Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

1. Государственное регулирование экономики
1.1. Краткий экскурс в историю
1.2. Современный взгляд на роль государства
1.3. Государственное регулирование как необходимость
2. Методы государственного воздействия на макроэкономику
2.1. Направление и основные цели государственного регулирования
2.2. Правила денежно-кредитной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая по макроэкономике.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы государственного воздействия на макроэкономику

 

2.1. Направление и основные цели госрегулирования

 

Регулирование отнюдь не означает всестороннего вмешательства  государства в экономическую  деятельность, а представляет собой  упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие  наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям.

1. Экономический рост. В широком смысле - это прогресс экономики государства или региона, находящий выражение в повышении общего уровня развития. Поэтому понятие роста включает как увеличение производства продуктов, так и повышение производительности труда, совершенствование структуры спроса и предложения и т.д.

2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, предотвращение гиперинфляции, поддержание и повышение уровня занятости, недопущение высокой безработицы, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.

3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в качестве же одной из целевых функций государства включает также справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.

Между тремя главными целями существуют взаимосвязи, образующие единую комплексную систему, в которой  каждая цель подразделяется на множество  подцелей. Макроэкономическое регулирование, охватывая это множество, преследует, таким образом, одну общую комплексную  цель развития экономики и общественного  благосостояния. Для повышения конкурентоспособности российской экономики следует сосредоточиться на следующих принципиально важных, но не в полной мере реализуемых (или вообще не реализуемых) для России направлениях поддержки производителей.

1. России необходимо  в полной мере использовать  потенциал поддержки ресурсных  преимуществ производителей, включая  тарифное и нетарифное регулирование  и прямое субсидирование некоторых  отраслей. Этот вывод обусловлен  следующими соображениями:

- большинство активных  участников международной торговли  используют прямые защитные меры  в отношении своих сельскохозяйственных  производителей;

- объективные условия  сельскохозяйственного производства  в России между тем гораздо  менее благоприятны, что лишний  раз доказывает необходимость  компенсации рентных различий;

- меры прямой государственной  поддержки в отношении высокотехнологичных  отраслей обусловлены объективными  ограничениями действия рыночного  механизма в этих отраслях, поскольку  длительные циклы НИОКР, а также  высокая степень риска в инновационных  проектах сдерживают развитие  массовых рынков сбыта и частных  источников финансирования в  соответствующих отраслях.

2. Макроэкономическая  политика России остро нуждается  в расширении использования инструментов  косвенной поддержки национальных  производителей, в частности налоговых  и кредитных, широко применяемых  в отраслях американской промышленности  и сельского хозяйства. Будучи  не менее эффективными с точки  зрения отраслевых результатов  они являются гораздо менее  обременительными для государственного  бюджета, а следовательно, носят гораздо менее проциклический характер.

3. Решение принципиального  для современной российской экономики  вопроса об отраслевой структуре  экономического роста, форме ориентации  экономической структуры и месте России в международном разделении труда связано с изменением сформировавшейся в последние годы сырьевой структуры ВВП и экспорта. Повышение степени переработки исходного сырья в этой связи – задача, которая актуальна для России в гораздо большей степени, чем для США, активно решавших ее в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности.

4. Учитывая опыт государственного  регулирования в естественных  монополиях (прежде всего в электроэнергетике), Россия должна продолжать реформы  в газовой отрасли и электроэнергетике.  Американская электроэнергетика,  не являясь экспорто-ориентированной отраслью, тем не менее сильно влияет на международную ценовую конкурентоспособность основных экспортеров. Принимая во внимание указанную выше необходимость повышения степени переработки исходного сырья и изменения сырьевой ориентации, задача ослабления давления материальных издержек на внутренние и экспортные цены в отраслях обрабатывающей промышленности приобретает актуальность и должна решаться в увязке с предыдущим направлением поддержки национального производства.

5. Безусловно, адекватным  задаче роста конкурентоспособности  является использование богатого  опыта США в области повышения  инновационной активности в экономике  и стимулирования наращивания  инновационных конкурентных преимуществ  реальным сектором экономики.  Учитывая наличие значительных  научно-технических заделов, с  одной стороны, а также отставание  России в области стимулирования  научно-технологической кооперации  различных субъектов и секторов  экономики и в качестве механизмов  передачи технологий, с другой, данное  направление повышения конкурентоспособности  национального российского производства  вполне обоснованно.

6. Включение России  в процесс глобализации требует  применения опыта США в области  стимулирования создания глобальных  преимуществ производителей. В первую  очередь это касается реализации  экологических ограничений на экономический рост, прекращения оттока и частичной “репатриации” мозгов из-за границы, развития телекоммуникационного сектора экономики, в том числе Интернета, а также транснационализации российского бизнеса.

7. Использование неформального  культурного влияния США в  мире и особенно в Латинской Америке дает повод России развивать сотрудничество с этнически и культурно близкими странами. Прежде всего это относится к странам СНГ с большой русской диаспорой, а также к православным странам Балкан.

 

    1. Правила денежно-кредитной политики

 

Хотя среди экономистов  и существует консенсус о том, чем должна заниматься денежно-кредитная  политика, они расходятся во мнении, как достигать поставленные перед  центральным банком цели. Сторонники активной политики считают саморегулирование  рынка слишком длительным и неэффективным  и, соответственно, рекомендуют государственное  вмешательство на рынке. Приверженцы  пассивной политики, напротив, полагают, что нейтральное отношение к  происходящему в экономике лучше любого регулирования. Первые экономисты ратуют за дискреционную политику (discretionary policy), т.е. за свободу действий властей, которая допускает отсутствие каких-либо ограничений при принятии экономических решений. Дискреционная политика проявляется всякий раз, когда центральный банк незапланированным образом реагирует на экономические события в стране. Вторая группа экономистов приветствует правила денежно-кредитной политики (monetary policy rules), стратегии, по которой центральный банк может принудительно или самостоятельно взять на себя определенные обязательства. Во многих случаях аналоги правил экономической политики можно найти в повседневной жизни. Абсолютно все автоматические механизмы, придерживающиеся определенных правил функционирования, управляют взаимодействием с окружающей средой. Например, термостат, регулирующий температуру в помещении, или автопилот, управляющий самолетом, являются ничем иным как правилами. Некоторые правила определяют человеческое поведение, например, правило левостороннего движения на автодорогах Великобритании. Наконец, правила позволяют формулировать решения в области экономики. Такими правилами являются правила денежно-кредитной политики.

Можно выделить три основных способа государственного воздействия на экономику: прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров, регулирования цен и доходов); фискальная политика; денежная политика. Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.

В целом проводя денежно-кредитную  политику необходимо стараться делать так, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса. Не смотря на то, что денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является Центральный Банк, располагающий набором средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки. Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой. Все имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткие и долгосрочные).

В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной  эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема  производства, а кредитная рестрикция - предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия  инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 г.).

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся:

- установление обязательной  нормы резервов;

- регулирование учетной  ставки;

- различные операции  на открытом рынке.

Денежно-кредитная политика современной России не имеет принципиальных различий с политикой других стран  в этой области. Денежный рынок не может эффективно функционировать  без соответствующей инфраструктуры. Ядром инфраструктуры денежного  рынка является банковская система, которая имеет двухуровневую  структуру. Первый ярус представлен  Центральным банком страны, основная задача которого состоит в научно обоснованной организации денежного  обращения и в создании условий  для неинфляционного развития экономики.

Второй ярус составляет широкая сеть коммерческих (для кредитования и финансирования предпринимателей и населения), ипотечных (дающих деньги под залог недвижимости), инновационных (кредитующих разработки и освоение технологических нововведений), инвестиционных (кредитующих капитальное строительство) и иных банков.

Центральный банк задачу обеспечения неинфляционного развития национальной экономики при одновременном ее снабжении требуемым количеством денежной массы решает двумя путями:

  1. путем управления всеми видами других банков. Здесь выделяются два направления:

а) изменение учетной  ставки процента (дисконтная политика), то есть ставки процента за кредит, который  Центральный банк страны предоставляет  всем прочим коммерческим банкам. Причем Центральный банк предоставляет  этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное  финансовое положение, но испытывает временные  трудности. Это – один из главных инструментов политики Центрального банка.

Учетную ставку процента устанавливает Центральный банк страны. В условиях инфляции или  ее угрозы он повышает данную учетную  ставку, что дает антиинфляционный эффект по трем направлениям:

- кредиты Центрального  банка становятся недоступными  для мелких банков. А чем меньше  получателей займов из Центрального  банка, тем ниже скорость нарастания  денежной массы в обращении;

- вся сеть коммерческих  банков, не желая нести финансовых  потерь, повышает и свои процентные  ставки за кредит, предоставляемый  хозяйствующим субъектам и населению.  Таким образом, вслед за ростом  ставки межбанковского кредита  идет удорожание кредита, предоставляемого  предпринимателям коммерческими  банками. В этом случае, снижается  спрос на деньги и уменьшаются темпы нарастания денежной массы в обращении;

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики