Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня каждый из нас живет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Суть этого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми. Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическая глобализация.
Экономическая глобализация означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдельных стран. Изменяются качественные характеристики этих экономик, когда из так или иначе замкнутых систем они превращаются в звенья единого хозяйства, единой экономической структуры. Поэтому неудивительно, что глобализация приводит к большей открытости национальных экономик.

Вложенные файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Структура экспорта стала приближаться к соответствующей структуре ряда развивающихся стран. Свыше половины объема в нем составляют энергетические товары, металлы. Доля машин снизилась до 8–11% стоимостного объема экспорта (1990 г. – 18%). В структуре экспорта обрабатывающей промышленности доля высокотехнологичных товаров выше, чем в Бразилии, но ниже, чем в КНР. Энергосырьевая направленность экспорта предопределяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны от колебаний цен на сырьевые товары на международных рынках.

По отдельным товарам поставки из РФ занимают важное место во внутреннем спросе отдельных стран-импортеров. Так, поставки энергетических товаров из страны покрывают 80% потребностей Украины, полностью – стран Балтии, свыше 50% – стран Восточной и Центральной Европы, до 20% – западноевропейских стран. В ряде производств российские производители имеют высокую конкурентоспособность: черная и цветная металлургия, нефтехимическая и лесная промышленность.

Значительные изменения произошли в структуре импорта: снизилась доля машин и оборудования, усилилась роль потребительских товаров. Доля машин и оборудования сократилась с 44,5% в 1990 г. до 36,3 в 1999 г. Вместе с тем машины и оборудование составляли крупнейшую позицию, но она была ниже уровня промышленно развитых стран. Значительное место в импорте занимают сельскохозяйственные продукты (свыше 26% за десятилетие) и химические товары (11%). В целом структурные изменения во внешней торговле связаны с увеличением доли сырья, малообработанных товаров и товаров широкого потребления.

Рассмотренные изменения во внешней торговле в определенной мере вызывались сдвигами в географическом направлении внешней торговли. Основными торговыми контрагентами стали развитые страны, на которые приходится более 60% российского торгового оборота. Доля стран СНГ составляет 15–20%, развивающихся стран – 15%. Произошло сокращение стран СНГ и развивающихся государств. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС – 34% и США – 8%. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступает Германия – 9,8%. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с Российской Федерацией составляет незначительную величину их внешней торговли – 0,1–0,8%, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5%.

Торговый баланс сводился с возраставшим положительным сальдо, которое в основном обеспечивалось в торговле с развитыми странами.

Поэтому, как видим, основной проблемой остается сырьевая зависимость России от цен на природные ресурсы. Второй по значимости проблемой является изношенность производственных фондов. С началом 2000-х гг. наметились положительные тенденции и сдвиги в решении этой проблемы. Главный же вывод о месте Росси в мировом хозяйстве и международном разделении труда состоит в том, что Россия является крупнейшей энергетической державой с большим, хотя и изношенным, производственным потенциалом.

Какова же на этом фоне роль России в СНГ? Для нашей страны в ее нынешнем положении самого большого осколка некогда единой страны и народно-хозяйственного комплекса, всем своим положением претендующей на роль лидера на постсоветском пространстве вне зависимости от того, как на это смотрят другие участники СНГ, вопросы интеграции постсоветского пространства приобретают важнейшее значение. Стратегические интересы России и бывших советских республик совпадают самым очевидным образом, несмотря на нежелание Грузии или Украины признавать лидирующее положение России в СНГ. Поэтому самой реальной перспективой выглядит для нее объединение экономик на постсоветском пространстве. Ведь жизнь подсказывает, что даже самые развитые в экономическом отношении страны сегодня стремятся решить свои проблемы не в одиночку, а, наоборот, стремятся объединить усилия с другими странами, прежде всего с ближайшими соседями с целью максимизации эффекта от совместной экономической деятельности. В этой связи экономическая (а вслед за ней и политическая) интеграция постсоветского пространства может превратить Россию в один из центров силы в мировой экономике. Только Россия с ее экономическим, технологическим и ресурсным потенциалом, емкостью рынка, транспортными коммуникациями и конфигурации производственных связей может обеспечить рациональную интеграцию постсоветских экономик в единую систему и интеграцию этой системы мировое экономическое пространство, избегая при этом риска нестабильности и не ломая производственных и организационных структур их экономик. В то же время сохранение рынка стран СНГ, ориентированного в первую очередь на Россию, и использование их ресурсного потенциала являются необходимым условием модернизации российской экономики.

Говоря о решающей роли Российской Федерации, нельзя в то же время не видеть и резкого преобладания России в экономической (о чем мы убедились в предыдущей главе) и в военной сферах. Поэтому Россия слишком велика для равноправной многосторонней интеграции. Такое доминирование России неприемлемо для остальных членов СНГ, что вполне естественно. В этой связи Россия не должна диктовать свои условия, но не учитывать их тоже нельзя. Отсюда крайне важно согласовании интересов без ущерба для каждой из сторон, в том числе и для России.

Вместе с этим Россия, являясь крупнейшим государством-участником СНГ и составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, – любые решения российских властей откликаются усиленным эхом – от «шоковой» терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации.

Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.

Если анализировать экономические стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Украиной и Белоруссией, тогда как наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.

В течение 1992–1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.

Неравномерно развиваются и экономические отношения России со странами СНГ. В конце 90-х годов около 68% товарооборота Российской Федерации в рамках СНГ осуществлялось с Украиной и Белоруссией (35 и 33% соответственно). На Украину направляется основная часть российского экспорта, Белоруссия обеспечивает основную долю российского импорта. Далее с большим отрывом идет Казахстан. Однако эти страны по величине торгового оборота уступают ФРГ и США.

В экспорте РФ в страны СНГ преобладают продовольственные, сырьевые товары, текстиль. Поставки продукции машиностроения при больших колебаниях к концу 90-х годов составили порядка 1/4 экспорта.

Неоднозначно развивались кредитные отношения. До 1993 г. в рамках единой рублевой зоны Центральный банк РФ был важным источником финансирования других стран СНГ. После распада рублевой зоны Российская Федерация продолжала финансирование других стран СНГ на коммерческих условиях в основном за импорт энергоносителей, но во второй половине 90-х годов почти для всех стран СНГ основным источником финансирования стали западные страны. Общая задолженность стран СНГ Российской Федерации на начало 1998 г. составляла относительно небольшую величину – 6,6 млрд. долл.

Незначительным является движение капитала в форме прямых инвестиций между РФ и другими странами СНГ. Прямые капиталовложения других стран СНГ в российском хозяйстве составляют лишь 1,5% общего объема всех инвестиций. Крупнейшим инвестором среди них является Украина.

Как мы видим, интеграция экономик внутри СНГ сопряжена со многими трудностями, часть из которых связана с неполным исполнением Россией ее роли лидера. Но вместе с тем именно СНГ дает возможность нашей стране восстановить свое влияние на постсоветском пространстве и мире вообще. Поэтому Россия жизненно заинтересована в интеграционном процессе со странами СНГ. Именно здесь сосредоточены ее стратегические интересы, от исполнения которых непосредственно зависит ее устойчивое развитие и положение в мировом сообществе. Российская Федерация должна и может реализовать в интеграции на постсоветском пространстве свой мегапроект на собственной цивилизационной основе.

интеграционный независимый государство зарубежный

2.3 Положение зарубежных  стран СНГ (на примере Казахстана)

 

Так какое же место занимают зарубежные страны СНГ сегодня? Попытаемся ответить на этот вопрос на примере Казахстана.

При населении в 15,2 млн. человек Казахстан занимает территорию в 2,725 млн. кв. км, т.е. является девятой по величине страной в мире. В Казахстане есть, что искать разведчикам недр, хотя и уже разведанные запасы его подземных кладовых велики и относительно легко доступны.

Успехи Казахстана в экономике и социальной сфере, как теперь можно видеть, велики и неоспоримы. После упадка и кризиса 1991–1996 гг., вызванного распадом СССР, Казахстан сумел быстрее других стран СНГ подняться и обеспечить устойчивый прогресс почти во всех направлениях работы. Ежегодный прирост ВВП Казахстана составлял около 10% в год. Только Казахстан и Белоруссия превысили в 2005 году уровень производства и долю ВВП на душу населения, достигнутые в 1990 году. В Казахстане низкий уровень безработицы (1,75%), поэтому жители страны не едут в Россию и Восточную Европу в качестве гастарбайтеров. За последние 7 лет значительно увеличилось число жилых домов, больниц, детских садов, учебных заведений и т.д. Казахстан сегодня уже не имеет внешних долгов, а объем золотовалютных резервов приблизительно равен $20 млрд. Торговый оборот Казахстана увеличился за 2000–2005 гг. в 2 раза со странами СНГ и в 4 раза со странами дальнего зарубежья при значительном превышении экспорта над импортом. За тот же период вырос на $10 млрд. Национальный фонд развития Казахстана, а объем поступлений в госбюджет вырос в 3 раза. За период независимости Казахстан сумел привлечь $50 млрд. прямых иностранных инвестиций. А по данным Всемирного банка Казахстан входит в двадцатку наиболее привлекательных для инвестиций стран, причем занимает в ней не последнее место. Конечно, главное, что интересует инвесторов в Казахстане, – это газ и особенно нефть. Почти 80% всех поступающих сюда инвестиций связаны с переработкой и добычей углеводородного сырья. В Казахстан пришли такие известные компании, как «Шеврон», «ЭксонМобил», «Бритиш Петролеум» и др.

