Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа
Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Данная курсовая работа посвящена проблемам регулирования внешнеэкономической деятельности и попытке определения места Республики Беларусь в мировом хозяйстве.
ведение……………………………………………………………………3
1. Внешнеэкономическая деятельность как важнейший фактор социально- экономического развития страны…………………………………………5
1.1 Сущность и роль внешнеэкономических отношений………………..5
1.2 Формы внешнеэкономического сотрудничества…………………….7
2. Место и роль Республики Беларусь в мировой экономике………….14
2.1 Внешняя торговля РБ как форма внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………………………...14
2.2 Цели и основные направления развития национальной экспортной политики Республики Беларусь………………………………………………..17
2.3 Условия интеграция Республики Беларусь в систему мирового рынка……………………………………………………………………………19
3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и проблемы ее реформирования………………...24
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………30
Беларусь сегодня дает 30% мирового производства большегрузных автомобилей, 15% минеральных удобрений, 6% тракторов и заметную долю микропроцессоров. Объем белорусского экспорта в соотношении с объемом ВВП составляет более 70%.
Темп роста объема внешней торговли Республики Беларусь товарами в 2004 году по сравнению с 2003 составил 140%, в том числе экспорта – 138,3%, импорта – 141,6%. Во внешней торговле со странами дальнего зарубежья обеспечены опережающие темпы роста над импортом. Основным внешнеторговым партнером республики традиционно остается Россия. В общем товарообороте Беларуси со странами СНГ по итогам 2004 года ее доля составила 92,2%, в экспорте – 88,6%, в импорте – 94,4%. Второе место по объему торговли с Беларусью из стран Содружества занимает Украина, товарооборот с которой за 2004 год увеличился на 53,7% и превысил 1 млрд. долларов.
Активизировалось сотрудничеств
Возрос экспорт в страны, являющиеся традиционными партнерами Беларуси – Польшу, и Литву. Позитивная динамика, в частности, обусловлена переходом этих стран на Общий таможенный тариф и систему преференций Евросоюза (ЕС), что в целом привело к улучшению доступа белорусских товаров на их рынки. В целом по итогам 11 месяцев 2004 года экспорта белорусской продукции в страны ЕС увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 43,5% и составил 4,6 млрд. долларов [2, с. 44].
География присутствия белорусских товаров на внешних рынках постепенно расширяется. В 2004 году Республика Беларусь поддерживала экспортно-импортные отношения с 88 странами мира. Основными торговыми партнерами Республики Беларусь являются Россия - 49% общего объема внешней торговли республики, Нидерланды -18%, Великобритания - 9%, Германия - 7%, Польша - 7, Украина - 4% [таблица 1.1] [2, c. 45].
Таблица 1.1 Экспорт и импорт Республики Беларусь (млн. долл. США)
Экспорт |
Импорт |
|||
Январь-ноябрь 2004г. |
Январь-ноябрь 2004 г. в % к 2003 г. |
Январь-ноябрь 2004г. |
Январь-ноябрь 2004 г. в % к 2003 г. | |
Всего |
12360,3 |
138,1 |
14140,5 |
137,0 |
Россия |
5757,4 |
131,4 |
9596,8 |
140,9 |
Германия |
462,6 |
116,3 |
895,1 |
124,8 |
Великобритания |
1053,4 |
126,0 |
110,0 |
165,0 |
Польша |
674,4 |
170,8 |
419,5 |
135,4 |
Украина |
510,1 |
166,6 |
483,7 |
150,9 |
Нидерланды |
792,0 |
215,6 |
106,9 |
129,9 |
Литва |
372,2 |
160,1 |
154,0 |
117,2 |
Италия |
131,3 |
105,1 |
257,5 |
100,7 |
Латвия |
299,7 |
96,8 |
77,6 |
210,1 |
Китай |
191,4 |
132,2 |
136,1 |
212,3 |
США |
147,0 |
161,7 |
174,4 |
127,5 |
Франция |
99,9 |
195,3 |
146,6 |
142,8 |
Бразилия |
142,7 |
130,4 |
93,3 |
108,3 |
Швеция |
111,3 |
218,1 |
85,15 |
91,3 |
Бельгия |
91,8 |
200,2 |
80,2 |
116,3 |
2005 год
По итогам первого полугодия 2005 внешняя торговля Беларуси демонстрирует стабильный рост, превышая прогнозные показатели по большинству позиций. Особенностью внешнеэкономическая деятельности Республики Беларусь в первом полугодии стала переориентация экспорта. Объём внешней торговли товарами и услугами за 5 месяцев увеличился на 11,1%, экспорт на 19,3%, импорт на 3,2%. В тоже время наблюдалось замедление темпов роста поставок в Россию и другие страны СНГ. Уровень торговых операций с этими странами уменьшился (на 3-10 %), в то время как торговля со странами вне СНГ демонстрирует значительный рост (экспорт - на 44,1 %, импорт - на 20,2 %). Динамично развивается торговля с Нидерландами, Францией, Германией, Швецией, США, Индией, Китаем, Украиной, Литвой и Польшей. Сальдо во внешней торговле сложилось положительное, составив $294,4 млн.
