Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа
Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Данная курсовая работа посвящена проблемам регулирования внешнеэкономической деятельности и попытке определения места Республики Беларусь в мировом хозяйстве.
ведение……………………………………………………………………3
1. Внешнеэкономическая деятельность как важнейший фактор социально- экономического развития страны…………………………………………5
1.1 Сущность и роль внешнеэкономических отношений………………..5
1.2 Формы внешнеэкономического сотрудничества…………………….7
2. Место и роль Республики Беларусь в мировой экономике………….14
2.1 Внешняя торговля РБ как форма внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………………………...14
2.2 Цели и основные направления развития национальной экспортной политики Республики Беларусь………………………………………………..17
2.3 Условия интеграция Республики Беларусь в систему мирового рынка……………………………………………………………………………19
3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и проблемы ее реформирования………………...24
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………30
Вхождение в мировую
экономику связано с
При тотальном вхождении
экономики снимаются
При втором варианте вхождения страна формирует несколько приоритетных экспортных отраслей, ориентированных на определенную нишу мирового рынка. В этом случае за счет данных отраслей происходит частичное «подтягивание» (технологическое, техническое, финансовое ит.п.) оставшихся отраслей экономики до среднемирового уровня.
В третьем случае процесс интегрирования во многом подобен второму варианту. Однако в условиях внутренней ограниченности финансовых (инвестиционных) ресурсов, необходимых для модернизации и технического перевооружения отрасли (отраслей), включение национальной экономики происходит «точечно», т.е. отдельными предприятиями.
Четвертый вариант интегрирования страны связан с географическим расположением. Создаются зоны с особым льготным экономическим и правовым режимом хозяйствования для национального и иностранного капитала [6, c. 11-12].Принятие закона «О свободных экономических зонах» от 17 декабря 1998 г. заложило фундамент правовой базы функционирования свободных экономических зон в нашей республике. Были определены правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь. Свободной экономической зоной является часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычно, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано шесть свободных экономических зон: «Минск», «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест» [1, с. 89].
Однако наиболее приемлемым вариантом интеграции экономики Республики Беларусь в мировой рынок представляется «точечное» вхождение (на уровне отдельных предприятий). Предпосылкой для этого служат различия в структуре экономики, слабость рыночных отношений и ограниченность инвестиционных ресурсов.
Республика Беларусь входит в состав нескольких интеграционных группировок, созданных государствами, ранее входившими в состав СССР [таблица 1.2].
Таблица 1.2 Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах [4, c. 13]
Показатели |
Союзное государство |
ЕврАзЭС |
Содружество Независимых Государств |
Государства-участники |
Беларусь, Россия |
Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан |
Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина |
Год образования |
1996 г. - Сообщество 1997 г. - Союз РБ и России 1999 г. - Союзное государство |
2000 г. (1995-2000 гг. - Таможенный союз) |
1991 г. |
Уставные органы |
Высший Государственный Совет, Парламент Союзного Государства, Совет министров Союзного государства, Суд Союзного государства, Счётная палата |
Межгосударственный совет (на уровне глав государств), Межгосударственный совет (на уровне глав правительств), Интеграционный Комитет, Экономический Суд |
Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Межпарламентская Ассамблея, Экономический Суд |
Исполнительный орган |
Постоянный Комитет, г. Москва; Представительство Постоянного Комитета, г. Минск |
Секретариат Интеграционного Комитета, г. Москва; Отделение Секретариата, г. Алматы |
Исполнительный комитет, г. Минск; Отделение Исполнительного Комитета, г. Минск |
Наиболее эффективным из всех объединений является Союзное государство. Республика Беларусь и Российская Федерация осуществляют совместные шаги по сближению правовых, финансовых, таможенных и других систем, что в итоге должно привести к созданию единого экономического пространства с единой таможенной территорией, денежной единицей и с объединёнными транспортной и электроэнергетической системами.
Основой белорусско-российской интеграции является экономика. Как Беларуси, так и России сотрудничество обеспечивает ряд экономических выгод, таких как повышение эффективности и конкурентоспособности национальных экономик, увеличение ёмкости внутренних рынков. Результативность объединительного процесса подтверждается высокими темпами роста объёмов взаимной торговли. За последние 10 лет товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией увеличился почти в 6 раз [4, c. 13-14].
Интеграция Беларуси в международную торговую систему является важным элементом стратегии развития страны, где торговля способствует достижению определенных экономических и социальных целей. Включение Беларуси в систему международного сотрудничества позволит строить внешнеэкономические отношения в более предсказуемой и стабильной среде, которая гарантирует равные права всем торговым партнерам, а также наиболее эффективно использовать имеющиеся возможности в мировой торговле. Невозможность дальнейшего существования Беларуси вне Всемирной торговой организации (ВТО), контролирующей и регулирующей практически всю мировую торговлю, становится все более очевидной.
Большинство Развитых стран входит в ВТО или стремится в неё. Республика Беларусь и Россия также работают над процессом вступления в ВТО. Всемирная торговая организация регулирует 95 % мирового торгового оборота. Рассматривая ВТО как форму интеграции в мировую экономику, позволяющую эффективно использовать преимущества той или иной страны в мировой экономике на долгосрочную перспективу, можно сделать правильный вывод, что участие в данном сообществе дает его членам ряд преимуществ, которые, собственно, и являются целью присоединения к ней.
Если коротко обозначить сущность идеологии ВТО, то она состоит в том, чтобы устранить всяческие барьеры в торговле ради экономического прогресса. Речь идет о торговле промышленными товарами, рынке услуг, сельском хозяйстве. Предполагается, что в выигрыше должны оказаться в первую очередь развивающиеся страны – именно такой приоритет обозначен на последних форумах стран – членов ВТО [5, c. 72].
К основным преимуществам, которые Беларусь получит от интеграции в международную торговую систему можно отнести:
• возможность пользоваться постоянно снижающимися тарифами других торговых систем мира (это позитивно отразиться на расширении экспорта отечественных производителей и активации внешнеторговой деятельности в целом);
• перевод отношений с другими странами на долговременную стабильную основу (это позволит отстаивать и защищать свои интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях);
• уменьшение риска от одностороннего применения антидемпинговых мер другими странами (они вводятся в отношении некоторых белорусских товаров);
• использование существующего механизма обеспечения транзитных перевозок для беспрепятственного передвижения отечественных товаров по территории любой страны – участницы ВТО (это особенно важно для Беларуси, не имеющей прямого выхода к морю).
Таким образом, вступление Беларуси в ВТО является важным звеном внешнеэкономической политики страны, определяющей ход ее внутриэкономических преобразований [6, с. 7-8].
Но, Республика Беларусь должна стать членом ВТО не вследствие присоединения России к этой организации (или вместе с Россией), а в результате проведения самостоятельных переговоров в рамках своей Рабочей группы на основе экономически обоснованной, сбалансированной позиции, а также исходя из необходимости реализации долгосрочной стратегии развития национальной экономики [7, c. 70].
Также важным направлением интеграции Беларуси в систему мирохозяйственных связей является ее деятельность в сфере налаживания контактов с международными инвестиционными и финансовыми агентствами, присоединение к которым или участие в них даст Беларуси в стратегическом плане дополнительные преимущества. Среди таких организаций можно выделить: МВФ, Всемирный банк, Агентство Мирового банка по содействию иностранным инвестициям (FIAS), Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференция ООН по промышленному развитию (UIDO), Конференция ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям (UNCTAD) [6, c. 9].
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Важной мерой по совершенствованию и развитию внешнеторговых отношений в стране является государственное регулирование.
Проведение экспортно-
Среди основополагающих принципов государственного регулирования можно выделить следующие:
В основу государственного
регулирования
Международные правовые нормы служат для унификации внешнеэкономических отношений с зарубежными странами. Они подразделяются на региональные, двусторонние и многосторонние.
Республика Беларусь является членом более 40 международных организаций. Их деятельность охватывает все сферы международного сотрудничества. Накопленный опыт участия в работе этих организаций позволяет Республике Беларусь активно участвовать в многостороннем сотрудничестве в рамках специализированных и региональных организаций.
В настоящее время Республикой Беларусь ратифицировано большое количество многосторонних и двусторонних договоров с различными государствами, в том числе и со странами СНГ. Например, ратифицированы двусторонние договоры о порядке изымания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг, соглашение о свободной торговле, договоры о сотрудничестве в таможенных делах и ряд других.
Республикой Беларусь ратифицированы
также соглашения и договоры с
рядом международных
При регулировании и
осуществлении
Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений страны являются ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Национальному собранию, в которых определяются приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны, дается анализ проделанной работы, и намечаются пути и средства их реализации. Первоочередной задачей является создание Союзного государства Беларуси и России, расширение торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы, развитие устойчивых внешнеэкономических отношений с Польшей и странами Балтии, Европейским экономическим союзом.
Большое внимание уделяется укреплению и расширению внешнеэкономических отношений при рассмотрении и утверждении бюджета страны. Ежегодно предусматривается выделение средств на международную деятельность, на открытие и содержание дипломатических представительств, консульских учреждений за рубежом, на различные взносы в международные организации, членом которых является Республика Беларусь.
Важным элементом правового
регулирования внешнеэкономичес
На начальном этапе
формирования и регулирования внешнеэкономич