Методика анализа и пути повышения эффективности использования заемных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств. Проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является актуальной. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Заемный капитал, его необходимость и роль в развитии предприятия
1.1 Экономическая сущность и классификация заемного капитала в деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.2 Задачи и методический инструментарий анализа использования заемных средств……………………………………………………………………………10
1.3 Система показателей и методика анализа эффективности использования заемного капитала……………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ эффективности использования заемных средств в ООО «Крона Маркет»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Крона Маркет»……………25
2.2 Анализ структуры заемного капитала ООО «Крона Маркет»…………26
2.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования заемного капитала……………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

metodika_analiza_zaemnykh_faktorov (1).docx

— 119.23 Кб (Скачать файл)

 

 

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что основные средства предприятия, представленные поставщиком - составляют не большую часть актива ООО «Крона Маркет», всего 6,23%, а запасы составляют основную часть актива - 54,5 %, готовая продукция на конец года увеличилась на 286 тыс. руб. или 2,36 %, т.е. предприятие реализует продукцию сразу, практически не делая запасов, это безусловно положительная тенденция, значит медикаменты не залеживаются на складе. Дебиторская задолженность увеличилась на конец отчетного периода на 26,6 %, это отрицательный фактор, т.е. должники не торопятся вернуть занятые средства у ООО «Крона Маркет». Денежные средства и краткосрочные вложения увеличились на конец 2013 г. на 525 тыс. руб. или на 10,3 %. Значит, предприятие все свободные денежные средства старается сразу вложить, чтобы приумножить прибыль.

Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала во многом зависит финансовое положение предприятия. Анализ пассива баланса ООО «Крона Маркет» представлен в таблице 3. (Приложение В,Г)

Таблица 3

Анализ пассива баланса за 2012-2013 гг.

Наименование статей пассива баланса

2012

2013

Абс. изм. (+,-)

Темпы роста, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес. %

Собств. капитал, в т. ч

19891

83,06

22743

87,78

+2852

114,34

уставный капитал

7

0,029

7

0,027

-

100

добавочный капитал

859

3,59

859

3,32

-

100

резервный капитал

22

0,09

22

0,08

-

100

фонд соц. Сферы

205

0,86

205

0,79

-

100

не распределен. Прибыль

18798

78,49

13761

53,11

-5037

73,2

Заемный капитал, в т. ч

4057

16,94

3165

12,22

-892

78,01

кредиторская задолженность

4003

16,72

3126

12,07

-877

78,09

валюта баланса

23948

100,00

25908

100,00

+1960

108,18


 

По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что основным источником формирования имущества предприятия является собственный капитал. За отчетный год собственный капитал увеличился на 2852 тыс. руб. Нераспределенная прибыль к концу года сократилась на 5037 тыс. руб.

В течение 2013г. изменение заемного капитала составляет - 892 тыс. руб. Долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов в базисном и отчетном периодах предприятием не привлекалось, вероятно, это обусловлено наличием достаточного объема собственного капитала.

В состав заемного капитала входит краткосрочная кредиторская задолженность, которая за отчетный год уменьшилась на 877 тыс. руб. и составляет на конец периода 3126 тыс. руб. Таким образом, финансирование на данном предприятии происходит за счет собственных источников, а именно прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности. Анализ прибыли представлен в таблице 4.

Таблица 4

Анализ отчёта о прибылях и убытках

Показатель

2012

2013

Абс. откл.

Темп роста, %

Выручка от реализации услуг

79745

106813

27068

133,94

Себестоимость услуг

50327

74292

23965

147,62

Валовая прибыль

28943

32521

3578

112,36

Коммерческие расходы

18102

22805

4703

125,98

Управленческие расходы

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от продаж

11316

9716

-1600

85,86

Проценты к получению

203

289

86

142,36

Проценты к уплате

427

363

-64

85,01

Прочие доходы

12

12

-

-

Прочие расходы

6

6

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

11109

9659

-1450

86,95

Налог на прибыль

2927

3205

278

109,5

Чистая прибыль (убыток)

8182

6454

-1728

78,88


 

 

По результатам таблицы 4 можно сделать вывод, что в отчетном периоде за счет увеличения количества проданной продукции (услуг) выручка увеличилась на 27068 руб. или на 33,94 %. Остальные показатели - факторы от процентов к получению и процентов к уплате и прочие доходы, и расходы - не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы.

Анализ зависимости предприятия ООО «Крона Маркет» от заёмного капитала представлен в анализе коэффициента финансовой устойчивости в таблице 5.

Таблица 5

Коэффициенты финансовой устойчивости

Показатель

Методика расчёта

На начало отчётного периода

На конец отчётного периода

Абсолютные изменения

Коэффициент автономии или независимости

∑ 490+640

700

0,83

0,87

0,04

Коэффициент обеспеченности ОА

∑490,590,640, 190

290

0,97

1,01

0,04

Коэффициент устойчивости

∑ 490,590,640

700

0,83

0,88

0,05

Коэффициент маневренности собственного капитала

∑290,490,640 - 90

∑ 490,570,640

2,22

2,06

-0,16

Коэффициент финансовой активности

∑ 590,690-640

∑ 490,640

0,2

0,13

-0,12


 

 

Из данных таблицы 5 следует, что доля собственного капитала имеет тенденцию к увеличению, об этом свидетельствует значение коэффициента автономии. За отчетный период с 2012 по 2013 гг. данный показатель увеличился на 0,04 (0,87-0,83). С 2012 по 2013 гг. снизился коэффициент маневренности собственного капитала. Если в 2012 году он составлял 2,22, то в 2013 году снизился на 0,16 и составил 2,06. Это свидетельствует о незначительном сокращении заемного капитала в валюте баланса. Судя по уровню рассчитанных коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Крона Маркет», можно сделать вывод, что организация ведет грамотную финансовую политику и при сложившейся структуре пассивов это говорит об улучшении устойчивости финансового состояния ООО «Крона Маркет».

В целом необходимо отметить, что финансовое состояние анализируемой организации является устойчивым, повышается его не зависимость от заемных средств, которые уменьшаются, в то время как собственные средства растут.

Анализ заёмного капитала ООО «Крона Маркет» представлен в таблице 6.

Таблица 6

Анализ заёмного капитала

Показатели

Абсол. Величина

Удельный вес (%)

+\-

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

Аб. в.

Уд. в

В %

Займы и кредиты

210

190

51,5

58,47

-20

6,97

26,67

Кредиторская задолженность

 

 

170

120

43,5

36,92

-50

-6,58

66,67

Резервы предстоящих расходов

20

15

5

4,61

-5

-0,39

6,66

Итого

8150

9291

100

100

-75

-

100


 

 

По рассчитанным данным таблицы 6 можно сделать вывод, что удельный вес займов и кредитов в отчётном году по сравнению с предыдущим вырос на 6,97%. В абсолютных величинах наблюдается снижение по всем показателям, что свидетельствует о том, что предприятие с каждым годом всё больше отказывается от заёмного капитала. Это может быть следствием увеличения собственного капитала. Кредиторская задолженность сильно снизилась и это стало следствием сильного снижения её удельного веса. Так же снижены резервы предстоящих расходов предприятия.

Снижение потребности в заёмном капитале и рост собственного капитала - признак того, что предприятие ведёт абсолютно грамотную денежно - кредитную политику и имеет тенденцию к расширению.

 

2.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования заемного капитала

 

Эффективность использования заемных средств влияет на общие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Управление заемными средствами – это неотъемлемая часть финансового менеджмента на предприятии, активно применяемая для осуществления финансового планирования и разработки финансовой стратегии предприятия.

Привлекая заемные средства, руководство компании предполагает, что активы, сформированные за счет заемных средств будут в дальнейшем генерировать прибыль.

Наращивание прибыли может быть достигнуто как увеличением доходов, так и снижением затрат. Величина доходной части определяется выручкой от реализации продукции, которая и представляет собой основной фактор наращивания прибыли. Увеличивая выручку, тем не менее нельзя добиться равновеликого увеличения прибыли; иными словами, прирост выручки в размере 30% не означает автоматического наращивания прибыли в тех же размерах. Точнее, такое равновеликое наращивание может иметь место, но, во-первых, лишь теоретически и, во-вторых, в том случае, если все затраты — переменные. На практике такого не бывает, поскольку зависимость между выручкой и затратами имеет нелинейный характер, кроме того, с изменением выручки различные виды затрат могут вести себя совершенно по-разному. Исследование величины прибыли в зависимости от величины затрат позволяет сделать маржинальный анализ (анализ безубыточности).

Запас финансовой устойчивости можно показать графически (Рисунок 1). На оси абсцисс откладывается объем реализации продукции, на оси ординат – постоянные, переменные затраты и доход. Точка пересечения линии выручки и затрат есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже – зона убытков. Отрезок линии выручки от этой точки до верхней и есть запас финансовой устойчивости.

 

Рис. 1.  Запас финансовой устойчивости

В результате проведенного анализа порога рентабельности (безубыточности производства) были сделаны следующие выводы:

В 2013 году по сравнению с 2012 у предприятия ООО «Крона Маркет» ухудшились показатели, характеризующие запас финансовой прочности (порог рентабельности), если в 2012 году при получении прибыли в размере 15173,7 предприятие полностью покрывало свои затраты, то в 2013 году для покрытия затрат необходимо было обеспечить прибыль в размере 16434,8. Это говорит о том, что в данный период ООО «Крона Маркет», предприятие можно признать прибыльным.

Таким образом, показатели маржинального дохода ухудшаются, но предприятие находится в зоне финансовой безопасности. Следовательно, предприятие имеет возможность срочно погасить свои задолженности по кредитам, но для этого ему необходимо постоянно обеспечивать себе запас финансовой прочности. Определение совокупного влияния на деятельность компании структуры затрат и структуры капитала и управление этими параметрами является одной из основных задач финансового менеджмента.

В практике финансового управления привлеченными заемными средствами существуют правила комбинации производственного и финансового риска для разных видов бизнеса и способов финансирования. Данные комбинации позволяют руководству предприятия выбрать наиболее оптимальную политику эффективного управления заемным капиталом.

Рекомендации по повышению эффективности управления заемными средствами для разных типов бизнеса приведены Приложении Д.

Анализируя приложение можно заметить, что для фондоемких предприятий со значительным внешним финансированием, как ООО «Крона Маркет», в целях повышения эффективности использования заемных средств рекомендуется управлять прибылью (т.е. обеспечивать оптимальный уровень чистых денежных средств) и сформировать кредитную политику.

Рассчитаем эффект операционного левериджа для предприятия ООО «Крона Маркет», 2012 и за 2013 года.

Эффект операционного левериджа рассчитывается отношением темпов прироста валового дохода (DД %) (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в стоимостном выражении (DVРП %):

Данный коэффициент показывает степень чувствительности валового дохода к изменению объема производства по формуле:

Информация о работе Методика анализа и пути повышения эффективности использования заемных средств предприятия