Методология планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Методология планирования заложена в сущности планирования целей и показателей их достижения. Без наличия четких целей, показателей для оценки их достижения, а также промежуточных задач, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленных целей, не может осуществляться ни один контролируемый и управляемый процесс. Главным инициатором планирования является директор предприятия, так именно ему необходимо оценивать эффективность работы его предприятия.
Правовым обеспечением методологии планирования являются: Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты о планировании.

Содержание

Введение
1. Методы планирования и прогнозирования и их характеристики
2. Методы планирования и прогнозирования, применяемые в России
3. Совершенствование методов, используемых в планировании и прогнозировании
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

     Пятая группа —  решения, связанные с формированием  планов по труду (с оплатой  труда работников, расчетами численности  работников и т.п.), капитальному  строительству и  др.

 

     Программно-целевой метод планирования направлен на достижение общей эффективности функционирования программы в процессе достижения ее целей.

+

2. Методы планирования  и прогнозирования, применяемые  в России

 

В условиях перевода национальных экономик стран СНГ на рыночные основы хозяйствования, после распада Советского Союза, существенно изменились содержание и методика бюджетного планирования, оставшаяся в наследство от Госплана СССР. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными), появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты. Возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов, большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Также как и в Российской Федерации, в Украине, в Республике Беларусь, Молдове и в Казахстане, бюджетное планирование сохранило свое значение как база для составления основного финансового плана, деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются на государственном и региональном уровнях – в форме законов, на местном – в форме решений представительных органов местного самоуправления.

 

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования, относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и другие.

 

Реальность бюджетных показателей  во многом зависит и от использования  различных методов бюджетного прогнозирования, от возможности их сочетания с учетом специфики каждого.

 

Без анализа текущего исполнения бюджета  процесс прогнозирования невозможен в принципе, поэтому метод экономического анализа применяется на всех этапах бюджетного процесса. Он позволяет определить степень выполнения бюджетных показателей за истекший период и дать ожидаемую оценку исполнения бюджета в финансовом году. На этапе формирования проекта бюджета упор в аналитической работе делается на выявление резервов увеличения доходов бюджета, определение мероприятий по повышению эффективности распределения и использования бюджетных средств.

 

Применение метода экстраполяции  возможно при абсолютной уверенности  сохранения в дальнейшем устойчивой динамики развития. Расчет показателей проекта бюджета при этом методе производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Но этот метод должен использоваться как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как он имеет ряд существенных недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов бюджета; не способствует экономному использованию бюджетных средств, т.к. объем ассигнований планируется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных фактов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом.

 

Нормативный метод предполагает наличие  прогрессивных норм и финансово-бюджетных  нормативов, которые являются качественной основой для бюджетного планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы могут служить необходимым условием для внедрения автоматизированных (экономико-математических) методов в бюджетное планирование.

 

С одной стороны, если строго следовать  нормам Бюджетного кодекса, то мы сегодня не могли бы финансировать практически ни один вид расходов, пока нет нормативов минимальных затрат и бюджетной обеспеченности, которые должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне.

 

С другой стороны, мы сегодня не имеем самых примитивных норм и нормативов относительно работ по ремонту объектов, благоустройству, приобретению оборудования и т.д. А ведь наличие такой информации является обязательным условием для разработки тех самых минимальных государственных стандартов, о которых говорится в Бюджетном кодексе.

 

Использование балансового метода позволяет увязать финансовые ресурсы  органов государственной власти с потребностями в них, вытекающими  из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы

 

 Все актуальнее и настоящее  время становится программно-целевой  метод прогнозирования, который  позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. С бюджетной точки зрения этот метод решает главную проблему для чего расходуются бюджетные средства. Однако его практическое использование затрудняется обязательностью применения единой для всех бюджетов классификации доходов и расходов, несопоставимой с целью и задачами принимаемых программ, и, что самое главное, затруднено инициирование отраслевых целевых программ как способ дополнительного финансового обеспечения.

 

Самым распространенным является индексный  метод прогнозирования, который  предполагает широкое использование  системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов динамики экономических  процессов. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. Но применение этого метода является правомерным только при наличии уверенности в объективности базовых показателей. В наших условиях по отношению к доходам его применение является вынужденным (у нас просо нет иного подхода), но в той или иной степени оправданным. Что же касается расходов, то индексация расходов предыдущего финансового года однозначно переносит ошибки в распределение бюджетных ассигнований и в новый финансовый период.

 

Справедливую критику по этому поводу мы принимаем, несмотря на то, что пока еще никто из контролирующих органов не предложил иного способа проектирования бюджета как индексация показателей предыдущего финансового года. И здесь необходимо отметить следующее. Главной проблемой, которая не позволяет более или менее приблизиться к научно обоснованным принципам и методам формирования бюджетных и, я бы даже сказал, общеэкономических прогнозов, является отсутствие объективной и разносторонней системы базовых и нормативных показателей.

 

Работа в этом направлении ведется, но, очевидно, требует активизации  и, возможно, иных подходов.

 

Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математической модели, позволяет учесть множество  взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий, соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политики. При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен), коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджетных доходов и расходов, т.к. в них, прежде всего, отражается инфляция.

 

Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные  нормативы, необходимые для расчета  бюджетных доходов на основе установленных  налоговых ставок и учета некоторых  макроэкономических ориентиров: уровня налогового бремени; предельного размера бюджетного дефицита (в% к ВВП и объему расходов бюджета); предельной величины государственного долга и т.п.

 

К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех  или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют, и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов. Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.

 

Прогнозирование бюджета сводится к расчету вероятных доходов  бюджета (применительно к соответствующему уровню бюджетной системы: государственному, региональному, местному), определению объемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях. Если прогнозные расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, для основных параметров и структуры соответствующего бюджета

 

В России программный подход к планированию приходит на смену составлению бюджета "от достигнутого" и отличается главным образом методами планирования бюджетных расходов – способами  расчета объема бюджетных ассигнований для исполнения расходных обязательств

 

Программный подход к формированию расходов бюджета позволяет при  оценке финансовых ресурсов, необходимых  для реализации принятого решения (бюджетной программы), применять  различные методы бюджетного планирования, обусловленные спецификой планируемых расходов: нормативный, предметно-целевой, балансовый, метод коэффициентов, метод экономического анализа и другие.

 

В России бюджеты ведомств составляются на основе метода постатейного распределения  бюджетных средств, что обусловлено  Бюджетным кодексом. Однако в долгосрочной перспективе такой подход может привести к финансированию избыточных структур, предоставлению услуг, которые не отвечают потребностям общества по качеству, времени или месту предоставления и к снижению общей эффективности расходов, с одной стороны и к недофинансированию производства товаров и услуг, необходимых обществу.

 

Главным достоинством данного метода является то, что целевая программа  способствует соблюдению единого подхода  к рациональному использованию  бюджетных средств, направленных на решение наиболее актуальных проблем региона, муниципального образования, государства в целом.

 

Согласно информации Минэкономразвития  России за последние пять лет произошел  существенный рост расходов федерального бюджета, распределенных по целевым программам; к 2012 г. предполагается по программному принципу распределять до 70 % бюджетных ассигнований

 

Таблица 3.1. Доля средств федерального бюджета, распределённого по программному принципу

Год                                  2006г. 2007г. 2008г.  2009г. 2010г.            

Доля программных расходов, % 50 55 60 65 70

 

 

 

Применение того или иного из рассмотренных методов бюджетного планирования и прогнозирования  определяется спецификой задач, стоящих  перед соответствующим уровнем  управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения возникающих проблем, проблем, разрешение которых возможно в определенный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.

 

Таким образом, применение указанных выше методов бюджетного планирования повышает обоснованность и эффективность расходов бюджетов при расчете бюджетных ассигнований.

 

3. Совершенствование  методов, используемых в бюджетном  планировании и прогнозировании

 

Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:

 

-  для достижения некоторых  запланированных результатов требуется  финансирование не только из  текущего бюджета, но и из  бюджетов будущих периодов;

 

-  измеримый эффект от реализации ряда программ не может быть выявлен в течение одного финансового года (например, при оценке эффективности реализации программы по лечению наркомании потребуется время, чтобы выявить процент успешно вылеченных пациентов)

 

Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного сектора.

 

Первые годы внедрения БОР в  практику бюджетного планирования на федеральном уровне выявили определенные недостатки и пробелы как в действующей нормативно-правовой базе, так и в организации этого процесса в целом. Следовательно, перспективы развития БОР преимущественно зависят от скорейшего устранения этих узких мест. При этом следует уделить особое внимание осуществлению ниже перечисленных мероприятий.

 

1) В первую очередь необходимо, на наш взгляд, перейти от существующей  структуры "стратегическая цель - тактическая задача - целевая программа"  к многоступенчатой, типа "миссия  субъекта бюджетного планирования (СБП) - достигаемая цель правительства РФ - тактическая задача СБП - бюджетная целевая программа - мероприятие". Логика выстраивания взаимосвязей между элементами этой иерархии вполне очевидна. Сначала каждый СБП формулирует свою миссию, представляющую краткое определение важнейшей цели государственной политики, за достижение которой отвечает СБП или ради достижения которой он создан. Описание этой миссии может также содержать сведения об услугах, предоставляемых СБП, заказчиках и потребителях этих услуг. Таким образом, миссия определяет функциональные особенности СБП.

 

Далее для обеспечения прозрачности вклада деятельности отдельных СБП  в достижение целей правительства  РФ каждому СБП необходимо выбрать  из трехуровневой системы целей  правительства те, которые соответствуют направлениям его деятельности в течение планового периода времени. При этом выбранные цели должны отвечать миссии СБП.

 

Затем определяются тактические задачи СБП, отражающие объем государственных  услуг, который СБП намеревается реализовать в течение планируемого периода. Задачи должны соотноситься с целями (социально значимыми результатами) и миссией СБП.

Информация о работе Методология планирования