Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

1. Государственное регулирование экономики
1.1. Краткий экскурс в историю
1.2. Современный взгляд на роль государства
1.3. Государственное регулирование как необходимость
2. Методы государственного воздействия на макроэкономику
2.1. Направление и основные цели государственного регулирования
2.2. Правила денежно-кредитной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая по макроэкономике.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

- взявшие кредит у  Центрального банка коммерческие  банки станут использовать его  с максимальной отдачей, кредитуя  только высокорентабельные отрасли,  сориентированные на растущий  потребительский спрос. А это  будет способствовать не только  улучшению использования всех  видов ресурсов, но и снижению  цен на соответствующие товары.

Однако, повышение учетной ставки при общем удорожании межбанковского кредита может привести не только к нежеланию предпринимателей развивать производство, но и к остановке всего инвестиционного процесса. Погасить отрицательные последствия, в данном случае, можно и нужно с помощью соответствующих налоговых процедур;

б) регулирование нормы  обязательных резервов банков. Центральный  банк страны имеет право устанавливать  норму, в соответствии с которой  все банки обязаны держать  часть своих активов в Центральном  банке. При инфляции, когда необходимо умерить рост денежной массы. Центральный  банк повышает норму обязательных резервов. В обратном случае он снижает норму. В итоге, коммерческие банки, разморозив часть своих активов, превращают их в кредиты. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно жестким, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита, поэтому применяется данный инструмент монетарной политики большинством стран в исключительных случаях.

Применение резервной  системы делает экономически бессмысленной  эмиссию денег, которая начинает носить чисто технический характер: износившиеся денежные знаки заменяются новыми;

  1. путем проведения операций с государственными долговыми обязательствами на рынке ценных бумаг (операции на открытом рынке). Государство в целях покрытия бюджетного дефицита часто идет на продажу населению ценных бумаг-облигаций государственного займа. Их же оно может продавать Центральному банку, беря там взаймы деньги для тех же нужд. Таким образом, и население, и Центральный банк выступают в роли кредиторов государства.

Центральный банк использует облигации путем купли-продажи  в борьбе с инфляцией. Если ему  необходимо в целях противодействия  инфляции уменьшить денежную массу  в обращении. Центральный банк продает  государственные долговые обязательства (облигации) населению (по более дешевой  цене, чем сам купил их у государства), а вырученные деньги помещает в свой резерв. И, хотя Центральный банк несет  в результате этой финансовой операции определенные денежные потери, ему  удастся решить главную задачу –  извлечь часть денег из каналов  обращения и, тем самым, оказать  активное воздействие на ход инфляционных процессов в направлении их затухания.

Если же Центральному банку нужно увеличить количество денег в обращении, то, появившись на рынке ценных бумаг, он начинает скупать у населения и у  коммерческих банков государственные  долговые обязательства. В результате, каналы обращения наполняются дополнительной денежной массой.

Обладатель облигации  продает ее Центральному банку, поскольку  Центральный банк может предложить больший процент за нее, кроме  того, появляется возможность сократить  срок получения денег с этим повышенные процентом.

Таковы основные регуляторы (инструменты), которые используют Центральный  банк для контроля над денежной массой (при осуществлении монетарной политики). Первые два запускают механизмы  косвенного воздействия, где Центральный  банк задает линию поведения всей банковской системе, изменяя учетную  ставку процента или норму обязательных резервов. С помощью третьего регулятора Центральный банк влияет на состояние  денежного обращения непосредственно. Именно этот регулятор обладает наиболее оптимальной силой воздействия  на объем денежной массы, находящейся  в обращении.

Чтобы успешно решать задачу неинфляционного развития экономики, Центральный банк должен быть независимым от исполнительной власти и подчиняться только закону. Ведь, если он будет подчинен исполнительной власти, то правительство, испытывая бюджетный дефицит, в приказном порядке станет навязывать Центральному банку свои долговые обязательства и полученные деньги направлять на покрытие дефицита. Банк, в данном случае, превращается в казну правительства. И если в казне нет денег, правительство прикажет их печатать, то есть осуществлять эмиссию денежных знаков. Став придатком центральных финансовых органов, Центральный банк не только не сможет осуществлять разумную денежную политику и проводить антиинфляционные мероприятия, а, напротив, сам становится источником инфляции.

Осуществляя финансовую поддержку правительства, Центральный  банк должен постоянно помнить, что  его главная задача состоит в  обязанности вести твердую антиинфляционную долгосрочную политику и не допускать накачивания в экономику излишней денежной массы. Наконец, Центральный банк должен иметь дело только с коммерческими банками и правительством и не заниматься кредитованием предпринимателей.

Банковская система  представляет собой ядро кредитной  системы, куда кроме банков входят любые  другие организации, обладающие по закону правом коммерческой деятельности, те, кто способен мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, а затем – в  капиталовложения (страховые компании, профсоюзы и т.п.).

Таким образом, цель кредитной  системы состоит в том, чтобы  ни один рубль не выпадал из рыночного  оборота; деньги должны всегда «работать». В экономике рыночного типа существует и всегда воспроизводится противоречие между желающими сберегать и  желающими инвестировать.

Кредитно-денежная и, прежде всего, банковская система и есть тот механизм, который разрешает  это противоречие. Учреждения этой системы осуществляют аккумуляцию  сбережений, готовят их к кредитованию и осуществляют его, то есть превращают сбережения в капитальные вложения.

Денежно-кредитная (монетарная) политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и  уровень цен.

В случае спада производства и нарастания безработицы Центральный  банк страны обязан реагировать на это. Для стимулирования производства он с помощью рассмотренных регуляторов  увеличивает денежное предложение. Ставка процента при этом снижается. Это ведет к росту инвестиционного  спроса, спроса на деньги для капиталовложений. Рост же инвестиций приводит к росту  ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад производства приостанавливается, безработица уменьшается, доход общества возрастает. Но рост доходов в обществе приводит к  увеличению спроса на деньги. В результате, увеличивается процентная ставка, что  ведет к сокращению инвестиционного  спроса и капиталовложений, сокращение же инвестиций повлечет за собой уменьшение ВНП.

В монетарной политике следует  различать кратковременные и  долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в кратковременном  периоде Центральный банк, проводя  политику расширения денежного предложения, стимулирует рост ВНП, то в долгосрочный период эффект вливания денег в национальную экономику снижается. Итогом может  стать не рост реального объема производства, а увеличение цен и инфляция.

Денежная политика признается сейчас приоритетным методом регулирования  национальной экономики. Ее методы осуществляются очень оперативно и гибко, в отличие  от мер фискальной политики, которые  требуют длительных согласований между  законодательными и административными  органами, что снижает их эффективность. С помощью монетарной политики, как  признает большинство экономистов, можно успешно бороться с инфляцией  и преодолевать спады в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Можно сделать вывод, что отличительные особенности  государства — универсальное  членство и право принуждения  — дают ему определенные возможности  с точки зрения коррекции провалов рынка. Эти преимущества заключаются  в следующем:

  1. право налогообложения и связанная с ним способность мониторинга производства;
  2. право запрета определенных видов деятельности;
  3. право наказания (правовые положения относительно ограниченной ответственности, банкротства и т.д.);
  4. преимущества в области трансакционных издержек при решении проблем провалов рынка.

В то же время имеется  целый ряд факторов, обусловливающих  провалы государства:

  1. общественные обязательства правительства налагают строгие ограничения на политику занятости;
  2. общественные обязательства налагают также строгие ограничения на политику расходов, прежде всего вытекающие из задач обеспечения справедливости;
  3. проблемы несовершенства информации и неполноты рынков, являющиеся источником провалов рынка, присутствуют также и в общественном секторе;
  4. перераспределительный потенциал, вытекающий из права принуждения, может оказаться источником не только неравенства, но и расточительного рентоориентированного поведения;
  5. ограниченность способности действующих правительств налагать обязательства на будущие правительства (связанная с ограниченными возможностями передачи прав собственности в общественном секторе и с демократическими процессами) может вызывать значительные экономические издержки;
  6. ограничения передачи прав собственности в общественном секторе служат фактором, сужающим возможности создания эффективных систем стимулирования;

7) отсутствие конкуренции в общественном секторе еще более ослабляет стимулы

Поэтому в отношении  макроэкономического регулирования  нужно занять максимально прагматичную позицию. В частности, можно сформулировать ряд принципов, которые должны помочь выработать взвешенный, но эффективный  подход к использованию доступного для правительства инструментария. Прежде всего это относится к  целям и задачам макроэкономической политики. В наших условиях главной  ее задачей на обозримую перспективу  должно стать не стимулирование производителей методами денежно-кредитной или  валютной политики, а создание благоприятной  среды для институциональных  и структурных реформ, а также  осуществления активной промышленной политики.

Во-первых, необходимо всеми  доступными методами исключить возможность  резкой дестабилизации в экономике  и стране в целом. Центральный  банк и Министерство финансов обязаны  предотвращать резкие колебания  индикаторов валютного и финансовых рынков, обеспечивая атмосферу уверенности  в том, что в обозримом будущем  у нас не будет крахов, дефолтов, всякого рода “черных вторников”, “черных четвергов” и т.п. Участники  рынка и инвесторы должны быть также полностью уверены в  том, что основные макроэкономические показатели (например, состояние торгового  баланса и баланса счета текущих  операций, параметры бюджетной системы, государственного долга, совокупной внешней  задолженности, золотовалютных резервов и т.п.) не выйдут за определенные рамки, что потребовало бы существенного  изменения условий регулирования  или ограничения свободы действий предприятий.

Во-вторых, важнейшей  задачей макроэкономической политики в условиях институциональных и  структурных реформ должно быть предотвращение спада в экономике в периоды, когда воздействие разного рода отрицательных факторов приобретает угрожающий характер, пусть даже ценой допущения отдельных негативных явлений в денежной сфере. Потребность в реформах всегда возникает в периоды кризисов, но осуществлять их намного легче в условиях, когда экономика переживает пусть медленный, но подъем.

В-третьих, макроэкономическое регулирование призвано смягчать негативные последствия структурных реформ (а они неизбежно возникнут, например, в ходе реформы финансового сектора) и тем самым создавать приемлемую атмосферу для их проведения.

Главное заключается  в том, что макроэкономическая политика должна быть не самодовлеющим элементом  экономической политики правительства, а подчиненной составной частью комплексной стратегии государства, нацеленной на модернизацию экономики  как единую общественную сверхзадачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Бланшар, О. Макроэкономика [Текст] : учебник / О. Бланшар. – М.: ГУ ВШЭ, 2010
  2. Думная, Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст] / Н.Н. Думная. – М. : КноРус, 2011.
  3. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика [Текст] : учеб. пособие / С.Г. Капканщиков. – М. : КноРус, 2010.
  4. Макроэкономика [Текст] / Э. Абель, Б. Бернанке. – СПб. : Питер, 2010.
  5. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода [Текст] / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. – М. : Инфра-М, 2010.
  6. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика [Текст] : учебник / Под ред. А.В. Сидоровича. – М. : Дело и сервис (ДиС), 2010.
  7. Овчинников, В. Н. Экономическая теория [Текст] : учебник / В.Н. Овчинников [и др.] ; под ред. Н.Г. Кузнецова – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : МарТ, 2011.
  8. Самуэльсон, Пол А. Экономика [Текст] : пер. с англ. О.Л. Пелявского / Пол.Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. – 18-е изд. – М. : Вильямс, 2010.
  9. Современная макроэкономика [Текст] / И.Р. Бугаян, И. П. Маличенко, Ю.А. Корчагин. – М. : Феникс, 2010.
  10. Экономическая теория. Макроэкономика – 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций [Текст] : учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой. – М. : Дашков и К°, 2011.
  11. Эбзеев, Б.С. Государственное регулирование макроэкономики: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. – М. : Норма, 2007.-88 с.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики