Методы определения значений показателей качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 01:02, контрольная работа

Краткое описание

Метод широко применяется для определения показателей качества продукции, использование которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя (напитки, кондитерские, парфюмерные, швейные изделия и т. д.). Обычно органолептический метод применяется совместно с экспертным. При органолептическом методе используют балльные оценки показателей качества.

Содержание

1 Методы определения значений показателей качества…………………………….
3
2 Сертификация систем качества……………………………………………………...
7
Список использованных источников…………..………………………………...……

Вложенные файлы: 1 файл

№ 14568 тема 9 .doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

1 Методы определения  значений показателей качества…………………………….

3

2 Сертификация систем  качества……………………………………………………...

7

Список использованных источников…………..………………………………...……

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Методы определения  значений показателей качества

 

Методы определений  значений показателей качества продукции  подразделяются по способам и источникам получения информации. Различают  следующие методы: [3, c.29]

1. Измерительный  метод, основанный на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и тому подобное. С помощью измерительного метода определяются значения показателей: масса изделия, сила тока, длина предмета, скорость автомобиля и др.

2. Регистрационный  метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, количества отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т.п.). Этим методом определяются показатели надежности, стандартизации и унификации, патентно-правовые и др.

3. Расчетный  метод, при котором значения показателей качества вычисляются по значениям параметров продукции, найденным другими методами. Для этого необходимо иметь теоретические или эмпирические зависимости показателей качества от параметров продукции. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований.

4. Органолептический  метод основан на анализе восприятия органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса) без применения технических измерительных или регистрационных средств. Органы чувств человека выдают информацию о соответствующих ощущениях. На основе имеющегося опыта проводится анализ этих ощущений и находится значение показателя качества. Поэтому точность метода зависит от квалификации, опыта и способностей лиц, проводящих оценку. При органолептическом методе могут использоваться технические средства, повышающие разрешающие способности органов чувств (лупа, микроскоп, слуховая трубка и т.п.) [12, c. 108].

Метод широко применяется  для определения показателей  качества продукции, использование  которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя (напитки, кондитерские, парфюмерные, швейные  изделия и т. д.). Обычно органолептический метод применяется совместно с экспертным. При органолептическом методе используют балльные оценки показателей качества.

При балльной оценке вначале  необходимо установить перечень признаков, наиболее полно характеризующих  качество продукции (например, для пищевых продуктов - вид, запах, цвет, вкус). Рекомендуется использовать четыре оценки качества и соответствующее им количество баллов (2 варианта распределения баллов):

 

Оценка

Число баллов

Вариант 1 

Вариант 2

отлично 

5

3

хорошо

4

2

удовлетворительно

3

1

плохо

0

0


 

При необходимости допускаются  промежуточные оценки 4.5 и 3.5 - в первом варианте; 2.5 и 1.5 - во втором. Во втором варианте более резко выделяется удовлетворительная оценка: в первом варианте она отличается от хорошей  на 25%, во втором - на 50 %. Возможны и другие варианты распределения баллов.

5. Метод опросов, который можно применять в различных формах, получивших названия: социологический и экспертный.

Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей продукции. Могут применяться устные опросы, специальные анкеты - опросники, проводиться сбор мнений на конференциях, совещаниях, аукционах, выставках и т.д. Для применения метода необходимо разработать систему опроса и обработки результатов. Социологический метод иногда применяют для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.

Экспертный  метод основан на учете мнений группы специалистов - экспертов, в которую могут входить товароведы, дизайнеры, дегустаторы и т.п. Метод применяется в сочетании с органолептическим методом для принятия решения при аттестации качества продукции, при определении коэффициентов весомости показателей качества и в других случаях.

Для исключения необъективных  оценок в состав экспертной комиссии не должны входить авторы изделия. Экспертов должно быть не менее 7 человек. Экспертная комиссия может принимать решения, либо проставляя оценки, либо проводя голосование. Решение принимается, если за него подано не менее 2/3 голосов членов экспертной комиссии [4, c. 52].

Чтобы уменьшить степень  субъективности оценки, целесообразно  провести несколько туров опроса экспертов с публичным обоснованием выставленных оценок. Считается, что  достаточная точность получается за три тура.

Существуют различные формы проведения экспертных оценок. Одна из них получила название "метод Дельфы" по имени греческого города Дельфы, в котором в древности жил знаменитый оракул. В методе Дельфы принимаются специальные меры, чтобы исключить влияние на конечный результат экспертов, обладающих даром убеждать других. Для этого исключают личные контакты между экспертами и применяют итерационную процедуру, в которой анонимное мнение каждого эксперта подвергается критике со стороны всех остальных экспертов при сохранении анонимности мнений.

Наиболее распространен  вариант метода, при котором руководитель группы экспертов находит среднее  или медианное значение оцениваемой  величины Х в течение нескольких последовательных туров опроса.

В первом туре собирают субъективные оценки величины Х каждым экспертом отдельно. Эти оценки располагают в ряд в порядке возрастания значений и находят квартили.

Во втором туре каждому  члену группы экспертов сообщают значения квартилей и просят его  вновь обдумать свою оценку. Если новая  оценка эксперта находится вне интервала. Эксперт должен обосновать свое мнение. По результатам второго тура вычисляют новые значения.

В третьем туре всем экспертам  сообщают новые значения квартилей (обычно интервал уменьшается) и письменные обоснования значений, выходящих  за границы интервала (при анонимности мнений). Каждого из давших письменный ответ просят учесть изменение данных и появившуюся аргументацию и при желании изменить свою прежнюю оценку. Если эта пересмотренная оценка выйдет за интервал. Эксперта просят вновь аргументировать свою точку зрения и т. д. Такая процедура продолжается до тех пор, пока интервал не станет, по мнению руководителя группы экспертов, достаточно узким. Медианное (или среднее) значение этого интервала принимается за согласованную оценку определяемого параметра.

В итоге можно сделать  вывод, показателями качества продукции являются числовые характеристики одного или многих свойств продукции, определяющих ее качество, и взятые в установленных условиях ее изготовления и эксплуатации.

Критерием разделения методов определения значений показателей качества продукции являются способы и источники полученных сведений о качестве интересующей нас продукции [8, c.230].

 

 

 

 

 

 

 

2 Сертификация систем  качества

 

Сертификация (регистрация) систем качества организаций - это средство. предоставляющее уверенность в том, что сертифицированная (зарегистрированная) организация способна поставлять продукцию, соответствующую определенным требованиям. Фактически, сертификация означает, что система качества организации прошла проверку на соответствие требованиям конкретного стандарта [10, c.368].

При сертификации системы  качества учитывается только оценка системы качества организации; сертификация продукции не затрагивается. Доказательство соответствия определенному стандарту систем качества оформляется в виде документа, известного как сертификат системы качества.

Сертификация систем качества была введена в Великобритании с появлением стандарта BS 5750, и до сих пор эта страна насчитывает  наибольшее число сертифицированных  организаций. Сегодня сертификация систем качества нашла признание во всем мире - более 250 тысяч организаций имеют сертификат соответствия системы качества.

Процесс сертификации.

Для того, чтобы начать процесс  сертификации системы качества организация  должна иметь функционирующую систему качества, удовлетворяющую требованиям стандартов ИСО 9001. Имея такую систему, организация обращается в орган по сертификации с заявкой об ее оценке.

В процессе сертификации выделяют следующие  этапы:

• Анализ контракта

• Первоначальный аудит

• Рекомендации

• Решение о выдаче сертификата

• Надзорный аудит

• Повторный аудит (аудит для  подтверждения сертификации).

Услуги по сертификации систем качества предлагаются множеством сертификационных органов. Организация, планирующая  сертифицировать свою систему качества, должна выбрать орган по сертификации, который предлагает наиболее подходящие условия в конкретной ситуации. Далее сертификационный орган действует на контрактной основе, предоставляя определенный спектр сертификационных услуг.

На этапе анализа контракта  орган по сертификации должен определить следующее:

• Область деятельности, которую  требуется сертифицировать, а также  возможности органа по сертификации предоставить услуги аккредитованной  сертификации в данной области;

• Информацию, необходимую для планирования аудита и, в частности, определить количество человеко-дней, необходимых для проведения аудитов;

Необходимо определить область  применения сертификата для того, чтобы клиент имел представление, какие  области затрагивает сертификация системы качества, а также для определения рамок аудита в следующих областях:

• продукции в необходимости  оценки проектирования и разработки продукции [10, c.370].

• участков организации, подлежащих проверке

• рассматриваемых объектов.

Процесс сертификации начинается сразу после подписания контракта  и вступления его в силу. Большинство  сертификационных органов выдадут  вам сертификат с ограниченным сроком действия, как правило, этот срок составляет три года. Процесс начинается с  первоначального аудита, обычно состоящего из аудита адекватности (анализа руководства) и следующего за ним аудита непосредственно на объекте. В случае успешного завершения первоначального аудита, ведущий аудитор может рекомендовать руководству сертифицирующей организации сертификацию системы качества. Хотя схема процесса, в основном, одинакова, могут встречаться отдельные различия. Некоторые сертификационные органы требуют устранения всех несоответствий до вынесения рекомендаций, в то время, как другие допускают незначительное количество несущественных несоответствий до надзорного аудита.

Документация, составленная в процессе оценки, направляется затем  для рассмотрения в главный офис сертификационного органа. На основании  этого рассмотрения, а также рекомендаций ведущего аудитора принимается решение о возможности сертификации системы качества.

Срок действия сертификатов, как правило, ограничен тремя  годами, при этом требуется постоянно  поддерживать работу системы в соответствии с тем стандартом, по которому выполнялась сертификация. Для подтверждения этого процесса сертификационный орган каждые полгода или один раз в год выполняет надзорные аудиты. В ходе надзорных аудитов обычно выборочно рассматриваются элементы системы, причем анализу подлежит как минимум 30% элементов.

По истечении срока  действия сертификата необходимо проведение повторный аудит системы. При  планировании повторного аудита, сертификационный орган учитывает информацию, полученную в ходе проведения первоначального  аудита и последующих надзорных  визитов, и, следовательно. Сокращает программу повторного аудита, рассматривая лишь 50% элементов системы качества.

Аккредитация.

Сертификационный орган, по сути, является поставщиком услуг  организациям, и, как таковой, должен предоставлять конкурентоспособные  услуги соответствующего качества. Основные моменты, которые следует учитывать при выборе сертификационного органа таковы:

• Возможность сертификационного  органа выполнить оценку конкретной системы, существующей в организации;

• Возможность сертификационного органа:

Информация о работе Методы определения значений показателей качества