Методы оценки стоимости интеллектуального труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:55, доклад

Краткое описание

Человеческий капитал это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Классикой современной экономической мысли стала следующая крупная работа Герри Беккера "Человеческий капитал" [26]. В 1992 году он был удостоен Нобелевской премии в области экономики за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Свою Нобелевскую лекцию Гэри Беккер заключил такими словами: «На меня производит сильное впечатление, как много экономистов проявляют желание заниматься исследованием социальных вопросов, а не тех, что традиционно составляли ядро экономической науки».

Вложенные файлы: 1 файл

Методы оценки стоимости интеллектуального труда.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

R = Пл-ра/Цх100%

На практике применяют следующие методы определения роялти:

---определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее заключенных лицензионных сделках, независимо от конкретных предметов лицензии;

---определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.

Ставка роялти колеблется, как правило, в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в  пределах 2-6 %. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя цена роялти может сильно колебаться по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, во Франции: 4-5%.

Ставки роялти могут  изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении объемов производства — увеличиваются. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение так же не ухудшается, так как растет прибыль.

В лицензионное соглашение может быть включена оговорка минимальной  сумме вознаграждения, которая в  любом случае должна быть выплачена  лицензиатом.

2. Метод освобождения от роялти. Этот метод базируется на предположении, что рассматриваемая интеллектуальная собственность не принадлежит реальному владельцу, а является собственностью другого. Последнее предоставляет интеллектуальную собственность на лицензионной основе при условии уплаты роялти. Таким образом, вычисляется псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности.

3. Метод дисконтирования денежного потока.  В методе дисконтирования будущего денежного потока (Discounted Cash Flow — DCF) рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и расчета стоимости, приведенной к текущему моменту. Метод дисконтирования используется для ОИС, имеющих конкретные сроки службы.

Дисконтированный денежный поток — DCF (Discounted Cash Flow), рассчитывается по следующей формуле:

Мn = CF1/(1+i) + CF2/(1+i)2 + CF3/(1+i)3 + … + CFn/(1+i)n,

где:

CF1, CF2, CF3, ..., CFn — поток выгод (денежный поток) в 1, 2, 3,… году;  

Mn — сумма (стоимость)  ОИС через n лет; 

i — ставка дисконтирования.

В качестве нормы дисконтирования  может быть принят процент за банковский депозит, норма прибыли при вложении средств в ценные бумаги, процентная ставка рефинансирования.

4. Метод прямой капитализации. Если исходить из того, что ОИС приобретается не с целью его скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу:

Мn = CF0/rk,

где:

CF0 — средний доход  по истечении каждого года;

rk — коэффициент капитализации,  который складывается из реальной  ставки дисконта и коэффициента  амортизации (возврата капитала).

Метод прямой капитализации  достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации.

5. Метод экспресс — оценки. Метод экспресс — оценки предусматривает расчет обобщенного показателя эффективности на основе анализа динамики изменения суммарного денежного потока на всем периоде реализации инвестиционного проекта.

Итоговым показателем  реализации инвестиционного проекта  является величина кумулятивного чистого  денежного потока (net cash flow) NCF как  функция времени t. Она включает в  себя все денежные притоки и оттоки, имеющие место при реализации проекта.

Минимальное отрицательное  значение NCF характеризует величину инвестиций, которые определяют стоимость  проекта PC. Положительное значение NCF свидетельствует о доходности проекта. Поскольку затраты и доходы формируются в различные моменты времени, то для приведения их к одному началу отсчета применяется операция дисконтирования. В результате получается чистый дисконтированный доход (net present value) NPV, связанный с NCF коэффициентом дисконтирования.

6. Метод избыточной прибыли. При оценке патентов и лицензий, торговой марки, франшизы, имущественных прав используется, как правило, метод избыточной прибыли.

Метод избыточной прибыли  основан на расчете экономических  выгод, связанных с получением прибыли за счет нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднего уровня.

7. Правило 25%. За время существования патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии. При условии применения этого метода оценки ОИС лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет. При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.

8. Метод экспертной оценки. Метод экспертных оценок — метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Существует много методов получения экспертных оценок.

Необходимость проведения экспертной оценки предполагает следующие  этапы подготовки работы экспертов:

1.Формулировка заказчиком, цели оценки ОИС. От точности формулировки цели оценки ОИС зависит эффективность и своевременность выполнения экспертами поставленной перед ними задачи.

2.Подбор заказчиком  состава экспертной комиссии.

3.Разработка и утверждение технического задания на проведение экспертного исследования опроса.

4.Разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных оценок.

5.Проведение сбора экспертной информации.

6.Анализ экспертной информации.

7.Официальное заключение и окончание деятельности.

В целом можно говорить о том, что доходный подход наиболее предпочтителен как для продавцов, так и покупателей ОИС, так как он базируется на оценке потенциальных выгод от использования ОИС.

 

Краткие выводы:

 

1.Повышение производительности  работников умственного труда  почти всегда требует того, чтобы данная работа была представлена как часть экономической системы организации.

2.Работнику  умственного труда надо постоянно  учиться самому с одной стороны, а с другой стороны постоянно обучать своих коллег. Для повышения производительности работника умственного труда необходимо смотреть на него не как на издержки, а как на капитал.

3.В определении сущности задания, интеллектуальный работник должен сам определить его, т.к. только он может сформулировать свои задачи.

4.В интеллектуальной организации производительность системы обеспечивает производительность труда каждого отдельно взятого сотрудника. В структуре традиционной организации работник обслуживает систему. В интеллектуальной организации система сама должна обслуживать работника.

5.Ключом к конкурентному преимуществу в интеллектуальных организациях является персонал, который занимается своим образованием, а также повышением квалификации своих коллег. При этом происходит увеличение капитала отдельно взятого работника и организации в целом, то есть любая организация, которая желает быть конкурентоспособной должна находиться  в условиях постоянного инновационного развития.

6.Именно образование, на наш взгляд, является именно той отраслью экономики,  которая позволяет любой организации и государству в целом быть конкурентоспособными.

7. Качество подготовки интеллектуальных работников зависит от многих факторов. Но, прежде всего, от того  в какой мере учащийся осознано выбрал свою будущую специальность. А для этого невозможно обойтись без маркетингового анализа состояния рынка труда и прогноза его развития.

8.Человеческий капитал  это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность.  

9.Для определения величины человеческого капитала иногда используется метод натуральной оценки. Он измеряется в человеко - годах обучения. Однако стоимостные оценки величины человеческого капитала являются все же более привлекательными для исследователей.

10.Необходимость оценки интеллектуальной собственности сегодня обусловлена тем, что она, являясь порождением работников умственного труда, обладающих определенным человеческим капиталом, во многом определяет эффективность современной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной работы хотелось бы отметить основные особенности  современного управления. Управление производством было характерно для  менеджмента 20 века. Благодаря совершенству производственного менеджмента в 20 веке производительность труда производственных работников выросла более чем в 50 раз. Это, безусловно, впечатляющее достижение науки об управлении. Вместе с тем уже в 20 веке в теории управления появляется школа «человеческих отношений», которая успешно развивается.  Теория управления все больше обращает внимание на человека, как на объект и  субъект процесса управления. Экономика, и управление, как ее составная часть, все более использует социологические механизмы. Недаром американский экономист Герри Беккер в своей Нобелевской речи в 1992 году сказал: «На меня производит сильное впечатление, как много экономистов проявляют желание заниматься исследованием социальных вопросов, а не тех, что традиционно составляли ядро экономической науки». Поэтому в 21 веке, говоря об управлении любыми организациями, последние необходимо рассматривать как социально-экономические системы. Постепенно меняется вся социально-экономическая система, она становится все более интеллектуальной, все большую роль в ней играют работники умственного труда. В 21 веке все большую значимость приобретают некоммерческие организации (НКО). Именно НКО сегодня владеют наибольшим капиталом в развитых странах, поэтому вопросы эффективного управления ими становятся крайне актуальными. Особую роль в НКО играют образовательные учреждения, т.к. именно они формируют в рамках системы непрерывного образования работников умственного труда, которые в современном понимании являются основным капиталом любой организации. Итак, социализация и интеллектуализация процесса управления, вот те отличительные черты современного менеджмента, которым посветил данную работу автор.

Список литературы

1.Аттали Ж. Мировой экономический  кризис… А что дальше?. – Спб.: Питер, 2009. – 176 с.: ил.

2.Гроув Энди М. Выживают  только параноики. : Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 208 с.

3.Деминг Эдвардс У. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами: Пер. с англ. – М.:  Альпина Бизнес Букс, 2009. -  419 с.

4.Джанетто К., Уиллер Э. Управление  знаниями. Руководство по разработке  и внедрению корпоративной стратегии  управления знаниями / Пер. с англ. Е.М. Пестеревой – М.: Добрая  книга, 2005. – 192 с., ил.

5.Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. : Пер. с англ. : - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 272 с. : ил.

6.Друкер, Питер, Ф. Управление  в обществе будущего.: Пер. с  англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 320 с. : ил.

7.Друкер, Питер, Ф. Менеджмент  в некоммерческой организации: принципы и практика: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 304 с.: ил.

8.Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия  менеджмента. : Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – 432 с.: ил.

9.Друкер, Питер, Ф. Эпоха разрыва:  ориентиры для нашего меняющегося общества: Пер. с англ. – М.: «И.Д. Вильямс», 2007. – 336 с.: ил.

10.Коулопоулос Т.М.  Управление знаниями. : Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2008. 224 с.

11. 12.Кристенсен Клейтон М. Дилемма инноватора.: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 240 с.

12.Кристенсен Клейтон  М., Рейнор Майкл Е. Решение  проблемы инноваций в бизнесе.  Как создать растущий бизнес  и успешно поддерживать его  рост. : Пер. с англ. – М.: Альпина  Бизнес Букс, 2004. – 290 с.

13. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб.-практ. пособие. - Мн.: Новое знание, 2003, с. 491-494

14.Мариничева М.К. Управление  знаниями на 100%: Путеводитель для  практиков. – М.: Альпина Бизнес  Букс, 2008. – 320 с.

15.Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. – М.: Аспект-пресс, 1995. - 286 c.

  16. 3.Медведев Д.А. Выступление на рабочем заседании глав государств и правительств «Группы двадцати», www.kremlin.ru/appears/2008/11/15/1421_ type63377_209229.shtml.

         17.Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015г. Под ред. В.А. Мартынова, А.А. Дынкина. М.: Издательский Дом Новый век, 2001. С. 534.

18.Нечаев Н.Н., Рябков О.А. Экономическое управление инновациями в         системе российского образования // Вестник МГЛУ. Сер. Экономика. Вып. 533. Россия и современное мировое хозяйство. М.: «Рема», 2007. - С. 13-25.

19.Нечаев Н.Н., Рябков О.А. Управление  знаниями в образовательных учреждениях  // Вестник МГЛУ. Сер. Педагогические  науки. Вып. 562.  Психолого-педагогические проблемы развития образования. М.: «Рема», 2009. – С. 208-218.

Информация о работе Методы оценки стоимости интеллектуального труда