Место и роль республики беларусь в мировой экономике. Проблемы реформирования внешнеэкономической деятельности Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Данная курсовая работа посвящена проблемам регулирования внешнеэкономической деятельности и попытке определения места Республики Беларусь в мировом хозяйстве.

Содержание

ведение……………………………………………………………………3

1. Внешнеэкономическая деятельность как важнейший фактор социально- экономического развития страны…………………………………………5
1.1 Сущность и роль внешнеэкономических отношений………………..5
1.2 Формы внешнеэкономического сотрудничества…………………….7

2. Место и роль Республики Беларусь в мировой экономике………….14
2.1 Внешняя торговля РБ как форма внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………………………...14
2.2 Цели и основные направления развития национальной экспортной политики Республики Беларусь………………………………………………..17
2.3 Условия интеграция Республики Беларусь в систему мирового рынка……………………………………………………………………………19

3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и проблемы ее реформирования………………...24

Заключение……………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь регулирование  внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью тарифных и нетарифных мер. Они являются важным инструментом торговой политики и государственного регулирования при осуществлении внешнеторговых операций.

Цель этого регулирования  заключается в следующем:

•      осуществление регулирования ввозимой товарной номенклатуры;

•      поддержание разумного соотношения между ввозом и вывозом товаров, валюты;

•        стимулирование прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

•       защита экономики Республики Беларусь от конкуренции извне.

Таможенный тариф Республики Беларусь включает ставки таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. Товарная номенклатура является единым и не подлежащим изменению документом.

Основные цели таможенного  тарифа РБ:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РБ;

• защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику;

Для товаров, происходящих из стран, с которыми не установлен режим наибольшего благопрепятствования или не установлена страна происхождения, ставки на основании закона увеличиваются вдвое. Ставки таможенных пошлин исчисляются от таможенной стоимости товара и вносятся в республиканский бюджет. По таможенным пошлинам применяются льготы на условии взаимности.

Нетарифное регулирование  внешнеторговой деятельности представлено в республике такими формами, как лицензирование, квотирование, государственная монополия на экспорт товаров, работ и услуг; регистрация контрактов, экспортный контроль, введение запретов и ограничений, введение ответных мер по защите интересов Республики Беларусь, введение технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, экологических стандартов и требований к ввозимым товарам.

Введение лицензирования и квотирования распространяется на все субъекты хозяйствования Республики Беларусь независимо от форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. Защитные меры в отношении импортных товаров устанавливаются в форме количественных ограничений (квот) или таможенных пошлин. Совместные предприятия, в уставном фонде которых доля иностранного партнера составляет свыше 30%, экспортируют продукцию собственного производства без получения лицензий.

Лицензирование применяется  при экспорте драгоценных металлов и камней и при импорте химических средств защиты растений и промышленных отходов.

В целом же в республике постепенно идет снижение числа лицензируемых товаров.

В связи с медленным  ростом внешнеторгового оборота  Республики Беларусь с зарубежными партнерами такая форма нетарифного регулирования как контингентирование развита слабо.

Для валютозначимьгх  товаров, которые не попадают под действие квотирования и лицензирования в республике введена система регистрации экспортных контрактов. Это наиболее характерно для таких видов продукции, как нефть, нефтепродукты, хвойная древесина, шпалы, сухое молоко, казеин, спирт, льноволокно и др.

Эти меры не носят явно ограничительного характера, но дают возможность своевременно принять меры по недопустимости нарушений. Основными нарушениями, по которым может быть отказано в регистрации контракта, являются:

•        отклонение цен, указанных в контракте, более чем на 15%;

•       снижение цены на экспортируемые товары, что приведет к антидемпинговым акциям страны-импортера;

• длительные сроки исполнения контракта;

• отсутствие требуемых реквизитов;

• другие случаи нарушения установленного порядка внешнеторговых операций в Республики Беларусь.

В республике сложилась  и действует система экспортного  контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров, технологий и услуг. Для этого в республике создана правовая база, которая отвечает международным нормам. Цель этого контроля заключается в защите интересов страны и ее товаропроизводителей. В соответствии с Законом «Об экспортном контроле», постановлением правительства определен перечень видов товаров, работ и услуг, которые являются исключительным правом государства, В качестве элементов этого контроля применяются следующие режимы контроля:

• контроль за поставкой товаров в режиме особого порядка экспорта;

• контроль за вывозом лицензируемых товаров;

• сертификация импортных товаров.