Экспорт
Товарная структура экспорта республики определяется созданной в стране развитой и многоотраслевой производственной и научно-технической базой. На внешние рынки поставляется, в первую очередь, готовая продукция наукоемких отраслей.
Традиционными товарами белорусского экспорта являются грузовые автомобили, сельскохозяйственная техника, холодильники и морозильники, прицепы и полуприцепы, мебель, шины, обувь, продукты питания и лекарственные препараты.
Согласно данным Министерства статистики и анализа РБ, объем белорусского экспорта значительно превысил прогнозные показатели, составив 119,6% по отношению к соответствующему периоду 2004 года, вместо запланированных 111-112 %. Сумма внешнеторгового оборота по экспорту - $7381,7.
Основным потребителем наших товаров остается Российская Федерация. На российский рынок сейчас направляется около 40 % белорусского экспорта. Основные торговые партнеры Беларуси среди российских регионов: Тюменская область, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Пермская область, Республика Татарстан, Смоленская, Вологодская, Ярославская и Свердловская области. При этом по итогам первого полугодия 2005 года произошло сокращение экспорта в РФ относительно прошлогоднего показателя на 10,1%. В целом, для этого периода было характерно значительное снижение роли Беларуси в российской внешней торговле, что не может не настораживать. Сократились поставки на российский рынок металлообрабатывающих станков, велосипедов, седельных тягачей, грузовых автомобилей, шин, некоторых видов продуктов питания.
Уменьшение экспорта в Россию с лихвой компенсировалось развитием торговли со странами дальнего зарубежья. За январь - май 2005 года экспортные поставки в Нидерланды увеличились в 3,3 раза, составив $872,6 млн., во Францию - в 4,1 раза ($127,2 млн.), в Индию - в 10 раз ($78 млн.). Значительно увеличился экспорт в Украину, Швецию, Литву, Китай, Польшу и Германию - на 30-75 %. По объему валютных поступлений ведущую роль играют Нидерланды ($872,6 млн.), Великобритания ($402,2 млн.), Польша ($348,2 млн.), Украина ($295,4 млн.), Германия ($268,8 млн.), Китай($184 млн.), Литва ($133,8 млн.), Франция ($127,2 млн.) и Латвия ($126,1 млн.).
Белорусский экспорт в Казахстан, по информации Министерства экономики Республики Беларусь в январе - мае 2005 года увеличился на 62,4%, в Молдову - на 22,6% и составили $29,7 млн., в Грузию - в 5 раз, Кыргызстан - почти в 2,3 раза, Азербайджан - в 2,2 раза, Армению - в 1,8 раза, Туркменистан - почти в 1,6 раза, Узбекистан - в 1,5 раза.
Наиболее впечатляющий рост был достигнут по следующим группам товаров: телевизоры, видеомониторы и видеопроекторы (338,2 тыс. шт., 146,6 % к уровню первого полугодия 2004 года), необработанные лесоматериалы (821,4 тыс. м³, 121,7 %), тракторы (15077 шт., 120,9%), черные металлы (772,8 тыс. т., 109,2 %), нефтепродукты (5680,2 тыс. т., 108,9 %) и калийные удобрения (1825,5 тыс. т., 101,2 %). Что же касается других отраслей, традиционным рынком сбыта для которых является Россия и страны СНГ, то нереализованной готовой продукции на белорусских складах накапливается все больше. При этом наибольшие проблемы с реализацией своих товаров испытывают предприятия легкой промышленности и машиностроения.
Импорт
Рост импорта в первом полугодии по отношению к такому же периоду прошлого года составил всего лишь 1,7 %, при прогнозировавшихся 9-10 %. Сумма внешнеторгового оборота Беларуси по импорту - $7087,3 млн.
Структура импорта товаров в Республику Беларусь достаточно стабильна. Для обеспечения потребностей народного хозяйства в республику поставляются минеральное топливо, черные и цветные металлы, сырье для химической, легкой и пищевой промышленности, машины и оборудование.
В последние годы наблюдается сокращение в объеме импорта доли минерального топлива на фоне стабильного роста удельного веса поставок машин, оборудования и транспортных средств, что связано с проводимым в стране курсом на техническое перевооружение производства и внедрение энергосберегающих технологий.
