Методы оценки качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных методов оценка качества товаров.
Объект – это непосредственно сами методы.

Содержание

Введение
1. Понятие качества
2. Объективные методы определения показателей качества
3. Эвристические методы
4. Статистические методы контроля и управления качеством
5. Комплексный метод оценки уровня качества продукции
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка качества.docx

— 27.06 Кб (Скачать файл)

 

Метод опытной эксплуатации. Метод опытной эксплуатации является разновидностью регистрационного метода. Его используют, как правило, для  определения показателей надежности, экологичности, безопасности. В процессе реализации этого метода изучается взаимодействие человека с изделием в конкретных условиях его эксплуатации или потребления, что имеет большое значение, так как измерительные методы не всегда позволяют полностью воспроизвести реальные условия функционирования изделия. Данный метод используется для оценки влияния косметических средств на кожу человека, при этом оценивается сенсибилизирующее воздействие средств на организм человека.

 

Для оценки показателей долговечности  одежды привлекаются испытуемые, которые  будут эксплуатировать эту одежду в обычных условиях до полного  износа. Изменение свойств материалов и одежды в целом может достигаться  применением лабораторного оборудования.

Метод опытной эксплуатации используют при оценке долговечности  работы электрооборудования. Достоинством этого метода является высокая точность и достоверность значений показателей  качества, а недостатками – продолжительность  и большие затраты, а в некоторых  случаях сложность моделирования  условий эксплуатации.[5]

3. Эвристические методы

 

Органолептический метод. Органолептический  метод основывается на использовании  информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с  помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. При этом методе не исключается  использование некоторых технических  средств (кроме измерительных и  регистрационных), повышающих разрешающие  способности органов чувств человека, например, лупы, микрофона с усилителем громкости и т.д.[8]

 

Органолептический метод  прост, всегда используется первым, часто  исключает необходимость использования  измерительного метода, как более  дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как  запах, вкус.

 

Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется  для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа  определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов.

 

Дегустационный метод  предполагает апробирование пищевых  продуктов. Результаты дегустации зависят  от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в  том числе парфюмерию.

 

Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность  значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие  параметры свойств продукции.

 

Экспертный метод. Экспертный метод определения показателей  качества основан на учете мнений специалистов-экспертов. Эксперт –  это специалист, компетентный в решении  конкретной задачи. Этот метод применяют  в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами из-за недостаточного количества информации, необходимости  разработки специальных технических  средств и т.п.[10]

 

Экспертный метод является совокупностью нескольких различных  методов, которые представляют собой  его модификации. Известные разновидности  экспертного метода применяются  там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения. Учитываются специфические  возможности эксперта. Например, в  пищевой промышленности при оценке качества продуктов питания учитывают  возможности эксперта воспринимать вкус, запах, а также его состояние  здоровья. Эксперты, оценивающие эстетические и эргономические показатели качества, должны быть хорошо осведомлены в  области художественного конструирования.

 

При использовании экспертного  метода для оценки качества формируют  рабочую и экспертную группы. Рабочая  группа организует процедуру опроса экспертов, собирает анкеты, обрабатывает и анализирует экспертные оценки.

 

Экспертная группа формируется  из высококвалифицированных специалистов в области создания и использования  оцениваемой продукции: товароведы, маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи и др. Желательно, чтобы экспертная группа формировалась не для одной экспертизы, а как постоянно функционирующий орган с достаточно стабильным составом экспертов.[6]

 

Социологический метод определения  показателей качества основан на сборе и анализе мнений потребителей. Сбор мнений потребителей осуществляется различными способами: устный опрос; распространение  анкет-вопросников, организация выставок-продаж, конференций, аукционов. Для получения  достоверных результатов требуются  научно обоснованная система опроса, а также методы математической статистики для сбора и обработки информации.

 

Социологический метод широко используют на стадии выполнения маркетинговых  исследований, при изучении спроса, для определения показателей  качества, оценки качества. Например, для  выяснения требований, которым должен удовлетворять электрический утюг, разрабатывается опросный лист с  указанием параметров утюга. Листы  пересылаются по почте, при общении  с покупателями в торговых точках.

 

Для обработки полученной информации нужно учитывать средний  балл и количество будущих покупателей, которые за данный образец высказались. Затем определяют суммы баллов каждого  из параметров и общую сумму баллов. Далее оценивают коэффициенты весомости  каждого параметра и проверяют  результаты суммированием.[3]

 

4. Статистические методы  контроля и управления качеством

 

Статистические методы основаны на определении значений показателей  качества продукции с использовании методов теории вероятности и математической статистики. Область применения статистических методов чрезвычайно широка и охватывает весь жизненный цикл товара (проектирование, производство, использование и т.д.). Статистические методы применяются в системах качества, при сертификации продукции систем качества. [5]

 

Методы математической статистики позволяют с заданной вероятностью проводить оценку качества изделий. Статистические методы способствуют сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля.

 

С помощью статистических методов можно определить: среднее  значение показателей качества и  их доверительные границы и интервалы распределения; законы распределения показателей качества; коэффициенты корреляции; параметры зависимости исследуемого показателя качество от других показателей или числовых характеристик факторов, влияющих на исследуемый показатель качества, а также сравнивать среднее значение или дисперсии исследуемого показателя для двух или нескольких единиц в целях установления случайности или закономерности различий между ними. При проведении статистического контроля принимается решение о приемке или забраковании всей партии продукции по результатам контроля выборки.

 

Статистические методы можно  использовать по всему жизненному циклу  продукции, от определения требований в самом начале до их выполнения в конце. Данные методы позволяют  значительно сократить трудозатраты и объемы работы по контролю партий. Это связано с тем, что контролируется от 5 до 15% от всей партии. Использование  статистических методов нашло отражение  в стандартах. [11]

 

5. Комплексный метод оценки  уровня качества продукции

 

Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщённых) показателей качества.

 

Следует обратить внимание, что комплексная оценка не даёт представления  об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных  показателей. Поэтому комплексные  показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.

 

Комплексный показатель характеризует  совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества  свойств, образующих качество продукции  и выражается одним числом, что  позволяет на практике сравнивать большое  число показателей качество продукции  с таким же количеством базовых  показателей. Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать качество продукции. Комплексные показатели определяют для усечённого и иерархического «деревьев» свойств качества.[8]

 

С точки зрения оценивания качества, качество представляют в  виде иерархической структуры «деревьев  свойств». На самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева свойств» находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства.

 

Построение «иерархического  дерева качества» начинают с составления  перечня единичных показателей  качества (единичных свойств), которые  могут оказаться существенными  для решаемой задачи оценивания качества.

 

В «дерево свойств» не следует  включать показатели, находящиеся в  функциональной зависимости с другими  показателями «дерева». Выбор единичных  показателей качества обосновывают.

 

После составления списка показателей, их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие.

 

Расчёт комплексного показателя качества требует определения коэффициентов  весомости. Комплексными показателями качества являются главные, интегральные и средневзвешенные. Когда это  возможно, для оценки используется главный показатель, который наиболее полно отражает основное назначение продукции.[5]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В условиях рыночной экономики  перед предприятиями постоянно  стоит проблема обеспечения конкурентоспособности  продукции, от решения которой напрямую зависит их успешная деятельность.

 

Постоянный рост требований к качеству предопределил дальнейшее развитие управления качеством и  внедрение на лучших предприятиях развитых стран «тотального» управления качеством, когда оно становится основой  для организации всех направлений  деятельности предприятия.

 

В данной работе был рассмотрен ряд комплексных методов оценки качества, сделаны следующие выводы:

 

- качество - синтетический  показатель, отражающий совокупное  проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность  свойств и характеристик продукции.

 

- качество прошло многовековой  путь развития и развивалось  по мере того, как совершенствовались  потребности и возрастали возможности  производства по их удовлетворению.

 

- качество продукции оценивается  на основе количественного измерения  определяющих ее свойств. К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.

 

- количественное значение  показателей качества продукции  определяется методами:

 

а) экспериментальным;

 

б) органолептическим;

 

в) социологическим;

 

г) экспертным.

 

Важным элементом в  управлении качеством является сертификация и стандартизация. Главная задача стандартизации состоит в создании системы нормативно-технической  документации. Эта система определяет прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Выварец А.Д. Экономика предприятия: Учебник для вузов, обуч. по спец.: 080502 «кономика и управление на предприятии (по отраслям)» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г., 543с.

 

Грузинов В.П. Экономика  предприятия (предпринимательская): Учебник  для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006г., 795 с.

 

Мишин В.И. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2006 – 303 с.

 

Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. –  М.: Дрофа, 2005г., 720 с.

 

Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ОАО «Издательство Экономика», 2008г., 639 с.

 

Титов В.И.Экономика предприятия: уч. - М.:Эксмо, 2007г., 416 с.

 

Фейгенбаум А. Контроль качества продукции.-М.: Просвещение, 2006г., 344 с.

 

Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 2004г., 210 с.

 

Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономисть, 2004г., 618 с.

 

Экономика предприятия (фирмы): учебник. - 3-е изд., пер. и доп./ Под  ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина - М.: ИНФРА-М, 2007г., 601 с.

 

 

Экономика предприятия: учебник  для вузов / под ред. акад. В.М. Семенова. - 4-е изд. - СПб.: Питер., 2007г., 384с.

 


Информация о работе Методы оценки качества