Применяются и такие элементы, как декларирование грузов, перемещаемых через таможенную границу, помещение под таможенный режим и акцизный таможенный контроль. Введение запретов и ограничений на экспорт предусматривает защиту национальных интересов (охрана правопорядка и морали, животного и растительного мира, охрана культурных и исторических ценностей).

В республике проводится работа по присоединению к различным  международным режимам в области ведения внешнеторговых операций, что будет способствовать продвижению республики к вступлению во Всемирную торговую организацию и привлечению иностранных инвестиций [1, c. 68-72].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Развитие внешнеэкономической  деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики Республики Беларусь в мировое хозяйство. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей республике, так и каждому предприятию в отдельности.

Внешняя торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Республики Беларусь.

Современный этап мирового развития характеризуется тесной взаимозависимостью экономик разных стран. Ключевую роль в этом процессе играет мировой рынок товаров и услуг. Географическое положение, исторически сложившиеся связи и особенности промышленного комплекса Республики Беларусь определили высокую степень открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки.

Интеграция Беларуси в международную торговую систему является важным элементом стратегии развития страны, где торговля способствует достижению определенных экономических и социальных целей. Включение Беларуси в систему международного сотрудничества позволит строить внешнеэкономические отношения в более предсказуемой и стабильной среде, которая гарантирует равные права всем торговым партнерам, а также наиболее эффективно использовать имеющиеся возможности в мировой торговле.

Рассматривая возможности интеграции Республики Беларусь в мировую экономическую систему, можно отметить следующее: Республика Беларусь по накопленному социально-экономическому потенциалу относится к группе так называемых «малых» индустриальных стран. Небольшие размеры страны создают экспортоориентироваиную структуру экономики, которая обеспечит ее несомненные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Вхождение Республики Беларусь в мировую экономику при ограниченности инвестиционных ресурсов может происходить отдельными предприятиями.

В качестве предпосылок  такой интеграционной направленности следует отметить высокий уровень техники и технологии в ряде отраслей промышленности, развитие науки, выгодное геополитическое положение страны и наличие высокопрофессиональной рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Войтихов А.Д. Внешнеэкономическая деятельность. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2005.
  2. Сидорский С. Устойчивый рост в экономике // Экономика Беларуси. - 2005. - № 1(2). – С. 44.
  3. Введенский Е. В зеркале статистики // Экспорт и импорт. – 2005. - № 4(19). – С. 71.
  4. Долголев В. Новые контуры сотрудничества // Экспорт и импорт. – 2005. - № 1(17). – С. 13-14.
  5. Паньшин Б. вступление в ВТО: лучше вместе // Экспорт и импорт. – 2005. - № 4(19). – С. 72.
  6. Филькевич И.А.  Внешнеэкономическая политика государства: Учебное пособие  для студентов высших учебных заведений. – Гомель: БТЭУ, 2002.
  7. Бизнес-прогноз Беларуси // Экспорт и импорт. – 2005. - № 4(19). – С. – 70.
  8. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999.
  9. Тихонов Ю.Р. Основные формы международных связей и механизм их регулирования: Лекция. – Мн.: Тесей, 2000.
  10. Большой энциклопедический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. доп. И перераб. – М.: Институт новой экономики, 1997..
  11. Козлович А. Соблюсти свой интерес: [О важнейших приоритетах устойчивого развития Республики] // Бел. думка. – 2001. – №  6. – С. 56-60.
  12. Давыденко Е.А., Матюшевский В.С. Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь. – Мн.: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 1998.
  13. Дайнеко А.Е., Судас В.Н. Внешняя торговля и перспективы интеграции Беларуси в систему мирохозяйственных связей // Экономика. Управление. Право. – 2002. - № 3 С. 3-9.
  14. Алехнович А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2005.
  15. Медведев В.Ф. Вступление в ВТО и интеграция Республики Беларусь в мировую практику // Белорусский экономический журнал. – 2005. - № 3. – С. 47-53.

Информация о работе Место и роль республики беларусь в мировой экономике. Проблемы реформирования внешнеэкономической деятельности Беларуси