В торговле с Россией и странами СНГ импорт по-прежнему превышает экспорт, а торговое сальдо является отрицательным. Однако объем ввозимых товаров понизился в среднем на 5-10%. По итогам января - мая 2005 года импорт из стран СНГ составил $3828,З млн., или 95,9 % от уровня первого квартала 2004 года, в том числе из России - $3482,1 млн. (92,6%). Вторым по значимости импортером товаров в Беларусь среди стран СНГ является Украина - $305,8 млн. (164,2 %).
В торговле со странами дальнего зарубежья сложилась обратная ситуация: экспорт превышает импорт, а сальдо - положительное. Общая сумма импорта из стран дальнего зарубежья за январь-май 2005 года составила $1854,9 млн., или 120% от прошлогоднего уровня, в том числе из ЕС - $1172,9 млн. (107,9%). Крупнейшие импортеры: Германия, Польша, Италия, Китай, США, Бразилия, Франция, Литва и Великобритания [3, c.71].
2.2 Цели и основные направления развития национальной экспортной политики Республики Беларусь
Повышение жизненного уровня населения страны является основной целью национальной экспортной политики Республики Беларусь. Для выполнения этой цели необходимо обеспечить опережающий прирост объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление части экспортной выручки на закупку импорта. Исходя, из этого в стране определена главная цель: обеспечить ежегодный прирост экспорта не менее чем на 5-6%, а в перспективе увеличить его на 1/3.
Выполнение этой задачи
требует решения следующих
• создание валютно-финансовой и денежно-кредитной системы, способствующей развитию экспорта;
• внедрение мероприятий, повышающих конкурентоспособность продукции предприятий;
• создание развитой системы экспортного кредитования, страхования
экспортных рисков;
• создание условий для адаптации экспортеров к изменениям на внешних рынках.
Обеспечение ежегодного прироста экспорта требует активизации внешнеэкономической деятельности государства в области экспортной политики, представляющей собой комплекс политических, экономических и организационных мер, в связи, с чем стратегическими принципами национальной экспортной политики являются:
• сохранение суверенитета при открытости экономики в процессе интеграции Республики Беларусь в мировую экономику;
• многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при развитии интеграционных процессов;
• выход на международные рынки и реформирование структуры экспорта;
• использование во внешней торговле Республики Беларусь протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
• защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке государственных и частных экспортеров;
•
преобладание экономических методов
регулирования в области внешне
• увеличение экспорта промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых);
• снижение энергоемкости, материалоемкости экспортной продукции;
• повышение в экспорте удельного веса наукоемкой продукции;
• совершенствование правовых условий привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;
• повышение роли регионального развития экспортного производства.
В перспективе экспортная политика должна быть направлена на оптимизацию экспортных цен и потоков на основе эффективного использования имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания базы для наращивания экспорта в последующие годы. Количественные ограничения экспортных потоков государством могут вводиться только в исключительных случаях при обеспечении национальной экономической безопасности Республики Беларусь и выполнения международных обязательств.
Таким образом, повышение валютной эффективности экспорта должно обеспечиваться:
• стабилизацией валютного рынка;
• стимулированием экспортеров (налоговое и тарифное), обеспечением свободного доступа к импортным ресурсам, материалам и комплектующим по минимально возможным ценам;
• вступлением в ВТО и снижением тарифных пошлин и нетарифных барьеров;
• внедрением международной сертификации и систем технического, фармакологического, санитарного, ветеринарного, экологического, фитосанитарного контроля экспортной продукции на основе международных стандартов, правил и обычаев [1, c. 16-17].
2.3 Интеграция Республики Беларусь в систему мирового рынка
Превращение Республики Беларусь в суверенный объект мирохозяйственных связей и становление белоруской государственности обуславливают необходимость создания эффективной экономики, специализирующейся на производстве наиболее выгодных видов продукции в торговле со странами ближнего и дальнего зарубежья. Переход Беларуси к новым экономическим отношениям превратили внешнеэкономический фактор развития страны в один из решающих.
Выход продукции Республики Беларусь за рамки национальной экономики представляет собой не что иное, как движение к интеграции в мировое хозяйство.
По имеющемуся социально-экономическому потенциалу республику можно отнести к числу малых индустриальных стран, которые характеризуются не только своеобразием социально-экономических, географических, геополитических условий, но и спецификой уровня развития.
Деление стран на крупные и малые представляется весьма условным. В современной экономической теории существуют три основных направления в определении места страны в международных экономических отношениях. Первое направление за основу берет показатели, характеризующие размеры страны и численность населения. Малой считается страна с населением не более 15 млн. человек. Второе направление в качестве основного критерия использует экономические показатели, такие как объем внутреннего рынка ВВП, уровень национального дохода на душу населения. Третье направление включает качественные показатели в развитии экономики.
Для страны, обладающей небольшим
социально-экономическим потенц