Методы оценки качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных методов оценка качества товаров.
Объект – это непосредственно сами методы.

Содержание

Введение
1. Понятие качества
2. Объективные методы определения показателей качества
3. Эвристические методы
4. Статистические методы контроля и управления качеством
5. Комплексный метод оценки уровня качества продукции
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка качества.docx

— 27.06 Кб (Скачать файл)

Оценка качества 

   Дисциплина: «Экономика предприятия»

Тема: «Методы оценки качества»

Студент: Лебедева Надежда  Сергеевна

Год защиты: 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие качества

2. Объективные методы определения  показателей качества

3. Эвристические методы

4. Статистические методы  контроля и управления качеством

5. Комплексный метод оценки  уровня качества продукции

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим источником роста  эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Развитие рыночной экономики в России определило новые приоритеты развития национального производства:

 

- повышение конкурентоспособности  национального товара;

 

осуществление перехода от сырьедобывающей промышленности к перерабатывающей;

 

- удовлетворение растущих  потребностей населения; 

 

- создание национальной  системы обеспечения безопасности  и высокого качества потребляемой  продукции.

 

Для определения показателей  качества в товароведении применяют  различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут  относиться техническое устройство, вещество или материал для проведения испытаний.

 

В зависимости от источника  и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).

 

Объективные методы делят  на измерительный, регистрационный, расчетный  и опытной эксплуатации. Эвристические  методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.

 

Методы определения значений показателей качества в зависимости  от характера влияния на объект контроля бывают разрушающими и неразрушающими. Метод разрушающего контроля подразумевает  разрушение образцов, при этом может  быть нарушена пригодность образцов к дальнейшему применению. Метод  неразрушающего контроля не нарушает пригодность образцов к применению, т.е. не разрушает образец.

 

Выбор метода определяется с  учетом целей, задач и условий  оценки значений показателей качества. Результаты должны быть обоснованными  и воспроизводимыми данным или другим приемлемым методом. Выбранный метод  должен обеспечить оценку показателей  качества с необходимой точностью  и полнотой на всех этапах жизненного цикла товара.

 

Актуальностью данной темы является то, что понятие качества товара становиться практически основной темой, осуждаемой в современном  обществе и для того, что бы проверить  это качество необходимо использовать некие методы, некоторые из них  рассмотрены в данной работе.

 

Целью данной работы является рассмотрение основных методов оценка качества товаров.

Объект – это непосредственно  сами методы.

1. Понятие качества

 

Качество - совокупность характерных  свойств, формы, внешнего вида и условий  применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно  воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях, предусматривающих  качество сырья, конструктивные размеры  и т.д. [3]

 

Понятие качества формировалось  под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено  тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах  крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение  точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).

 

Повышение сложности изделий  привело к увеличению числа оцениваемых  свойств. Центр тяжести сместился  к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового  производства качество стало рассматриваться  не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

 

С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала  автоматизация производства, появились  автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими  системами. Возникло понятие «надежность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие  в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством  в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

 

Качество у производителя  и потребителя – понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять  заботу о качестве в течение всего  периода потребления продукта. Кроме  того, он должен обеспечить необходимое  послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных  продуктов.[5]

 

Вернемся к уточнению  понятия качества. В литературе понятие  качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.

 

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью  и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества РФ. В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение качества как  одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного  развития человека и общества.

 

Основные элементы пригодности  товаров, определяемые технической  характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость  изделия.

 

Качество как продуктов, так и услуг является стандартизированной категорией. Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Также можно отметить такую характеристику качества, как неустойчивость, изменчивость качества продукции, которая проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технологической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д. Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе. Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.[8]

 

Качество продукции оценивается  на основе количественного измерения  определяющих ее свойств. Современная  наука и практика выработали систему  количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

 

- показатели назначения  товара;

 

- показатели надежности;

 

- показатели стандартизации  и унификации;

 

- эстетические показатели;

 

- показатели транспортабельности;

 

- патентно-правовые показатели;

 

- экологические показатели;

- показатели безопасности.[4]

2. Объективные методы определения  показателей качества

 

Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод определения  численных значений показателей  качества основан на информации, получаемой при использовании технических  средств измерений (измерительных  приборов, реактивов и др.).

 

Использование технических  средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений  и предполагает использование приборов и реактивов Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор  проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и  оценивания точности, достоверности  результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.[3]

 

Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и  размеры, механические и электрические  напряжения, число оборотов двигателя. Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность  и точность. Этот метод позволяет  получать легко воспроизводимые  числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.

 

К недостаткам этого метода следует отнести сложность и  длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто  дорогостоящего оборудования, а в  ряде случаев и необходимость  разрушения образцов. Измерительный  метод во многих случаях требует  изготовления стандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальных условий  испытаний, систематической проверки измерительных средств.

 

Математическая обработка  данных и анализ результатов измерений (испытаний). При проведении инструментальной оценки и использовании полученных результатов следует учитывать, что результаты измерений дают приближенное значение измеряемой величины, т.е. могут  содержать погрешности.

 

Погрешности можно разделить  на следующие группы:

 

Грубые (промахи) связаны  с неверными расчетами или  недостаточной тщательностью в  работе. Такие погрешности не являются систематическими, однако они не случайны, так как не вызваны влиянием разных многочисленных факторов.[4]

 

Систематические погрешности  вызваны одной или несколькими  причинами, действующими по определенным законам. Возникают вследствие применения неисправных приборов, неточных гирь, нарушения методики измерения.

 

Допустимые приборные  погрешности (инструментальные, аппаратурные), обусловленные несовершенством  конструкции и изготовления правильно  работающего прибора и не противоречащие существующим нормам. Присущи почти  всем приборам, имеющим подвижные  части. Износ и старение материалов, из которых изготовлены детали приборов, - постоянные причины приборных погрешностей. Допустимые приборные погрешности  указываются в паспорте каждого  прибора.

 

Случайные погрешности вызываются факторами, которые носят случайный  характер и не поддаются учету, поэтому  вероятность ошибки в ту или иную сторону одинакова.

 

Ошибки выборки получаются из-за того, что для определения  показателей качества берется часть  материала, обычно незначительная по сравнению  со всей оцениваемой его массой. Для того чтобы по данным выборки  можно было достоверно судить о показателях  качества всей генеральной совокупности, необходимо, чтобы выборка была репрезентативной (представительной).[1]

 

Регистрационный метод. Регистрационный  метод основан на наблюдении и  подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или затрат. Этим методом определяют, например, количество отказов за определенный период эксплуатации изделия, затраты на создание и (или) использование изделий, число различных  частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами), количество дефектных изделий  в партии.

 

Недостатком этого метода является его трудоемкость и в  ряде случаев длительность проведения наблюдений. В товароведении этот метод широко применяется при  определении показателей долговечности, безотказности, сохраняемости, стандартизации и унификации, а также патентно-правовых показателей.

 

Расчетный метод. Расчетный  метод основан на получении информации расчетом. Показатели качества рассчитываются по математическим формулам, по параметрам, найденным другими методами, например измерительным.

 

Расчетный метод используют при проектировании и конструировании  изделия, когда оно еще не может  быть объектом инструментальных исследований. Часто расчетный метод используют для прогнозирования или определения  оптимальных (нормативных) значений, например, показателей безотказности. Расчетный  метод очень часто используют при проведении косвенных измерений. Например, по величине показателя преломления  стекла устанавливают коэффициент  зеркального отражения, а по твердости  стали – ее прочность. Расчетным  методом определяют содержание бисульфитных производных глюкозы и фруктозы в меде по результатам хроматографического анализа.[7]

Информация о работе Методы оценки качества