Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:08, курсовая работа
Сегодня каждый из нас живет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Суть этого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми. Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическая глобализация.
Экономическая глобализация означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдельных стран. Изменяются качественные характеристики этих экономик, когда из так или иначе замкнутых систем они превращаются в звенья единого хозяйства, единой экономической структуры. Поэтому неудивительно, что глобализация приводит к большей открытости национальных экономик.
В 60-е – 70-е годы одним из крупных источников финансовых ресурсов государства были поступления от внешнеэкономической деятельности. В основном это были доходы от продажи сырьевых ресурсов, главным образом, нефти. В этот период страна получила более 150 млрд. долл. Эти средства направлялись на закупку оборудования для предприятий, на строительство гражданских и военных объектов, на закупку продовольствия и товаров широкого потребления.
Однако к началу 80-х годов стали возникать трудности в получении таких средств. В основе этого лежал ряд причин. Стало труднее поддерживать прежний уровень добычи нефти. Иссякали старые нефтепромыслы. Ухудшились геологические условия добычи. Легкая нефть существенно уменьшилась. Для добычи же тяжелой нефти необходимо было специальное оборудование, но для его производства не была подготовлена машиностроительная промышленность.
Изменилась и конъюнктура международного нефтяного рынка. Все шире в хозяйстве внедрялись энергосберегающие технологии. Это влекло снижение потребности в энергоносителях. На нефтяном рынке усилилась конкурентная борьба нефтедобывающих стран. Поэтому цены на нефть снижались.
Объём ВВП, объем национального дохода и продукции промышленности и строительства росли достаточно быстро (примерно 5,1% в год), однако среднегодовые темпы роста производительности труда постепенно снижались: в восьмой пятилетке (1966–1970) они составляли 6,8%, в девятой – 4,6%, десятой (1976–1980) – 3,4%, однако оставались более высокими, чем в большинстве развитых капстран. При этом производительность труда по абсолютному значению оставалась ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве – в 4–5 раз. Падали и среднегодовые темпы прироста национального дохода: в восьмой пятилетке – 7,7%, девятой – 5,7, десятой – 4,2, одиннадцатой – 3,5%. Прирост населения составлял около 0,9 процентов, так что даже в 80-е годы сохранялось устойчивое интенсивное развитие. В целом же за 1970–1990 объём национального дохода увеличился в 2 раза, на душу населения в 1,7 раза. Тяжелым бременем для советской экономики были мощнейший ВПК и помощь странам социалистического лагеря.
В годы же перестройки усилились негативные тенденции в экономике. Неспособность политического руководства страны адекватно отреагировать на негативные внешние шоки (падение цен на нефть в 1986 г., снижение поступления в бюджет от антиалкогольной кампании, рост расходов в связи с Чернобыльской аварией и др.) и приверженность популистским мерам привели к разбалансированности бюджетной и денежной систем, следствием чего стало обострение общей экономической ситуации. Темпы роста ВНП снизились в годы XII пятилетки (1986–1990) до 2,4% в год против 4,8% в годы X и 3,7% в годы XI пятилетки, а в 1990 г. стали отрицательными.
Структура мировой экономики в это время с точки зрения преобладания различных типов социально-экономических систем на первый взгляд практически не менялась. Более того, сложилось впечатление, будто социалистические страны добились хотя и незначительного, но все же перевеса над странами с рыночной экономикой. Совокупный ВВП социалистической группы стран увеличился в 6,1 раза, а рыночной с – в 5,8, в результате чего удельный вес соцстран в мировом ВВП повысился с 15,3 до 15,9%, а стран с рыночной экономикой снизился с 84,7 до 84,1% в 70–80-е гг. Однако, это впечатление оказалось обманчиво. Фактически единственным фактором относительно лучших показателей социалистической группы стран явился феноменальный рост экономики Китая. Из-за замедления экономического роста в СССР его доля в мировом ВВП снизилась с 7,3% в 1965 г. до 2,7% в 1990 г.
И все же, подводя итог, нельзя не сказать, что роль СССР в мировой экономике при всей закрытости советской экономики и при всех ее недостатках была значительна, поскольку СССР, имея мощнейший промышленный потенциал, производил огромное число товаров различных товарных групп, выдавал безвозмездные кредиты странам соцлагеря (Куба, Югославия, Северная Корея, страны Латинской Америки и т.д.) в рамках борьбы с США, помогал организовывать и налаживать этим странам собственное производство различных товаров, что впоследствии сыграло положительную роль в экономиках этих стран. Мы видим также, что экономики входящих в состав СССР республик развивались в рамках одного государства, т.е. в экономике принимали участие все будущее члены СНГ, каждая из республик, и каждый из регионов СССР был задействован в развитии его экономики (например, целинные земли Казахстана или Черноморские курорты Грузии). Мы еще раз убедились, что каждая из теперешних стран СНГ – это часть некогда большого советского экономического комплекса.
Планово-хозяйственная система создавала много проблем, которые обострились к середине 80-х гг. Возникла насущная необходимость реформ. С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период перестройки и смены социально-экономической системы (1985–1990-е годы). На первом этапе с марта 1985 г. по август 1991 г. в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.
Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в создании парламентаризма, гласности, ослаблении централизованного руководства экономикой, повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева. По сути дела это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.
Эта программа, разработанная и принятая в середине 1987 г., предполагала с целью перехода к регулируемой рыночной экономике социальную переориентацию, преобразование структуры экономики, реформу ценообразования и перестройку финансово-кредитной системы.
Однако вновь интересы народа были принесены в жертву борьбе за власть, а экономика стала заложницей политики – все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение – экономический кризис углублялся, а политическая обстановка в стране вышла из-под контроля.
Развернулась борьба с коммунистической идеологией; особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искажений экономических расчетов стремились доказать, что одни нации живут за счет труда других. В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этой пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая по сути дела была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителей уголовно-теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Поэтому они разжигали межнациональные конфликты, которые в конце 80 – начале 90-х годов прокатились по стране (в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Молдавии и других республиках). Именно они способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами новых государств, созданных на развалинах СССР.
Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионов в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.
Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о так называемом региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. При этом имелась в виду также задача приглушить иждивенческие тенденции в отдельных регионах.
Однако этот вопрос не был и не мог быть решен: 1) шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Поэтому у государства не имелось возможности для увеличения доли национального дохода, оставляемой в распоряжении регионов; 2) из-за того, что в стране действовала искаженная система цен (цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены), объем созданного национального дохода в республиках с преимущественно сырьевым производством не отражал их истинного вклада в экономику государства.
Кроме того, искажали показатели вклада республик в экономику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов – налог с оборота взимался главным образом с товаров народного потребления, и он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках в результате проводимой политики специализации и кооперации производства предприятий, производящих товары, было недостаточно, а следовательно, налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения доходами бюджетов этих республик им из союзного бюджета выделялись дотации, что создавало видимость иждивенчества этих республик. В свою очередь это давало повод для националистов-сепаратистов как в регионах, так и в центре к взаимным обвинениям, к разжиганию межнациональных противоречий, к формированию общественного мнения о целесообразности распада СССР.
Это нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в эти парламенты экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.
Как показал опыт Китая, где реформирование экономики шло в условиях регулирующей роли государства, этот процесс протекал более продуманно, результативно и не форсированными темпами. А в СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Таким настроениям способствовали усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения, где для подавления волнений были использованы вооруженные силы. Кроме того, с начала 90-х годов по стране прокатились забастовки рабочих, требовавших повышения зарплаты.
После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Гагаузская Республика, Республика Абхазия.
Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором – начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Непризнанные государства включились в процесс отстаивания своих территориальных и политических интересов, что привело к серьезным вооруженным конфликтам, ставшим неотъемлемым фоном постсоветского размежевания на протяжении последнего десятилетия ХХ века, незаконченного до настоящего времени.
Независимость, полученная бывшими членами СССР, оказала губительное воздействие на их экономики. Странами были потеряны привычные рынки сбыта продукции, развалились налаженные годами производственно хозяйственные связи. Сразу стало понятно, что нарушение хозяйственных связей ни к чему хорошему не приведет, а потому и возникла насущная необходимость такой организации, как СНГ, поскольку сразу же возникала возможность продавать свою продукцию на рынках прежде всего этих стран (к примеру, большой популярностью в странах средней Азии пользуется продукция российского автогиганта «АвтоВАЗ», что приносит огромную прибыль этому предприятию). Но, к сожалению, не все производственно-хозяйственные связи удалось восстановить даже сегодня. Это произошло из-за того, что образование новых независимых государств на постсоветском пространстве проходило в сложных условиях экономического коллапса СССР и, соответственно, экономик его республик, а также из-за сложившегося крайнего национализма в этих республиках. Негативную роль сыграла также и прокатившаяся волна отделения («парада суверенитетов») части территорий бывших союзных республик от своих государств (например, Южная Осетия и Абхазия и т.д.), а также наличие спорных территорий между бывшими союзными республиками (к примеру, Нагорный Карабах). Из-за всего этого для многих из новых стран оказалось очень трудно наладить производственно-хозяйственный механизм на рыночной основе и создать каналы поставки своей продукции.
Информация о работе Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве