ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ……………………………………………...13
2.1Сущность причины миграции рабочей силы……………………..13
2.2.Направление миграции рабочей силы……………………………14
3.РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ………..16
3.1. Межгосударственная система международного регулирования миграции рабочей силы………………………………………………..16
3.2. Регулирование миграции рабочей силы в России………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 54.32 Кб (Скачать файл)

Одним из важных методов  наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Двусторонние  соглашения  принимают  вид  межправительственных или межведомственных договоров. В  обоих случаях в качестве  уполномоченных  выступают  ведомства  по  труду.  Например,  в Финляндии – Министерство  труда,  а  в Швейцарии –  Федеральное ведомство промышленности,  ремесел и  труда. Подписанные  соглашения  реализуются  следующим  образом:  запрос  о  кандидатах-мигрантах  направляется в уполномоченный орган  своего государства, который изучает  его  соответствие условиям  соглашения и переправляет его уполномоченному  органу принимающей страны.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных  уровнях в последнее время  происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

 

3.2 Регулирование миграции  рабочей силы в России

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации - комплекс административно-правовых и  социально-экономических мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов, создание условий для  их перемещения в направлениях, отвечающих текущим и перспективным потребностям страны, улучшение демографической  ситуации и сохранение территориальной  целостности Российской Федерации;

В законодательстве находят  отражение две тенденции: одна - к  открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к  протекционизму и ограничениям в  области международной миграции.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная  миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.

Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации  – обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов  национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в  трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового  потенциала мигрантов, построение демократического общества.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации  основывается на следующих принципах:

    • приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
    • защита геополитических интересов Российской Федерации;
    • обеспечение национальной безопасности российской Федерации;
    • соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
    • исполнение федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения в субъектах Российской Федерации;
    • обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;
    • сочетание интересов личности и государства;
    • дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
    • взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;
    • приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для самообеспечения мигрантов;
    • защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации.

Законодательство РФ в  отношении вопросов миграции населения, а также проблем гражданства, изменения правового статуса, пересечения  государственной границы иностранными гражданами регулируется целым рядом  законов и подзаконных актов.

Так, по данным статистики, иммиграция в Российскую Федерацию, в том  числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных  граждан постоянно превышает  количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Сокращается количество беженцев и  лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся  угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики  социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Сокращается прирост постоянного  населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного  прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности  населения в результате роста  смертности и снижения рождаемости.

Для решения этих проблем  необходимо:

1. Обеспечить контроль  над иммиграционными процессами  в Российской Федерации, сокращение  нелегальной иммиграции.

2. Обеспечение условий  для интеграции  мигрантов в  социальную среду.

3. Содействие привлечению  иммигрантов в Российскую Федерацию,  исходя из необходимости обеспечения  экономики страны трудовыми ресурсами.

4. Осуществление вхождения  Российской Федерации в международный  рынок труда, регулирование экономической  миграции квалифицированных кадров.

5. Создание условий для  добровольного возвращения вынужденных  мигрантов в места их прежнего  проживания.

6. Создание условий для  сохранения и дальнейшего формирования  населения в важных в геополитическом  отношении регионах Российской  Федерации.

7. Совершенствование правовой  базы в области миграции и  исполнение соответствующих норм  законодательства Российской Федерации.

8. Взаимодействие с соответствующими  государственными органами иностранных  государств, международными правительственными  и неправительственными организациями  в интересах решения миграционных  проблем.

К основным методам регулирования  миграции относится квотирование. Впервые  он вводится в ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в РФ». С  этого момента ежегодно устанавливаются: квота на выдачу иностранным гражданам  приглашений на въезд в РФ в  целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным  гражданам разрешений на временное  проживание.

Миграционная квота –  это количественное ограничение  численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти в виде абсолютной или относительной  величины.

Миграционная квота на 2011 год составляет 1 745 584 мест, что значительно меньше квоты 2010 года, составляющей 1 944 356 мест. А квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составила в 2010 году 160 000 мест.

 ФМС предложило отказаться  от миграционных квот. По их  мнению, отмена квотирования поможет  привлечь на рынок труда в  Россию высококвалифицированных  иностранцев, однако нормы и  правила для неквалифицированных  иностранцев будут изменены и  усовершенствованы. Эксперты отмечают, что отмена квот может стать  поворотным моментом новой миграционной  политики России. Этой концепции  предстоит определить будущее  рынка труда в стране.

Обеспечение легитимного  поля международной миграции в России и рациональное использование имеющейся  у мигрантов квалификации может  быть достигнуто только с помощью  разумной, стратегически выверенной миграционной политики в отношении  международной миграции, не допускающей  триумфа националистического атавизма над логикой экономического развития.

 

 

 

 

__________

1. Законы РФ, связанные с иммиграцией / http: www.migracio.ru

2. Миграция населения / http: www.inet-migration.ru

 3. Мировая экономика:  учебно-методический  комплекс / Хмелев И.Б. М. :  ЕАОИ, 2009.

4. Демографический ежегодник России 2010: - статистический сборник, Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое  и демографическое развитие практически  всех регионов России и стран зарубежья.

Это один из самых сложных  демографических процессов, так  как на миграционное поведение населения  воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

И так, миграция рабочей силы представляет собой переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие сроком более, чем  на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет  к выравниванию уровней оплаты труда  в различных странах.

В данной контрольной работе были рассмотрены теоретические аспекты процесса миграции населения. Определены основные направления и центры международной миграции населения. Рассмотрено влияние процессов миграции на экономику стран. Так же выявлены основные особенности миграционных процессов в России. Рассмотрено государственное регулирование миграции в России. Также мы рассмотрели международный рынок труда, дали характеристику рынку труда в России, ознакомились с принципами межгосударственного регулирования процессов международной миграции и рассмотрели особенности регулирования миграции рабочей силы в Российской Федерации.

Были выявлены тенденции  к ежегодному увеличению миграционных потоков. Выявлено, что миграция оказывает  различное влияние на экономику  и на государство в целом. С  одной стороны, это увеличение численности  населения принимающей страны. И  нередко мигранты являются дешевой  рабочей силой, выполняя ту работу, на которую отсутствует предложение  рабочей силы среди местного населения, а так же они предоставляют  дополнительный спрос на товары и  услуги. С другой стороны возникают  различные национальные напряженности среди населения, конкуренция за рабочие места между местным населением и мигрантами.

В рамках контрольной работы, можно сделать вывод, что миграция в России не многим отличается от миграционных процессах в других странах.  Главной особенностью является наличие такого явления, как «утечка умов», то есть эмиграции из России высококвалифицированных кадров, в основном это научные работники. И хотя в России сформировано законодательство, которое направлено на регулирование миграционных процессов, эту проблему в ближайшее время вряд ли удастся решить. России необходима качественная модернизация и экономической, и научной, и социальной и других сфер жизни.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Международные экономические отношения : учебное пособие /  Авдокушин Е.Ф. М.: ИВЦ Маркетинг, 2007. 

2 Мировая экономика: учебник  / под ред. А.С. Булатова. М. : Экономистъ, 2007.

3 Мировая экономика: учебник  / Кудров В.М. М. : БЕК, 2009.

4 Мировая экономика:  учебное  пособие / Ломакин В.К. М. : ЮНИТИ, 2005. 

5 Мировая экономика: учебник / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова. М. : Проспект, 2007.

6 Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Симионов Ю.Ф., Лыкова О.А. М. : Феникс, 2007.

7 Мировая экономика:  учебно-методический  комплекс / Хмелев И.Б. М. :  ЕАОИ, 2009. 

8 Мировая экономика: введение  во внешнеэкономическую деятельность: учебное пособие для вузов  / Шуркалина А.К.., Н.С. Цыпиной М. : Логос, 2006.  

9 Алешковский И., Ионцев  В. Тенденции международной миграции  в глобализирующемся мире // Век  глобализации. 2008. №2 

10 Россия на мировом  рынке труда и денежных переводов  мигрантов // БИКИ / 2010. № 37

11 Глущенко Г. П. Влияние  международной трудовой миграции  на мировое социально-экономическое  развитие // Международная экономика  / 2010. № 2 

12 Тюрюканова Е. Денежные  переводы мигрантов: беда или  благо // Демоскоп Weekly /  2007. № 223

13 Орешкин В.И. Россия  в международной миграции трудовых  ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3.

14 Паппэ Я., Галухина Я.. Внешнеэкономические факторы трансформации  крупного бизнеса в России // Вопросы  экономики / 2005 г. №10

15 Шахно Т. В. причины  трудовой миграции // Вестник ХГАЭП  / 2010. №1 

16 Цапенко И.К. Роль  миграции в экономике развитых  стран // Мировая экономика и международные отношения /  2008. № 5.

17 Демографический ежегодник  России 2010: - статистический сборник,  Федеральная служба государственной  статистики (Росстат)

18 Законы РФ, связанные  с иммиграцией / http: www.migracio.ru

19 Миграция населения  / http: www.inet-migration.ru

20 Международная ассоциация миграции http:www.iom.int/jahia/Jahia/about-migration

 


Информация о работе Международный рынок труда: миграция рабочей силы, причины, последствия и инструменты регулирования»