С чем же связаны эти успехи Казахстана и каково его место в мире сегодня? Отвечая на этот вопрос, необходимо рассмотреть так называемую «пятилетку роста» в 2000–2004 годы.

После смутных 1990-х гг., среди которых особенно тяжелыми для Казахстана оказаилсь 1994 и 1999 годы, в 2000 году произошел перелом в Казахстанской экономике. Этому способствовали рост цен на нефть и другие сырьевые товары, но это было не единственным фактором подъема. Объем ВВП увеличился на 9,8%, и это было лучшим результатом в СНГ. Инвестиции в основной капитал увеличились на 27%, торговой оборот поднялся на 30%, а экспорт на 75%. Эти показатели были близки к значениям китайской и южнокорейской экономик. Экспорт достиг 9 млрд. долл., в то время как импорт составлял 7 млрд. долл. Нефть и газ давали в 200 г. 43% экспорта, черная металлургия – 10%. Быстро развивался и малый бизнес. Было зарегистрировано 300 тыс. субъектов малого бизнеса, на которых трудились 25% экономически активного населения. Развитию малого бизнеса способствовала поддержка государством малой приватизации, проводимой в Казахстане с 1991 года.

За эти пять лет ежегодный прирост ВВП Казахстана составлял около 10% в год, и уже в 2003 году ВВП страны превысил аналогичный показатель в 1991 голу на 6,2%. А в 2005 году по сравнением с 1994 годом (годом максимального упадка для Казахстана) ВВП этой страны СНГ возрос в 4 раза. В тот же год объем иностранных инвестиций в казахскую экономику превысил $30 млрд. долл. и их объем продолжал расти.

Все эти успехи связаны, как уже сказано выше, с ростом цен на нефть и газ и растущим экспортом сырьевых ресурсов, но не только. Помимо сырьевых отраслей Казахстан развивает и такие отрасли, как туризм, пищевая и текстильная промышленность, металлургия, машиностроение, транспорт, производство строительных материалов. Успех Казахстана за эти пять лет связан и с личными качествами лидеров страны. После распада СССР новые государства СНГ должны были в крайне сложных условиях и в короткие сроки решать большое количество задач, с чем не могли справиться некомпетентные и слабые лидеры стран. Но Казахстану в этом смысле очень повезло. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, прошедший путь от рабочего-металлурга до председателя Совета министров Казахской ССР оказался нужным человеком на нужном месте. Именно его интеллект, сила и опыт позволили превратить Казахстан в наиболее стабильное и динамично развивающееся государство СНГ. Повышение цен на нефть и другие природные ресурсы было фактором, ускорившим развитие Казахстана, но в основе успеха этой страны лежит разумное и компетентное руководство.

Рыночная модель экономики прижилась на казахстанской почве, но это не означает, что государство ушло из экономики. Напротив, последние 6–7 лет государство непрерывно наращивало свое участие в экономике. В Казахстане существует много сфер деятельности, где именно государство является наиболее эффективным собственником. Яркий тому пример – транспортная инфраструктура. При поддержке государства была практически с нуля создана вполне современная система банков. Почти во всех крупнейших иностранных компаниях Казахстан имеет до 20–25% акций, оно же направляет своих представителей в советы директоров этих компаний. И конечно, велика роль государства и в строительстве новой столицы Казахстана – Астаны.

Еще одна весомая причина успеха Казахстана – отказ и утилизация ядерного потенциала и закрытие полигона в Семипалатинске – наследства, оставшегося на территории Казахстана после распада СССР. Это означало сохранение тех денег, которые пошли бы на их обслуживание и поддержание.

Рассмотрим экспортную структуру Казахстана. Казахстан экспортирует сырье, произведённое добывающей, топливной, металлургической и химической промышленностью. В структуре казахстанского экспорта:

Информация о работе Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве