Методика анализа и пути повышения эффективности использования заемных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств. Проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является актуальной. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Заемный капитал, его необходимость и роль в развитии предприятия
1.1 Экономическая сущность и классификация заемного капитала в деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.2 Задачи и методический инструментарий анализа использования заемных средств……………………………………………………………………………10
1.3 Система показателей и методика анализа эффективности использования заемного капитала……………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ эффективности использования заемных средств в ООО «Крона Маркет»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Крона Маркет»……………25
2.2 Анализ структуры заемного капитала ООО «Крона Маркет»…………26
2.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования заемного капитала……………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

metodika_analiza_zaemnykh_faktorov (1).docx

— 119.23 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

 

Короливская Юлия

Тема: Методика  анализа и пути повышения эффективности использования заемных средств предприятия

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Заемный капитал, его необходимость и роль в развитии предприятия

1.1 Экономическая сущность  и классификация заемного капитала в деятельности предприятия………………………………………………………..5

1.2 Задачи и методический инструментарий  анализа использования заемных  средств……………………………………………………………………………10

1.3 Система показателей и методика анализа эффективности использования заемного капитала……………………………………………………………….14

Глава 2. Анализ эффективности использования заемных средств в ООО «Крона Маркет»

2.1 Общая характеристика  предприятия ООО «Крона Маркет»……………25

2.2 Анализ структуры заемного  капитала ООО «Крона Маркет»…………26

2.3 Разработка рекомендаций  по повышению эффективности использования  заемного капитала……………………………………………………………….32

Заключение…………………………………………………………………….36

Список использованных источников………………………………………38

Приложения…………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основу любого бизнеса составляет собственный капитал, однако на предприятиях различных отраслей экономики существует необходимость в использовании заемных средств.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств. Проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является актуальной. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия.

Эффективное управление заемным капиталом в структуре капитала предприятия способно обеспечить дополнительные поступления в его деловой оборот, увеличить рентабельность самого процесса производства, повысить рыночную стоимость предприятия. Эффективное управление заемным капиталом также стимулирует инвестиционную деятельность и выполнение социальных обязательств. Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и далее.

Заемный капитал - это совокупность заемных средств, приносящих предприятию прибыль. Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятий на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности.

Исходя из этого, актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего анализа формирования и использования заемного капитала, которое оказывает непосредственное влияние на финансовый результат деятельности организации. Это, в свою очередь, позволит выбрать и обосновать наиболее рациональную стратегию привлечения заемных средств, а также определить возможные пути и необходимые меры по использованию капитала для повышения эффективности деятельности организации.

Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Крона Маркет».

Предметом изучения в данной курсовой работе является анализ эффективности использования заемного капитала предприятия.

Цель курсовой работы: изучить методику повышения эффективности использования заемного капитала и политику привлечения заемных средств.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи курсовой работы:

- рассмотреть экономическую сущность и классификацию заемного капитала в деятельности предприятия;

- раскрыть задачи и методический инструментарий анализа использования заемных средств;

- определить систему показателей  и методику анализа эффективности использования заемного капитала;

- дать общую характеристику предприятия ООО «Крона Маркет»;

- провести анализ структуры заемного капитала ООО «Крона Маркет»;

- провести разработку рекомендаций по повышению эффективности использования заемного капитала.

Основными методами исследования данной работы являются: сравнительный метод, балансовый метод, метод анализа и синтеза.

Теоретической и методологической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых экономистов и финансистов.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

ГЛАВА 1. ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ, ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

1.1 Экономическая  сущность и классификация заемного капитала в деятельности предприятия

 

Формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и далее.

По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств, предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.[14,с.95]

Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. Структура заёмного капитала предприятия представлена в Приложении А.

В состав заемных средств, входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и далее. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле - собственно финансового кредита.

Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств - это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений - величина и эффективность использования заемных средств.

Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств, в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств, для каждого производственного цикла.

Заемный капитал - капитал, которым предприятие владеет лишь определенное время, по окончании которого капитал должен быть возвращен его собственнику с оплатой за временное владение. В состав заемного капитала кроме взятых у банка кредитов входят также капитал, привлеченный выпуском ценных бумаг (кроме акций), и арендованные предприятием машины, оборудование, здания.

Заемный капитал фирмы представлен следующими основными формами: [17,с.125]

1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы  привлеченного заемного капитала  со сроком его использования  более одного года. Основными  формами этих обязательств являются  долгосрочные кредиты банков  и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому  кредиту, задолженность по финансовой  помощи, предоставленной на возвратной  основе и т.п.), срок погашения  которых еще не наступил или  не погашенные в предусмотренный срок.

2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы  привлеченного заемного капитала  со сроком его использования  до одного года.

Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в предусмотренный срок), различные формы кредиторской задолженности торгового предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:

1. Достаточно широкими возможностями  привлечения, особенно при высоком  кредитном рейтинге фирмы, наличии  залога или гарантии поручителя.

2. Обеспечением роста финансового  потенциала предприятия при необходимости  существенного расширения его  активов и возрастания темпов  роста объема его хозяйственной  деятельности.

3. Более низкой стоимостью в  сравнении с собственным капиталом  за счет обеспечения эффекта  «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

4. Способностью генерировать прирост  финансовой рентабельности (коэффициента  рентабельности собственного капитала).

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:[23,с.205]

1. Использование этого капитала  генерирует наиболее опасные  финансовые риски в хозяйственной  деятельности предприятия - риск  снижения финансовой устойчивости  и потери платежеспособности. Уровень  этих рисков возрастает пропорционально  росту удельного веса использования  заемного капитала.

2. Активы, сформированные за счет  заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму  прибыли, которая снижается на  сумму выплачиваемого ссудного  процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента  по облигациям; вексельного процента  за товарный кредит и т.п.).

3. Высокая зависимость стоимости  заемного капитала от колебаний  конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении  средней ставки ссудного процента  на рынке использование ранее  полученных кредитов (особенно на  долгосрочной основе) становится  предприятию невыгодным в связи  с наличием более дешевых альтернативных  источников кредитных ресурсов.

4. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных  средств зависит от решения  других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев  соответствующих сторонних гарантий  или залога (при этом гарантии  страховых компаний, банков или  других хозяйствующих субъектов  предоставляются на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности.

Однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

Основными классификационными признаками заемного капитала являются:[13,с.169]

-по форме привлечения: денежный либо не денежный;

-по источникам привлечения: внешний и внутренний;

-по срочности погашения: краткосрочный, долгосрочный;

по форме обеспечения:

-обеспеченные залогом,

-обеспеченные поручительством  или гарантией,

-необеспеченные;

по целям привлечения:

-средства, привлекаемые для воспроизводства  основных средств и нематериальных  активов;

-средства, привлекаемые для пополнения  оборотных активов;

-средства, привлекаемые для удовлетворения  социальных нужд.

Формы, методы, цена капитала, результаты, достигаемые с их помощью различны. В связи с этим руководство организации обязано хорошо ориентироваться в специфике разных видов заемных средств, принимать решение об их выборе с учетом реальных возможностей, уровня предполагаемых затрат и достигаемого эффекта.

Цель анализа: выявить объем, состав и формы привлечения заемных средств, оценка эффективности их использования. На основании анализа можно сделать выводы о целесообразности использования заемных средств.

 

1.2 Задачи и методический  инструментарий анализа использования  заемных средств

 

Для беспрерывного осуществления своей деятельности организация должна иметь в наличии материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Главной целью финансовой деятельности организации является наращивание собственного капитала и укрепление рыночных позиций на рынке. Для достижения данной цели необходимо постоянно наращивать объем продаж и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива.[29,с.67]

Информация о работе Методика анализа и пути повышения эффективности использования заемных средств предприятия