Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:08, курсовая работа
Сегодня каждый из нас живет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Суть этого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми. Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическая глобализация.
Экономическая глобализация означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдельных стран. Изменяются качественные характеристики этих экономик, когда из так или иначе замкнутых систем они превращаются в звенья единого хозяйства, единой экономической структуры. Поэтому неудивительно, что глобализация приводит к большей открытости национальных экономик.
Как видно, основа сегодняшней экономики Казахстана, определяющей его место и роль в современном мире, – нефтяная индустрия. Это и разведка и добыча нефти, и переработка ее в бензин и другие продукты, и производство нефтегазового оборудования и т.д. Сырая нефть составляет 35% Казахстанского экспорта. По сравнению с 1985 годом, Казахстан увеличил добычу нефти на 225%. В рейтинге нефтедобывающих стран Казахстан стоит на 23 месте. К 2015 году Казахстан планирует утроить добычу нефти от нынешнего уровня, т.е. до 150 млн. т. в год. Уже разведанные запасы равны 3 млрд. т., что при нынешнем производстве хватит на 30 лет. Но прогнозные запасы нефти составляют 12 млрд. т., и при добыче в 150 млн. т. в год нефти хватит на 80 лет. Это дает повод и для успокоения, и для тревоги, ведь нефтяная индустрия Казахстана питает бюджет и позволяет вести активную социальную политику.
Казахстан, помимо нефти, обладает большими запасами и других полезных ископаемых. Значительная их часть тоже разрабатывается. В Казахстане есть природный газ, но его меньше, чем в России или Туркмении. Велики запасы угля (шестое место в мире), а по запасам урана Казахстан занимает второе место (20% мировых запасов). Есть немалые запасы железных руд, руд цветных металлов, бокситов. Также есть месторождения золота, серебра и редких металлов.
Но помимо сырьевых отраслей Казахстан может предложить миру и другую продукцию. На втором по значимости месте после нефтегазовой и других сырьевых отраслей идет металлургия, дающая около 24% всего промышленного производства и 32% экспорта. Основное предприятие в этом секторе – Карагандинский металлургический комбинат. До 80–90% продукции этой отрасли в Казахстане идет на экспорт в Китай, Индию и другие страны.
Сельское хозяйство является – третий по важности сектор экономики страны, хотя он не доминирует ни в экспорте, ни в ВВП. Но все же это жизненно важная отрасль, поскольку она дает работу 2,5 млн. человек. По производству зерна Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины. На севере Казахстана выращивается яровая пшеница, овёс, ячмень и другие зерновые культуры, а также подсолнечник, лён-кудряш. Развито овощеводство, бахчеводство. Запад Казахстана славится посевами кукурузы, овощей, подсолнечника и других сельхоз культур. В 2009 году в Уральске предполагается построить завод по производству подсолнечного масла. Это восполнит дефицит в области, хотя производство в целом составит 4–5 процентов от общего объема производства по Казахстану. На юге республики при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свекла, табак, рис. Развито садоводство.
Природные условия Казахстана, их многообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства. В Казахстане традиционно занимаются овцеводством, коневодством, верблюдоводством, разведением крупного рогатого скота.
Продукция машиностроения в общем объёме промышленного производства республики составляет 8%.
Казахстан производит оборудование для нужд своей горной промышленности. Из произведённого в Казахстане экспортируются: кузнечно-прессовое оборудование (Шымкент), металлорежущие станки (Алма-Ата), аккумуляторы (Талды-Корган), центробежные насосы (Астана), рентгеновское оборудование (Актюбинск) и т.д. В городе Уральске, что на западе Казахстана в последнее время увеличилось внимание государства к машиностроительной отрасли. Именно в Западном Казахстане планируется масштабно развивать машиностроение. В городе Уральске находятся такие крупные заводы, как «Зенит», «УМЗ», «Металлист», «Омега», «Ремзавод». В советскую эпоху этим заводам уделялось должное внимание со стороны государства, но с распадом СССР продукция этих заводов уменьшилась более чем на 70%. Испытывала сильный упадок и тракторная промышленность Казахстана.
Одновременно с этим Казахстан никогда не имел своей автомобильной промышленности и самолетостроения. Но в 2004–2006 гг. в республике при поддержке ОАО «КАМАЗ» начали строиться заводы по производству грузовых автомобилей и автобусов. Это выгодный и КАМАЗу, и Казахстану проект. Предприятия нескольких городов Казахстана будут проводить сборку автомобилей и автобусов, изготовлять кузова, рамы, двигатели и другое оборудование и узлы. Ведутся переговоры с другими автомобильными компаниями России (например, с «АвтоВазом»), предполагается наладить сотрудничество с американскими и корейскими автомобильными компаниями. Еще один яркий пример сотрудничества с Россией – пятидесятилетняя аренда Россией космодрома Байконур, что позволяет Казахстану отнюдь не с нуля начать освоение космоса, развитие аэрокосмической отрасли и науки, прежде всего за счет средств, получаемых с Байконура.
Также у Казахстана есть большие возможности для развития туризма.
Итак, как мы видим, за последние 10 лет Казахстан обрел сильную динамику развития, и его успехи в экономике и внешней торговле замечены всеми странами мира. Не надо быть профессионалом, чтобы увидеть, что за последние 6–7 лет ведущие державы все с большим интересом следят за Центральной Азией, где все большее влияние и вес приобретает Казахстан. Эта страна Содружества Независимых государств пока еще не попала в клуб самых богатых стран, но и не входит в компанию бедных стран. Это молодое и здоровое государство, а казахи – молодая и сильная нация. Казахстан может развиваться, уходя от болезней самых бедных стран, но и не приобретая тех болезней, которые не сумели избежать самые богатые страны мира. Но как и у всех стран СНГ, Казахстан имеет две слабости: зависимость от цен на сырье и изношенность производственных фондов. Поэтому надо суметь распорядиться своими нынешними доходами. Возможности для этого есть, и власти Казахстана это понимают.
На примере Казахстана мы рассмотрели то, какую нишу и какое место сегодня занимают зарубежные страны СНГ в мировом хозяйстве.
Подводя итог работе, отметим, что образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего, СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений. СНГ, несмотря на все проблемы, состоялось как интеграционное объединение.
В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов, восстановить разрушенные хозяйственные связи. Со сложным комплексом проблем, связанных с перестройкой экономики на рыночный лад не сталкивалась ни одна из трансформируемых страна мира. В каждом из государств СНГ эти проблемы разрешались по-разному вследствие различных причин, что обусловило развитие стран СНГ по разноуровневым траекториям.
За минувшее десятилетие в национальных экономиках стран СНГ изменились системы внутренних условий хозяйствования, ныне основывающиеся на преимущественно либеральных рыночных отношениях. Существенно увеличилась мера открытости экономики. Доля товарооборота со странами остального мира во всем товарообороте стран Содружества возросла с 31% в 1990 г. до 72% в 2000 г., т.е. более чем вдвое. Однако доля стран СНГ в мировом товарообороте составляло только 2%, и лишь 7–8 лет назад наметились положительные сдвиги в этом направлении.
Главная слабость стран СНГ – зависимость от цен на природные ресурсы, которые являются главной статьей экспорта всех стран, включая Россию. Ведь именно сырьевая направленность и определяет место СНГ в мире сегодня. И поэтому главной задачей здесь является развитие производства готовых изделий и развитие наукоемких отраслей.
Все участники СНГ в той или иной мере зависят друг от друга, и эту зависимость можно обернуть во благо, если с пониманием и уважением относиться к самостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентировать внешнеэкономические связи на дальнее зарубежье. Тем не менее лучшими союзниками новых государств являются прежде всего сами страны СНГ, связанные не только множеством общих проблем переходного периода, но и общими основами для их разрешения. Поэтому интеграция экономик СНГ в единое пространство является единственным способом избежать вытеснения товаров стран СНГ с их внутреннего рынка. Поэтому следует ожидать противоборства западных производителей, которые умело внедряются в технологические цепочки разрушающихся экономических связей между бывшими республиками. В этом же направлении начинают действовать уже сложившиеся в ряде новых независимых государств международные торгово-финансовые группировки. Их доходы во многом связаны с использованием сложностей при прохождении платежей и товарных потоков между бывшими республиками. Объективно они не обусловлены, не устойчивы, чисто спекулятивны и преходящи.
Интеграция стран СНГ должна происходить вокруг самых развитых стран Содружества: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Россия должна быть «ядром» в этом процессе.
Современная российская политика в отношении развития политических интеграционных процессов со странами ближнего зарубежья, по сравнению с политикой, проводившейся в 90-х годах XX века, отличается прагматизмом, стремлением учесть интересы национальной безопасности. Вместе с тем, все еще достаточно часто наблюдается расхождение между звучащими на самом высоком уровне заявлениями о приоритетности углубления отношений со странами СНГ и реализацией этого принципа на практике.
Главным фактором, замедляющим интеграционные процессы, является нежелание властных элит новых постсоветских государств, в том числе и российской политической элиты, делегировать часть своих полномочий в общие надгосударственные органы управления, без создания и успешного функционирования которых реальный процесс интеграции невозможен.
В целом же, как показывает практика, в случае игнорирования нашей страной процессов политической интеграции ее место в них тут же пытается занять другое государство (например, США) или межгосударственное объединение, что создает угрозу вытеснения России из ближнего зарубежья. Поэтому дальнейшее развитие процессов интеграции между республиками бывшего СССР является не просто желательным, а жизненно необходимым для национальной безопасности России.
Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам, а также от профессионализма и компетентности руководителей стран Содружества. Это означает необходимость еще раз вернуться к вопросу о национальных интересах, анализу и сопоставлению национальных концепций внешнеэкономических связей стран СНГ, вытекающих из стратегических целей их экономик и особенностей внешнеэкономической деятельности.
интеграционный независимый государство зарубежный
1. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. – 2003. – №4.
2. Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ / Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. – М.: Магистр, 2007. – 508 с.
3. Зиядуллаев Н. СНГ: опыт и итоги десятилетия // Свободная мысль – XXI. – 2002. – №4. – С. 49–62 и др.
4. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 727 с.: ил.
5. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 735 с.
6. Максаковский В.П.
7. Медведев Р. Казахстанский прорыв / М.: Институт экономических стратегий, 2007. – 160 с.
8. Промский Н.И. О некоторых проблемах интеграции стран СНГ в эпоху глобализации // Вестник РГГУ, 2007, №11, с. 221 – 228.
9. Шестаков В.В. СНГ: в поисках наиболее эффективных механизмов интеграции // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1. – С. 292–302.
10. Экономическая и социальная география мира. Атлас. М: Федеральная служба геодезии и картографии, 2002.
1 Здесь необходимо напомнить, что в экономике естественный уровень безработицы рассчитывается как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы в процентах от общего числа занятых. Обычно, естественный уровень безработицы составляет 4-5%, хотя многие государства сами для себя определяют свой естественный уровень безработицы.
2
Информация о работе Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве