Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:00, курсовая работа
Целью данной работы является провести анализ методов управления ОАО Сибирского банка Сбербанка России.
Задачи формируются в соответствии с основной целью, и включает в себя:
изучение понятия и сущности методов управления;
изучение основных (экономических, административных и социально – психологических) методов управления;
рассмотрение общей характеристики методов управления
дадим характеристику рассматриваемой организации, определим особенности и специфику управления организацией.
Введение
1. Методы управления ……………………………………………………...
1.1 Основные методы управления
1.2 Общая характеристика методов управления
1.2.1 Экономические методы……………………………………………
1.2.2 Организационно - административные методы…………………...
1.2.3 Социально-психологические методы……………………………..
2. Практическая часть
2.1 Характеристика подразделения
2.1.1 Цели и миссия структурного подразделения
2.1.2 Организационная структура подразделения
2.1.3 Воздействие внешней среды на подразделение
2.1.4 Методы управления в подразделении
2.1.5 Роль руководителя подразделения
2.1.6 Неформальный лидер
2.2 Анализ практики управления подразделения
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………
Результаты производственных успехов во многом определяются социально-психологическим климатом в коллективе, удовлетворением культурных, бытовых и других потребностей работающих.
Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:
- воздействие
руководителя на
- изучение
зависимости деятельности
- изучение условия включения в коллектив новых членов;
- изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда;
- учет
влияния дисциплинарной
- влияние стиля руководства
на взаимоотношения членов
- влияние отдельной личности в коллективе;
- психологические основы авторитета личности.
В практике управления применяются
различные социологические
- метод научно-технических конференций;
- анкетирование;
- интервьюирование и личное наблюдение;
- социальный эксперимент;
- социальное стимулирование.
Формирование и
Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его нравственной зрелости руководитель должен уделить внимание следующим факторам:
- наличию конкретной цели
в деятельности коллектива, которая
бы ясно и четко
- традициям и опыту коллектива.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны, и тесно связаны с другими методами управления.
Механизмы договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы.
Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.
Достоинства метода:
1) включаются механизмы
трудовой мотивации, не
2) практически не требуются материальные затраты.
Недостатки:
1) не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
2) трудно прогнозировать результаты.
2. Практическая часть
2.1 Характеристика подразделения
Для рассмотрения в данной контрольной работе взято Открытое акционерное общество Сибирский банк Сбербанка России на примере управления по работе с проблемной задолженностью.
Данное подразделение является обслуживающим подразделением. Деятельность его связанна с возвратом просроченной задолженности по кредитам выданым банком, сохранение действующих клиентов.
Основным направлением развития управления по работе с проблемной задолженностью является:
В рамках проводимой политики централизации, на протяжении последних нескольких лет (рассматриваемый период с 2011г по сегодняшний день) планомерно оптимизируется численность персонала (на сегодняшний день – 74 человека, не считая сотрудников в отделениях) путем консолидации функции персонала в управлении и сокращения штата в отделениях. На данном этапе централизации можно отметить такой недостаток – низкая скорость принятия решений при возникновении проблем из-за удаленности решающего центра от периферийных отделений и инерция при внедрении инноваций.
2.1.1 Цели и миссия структурного подразделения
Миссия подразделения –
Цели первого уровня подразделения согласно «Стратегии развития Сбербанка России на период до 2014 г.»:
2.1.2 Организационная структура подразделения
В целом организация структура Сбербанка России является дивизиональной, относящейся по принципу своего деления к территориальной структуре. В тоже время, отчасти она является и продуктовой. Как пример, можно отметить специализацию офисов либо непосредственно на обслуживание юридических лиц либо на обслуживание физических лиц.
Рис. 1. Дивизиональная структура управления
Структура управления по работе с проблемной задолженностью является линейной, поскольку прямое руководство осуществляется непосредственно директором, дающим указания начальникам отделов, которые, в свою очередь, распределяют задания между исполнителями.
Рис. 2. Линейная организационная структура управления
2.1.3 Воздействие внешней среды на подразделение
Таблица 1. Характеристика внешней среды
Фактор внешней среды |
Содержание фактора |
Влияние на систему |
Факторы внешней среды прямого воздействия | ||
1.Потребители |
1.Подразделения банка. |
Обеспечение просроченной задолженности на установленном уровне. |
2.Конкуренты |
1.Аналогичные подразделения |
Уменьшение объема просроченной задолженности с меньшими материальными и временными затратами. |
3.Поставщики |
1.Клиенты банка |
Возникновение просроченной задолженности. |
4.Государственные институты |
1.Законодательство. 2.Лицензирование деятельности. |
Лицензирование в области |
5.Начно-технический прогресс |
1.Новые автоматизированные 2.Новые виды оргтехники и
телекоммуникационного |
Позволяют совершенствовать и ускорять работу по возврату просроченной задолженности. |
Факторы косвенного воздействия | ||
1.Международные и |
Ситуация в мировой экономике |
Оказывает глобальное влияние на всю экономическую ситуацию в стране в целом, оказывает влияние через факторы прямого воздействия. |
Как видно из таблицы 1, внешняя среда является достаточно сложной, подвижной и в тоже время с низкой степенью неопределенности.
2.1.4 Методы управления в подразделении
В данный период времени в подразделении преобладают организационно – административные методы управления – это, прежде всего, регламенты, должностные инструкции, приказы и распоряжения. В некоторой мере применяются экономические методы при планировании затрат, разработке планов по внедрению новых продуктов. Социально-психологические методы управления применяются в недостаточном количестве, чаще используются в виде принуждения.
2.1.5 Роль руководителя подразделения
Таблица 2. Роли руководителя по Г. Минцбергу
Роли |
Содержание | |||||||||||||||||||||||||||||
1.Межличностные роли | ||||||||||||||||||||||||||||||
Главный руководитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера (например, различные церемониалы, ходатайства) | |||||||||||||||||||||||||||||
2.Информационные роли | ||||||||||||||||||||||||||||||
Распространитель информации |
руководитель передает информацию, полученную от внешних источников или других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактологический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации (например, беседы с подчиненными, рассылка почты и т.д.) | |||||||||||||||||||||||||||||
3.Роли, связанные с принятием решений | ||||||||||||||||||||||||||||||
Устраняющий нарушения |
Руководитель отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью устранения важных и неожиданных нарушений. | |||||||||||||||||||||||||||||
Ориентация на людей (создание благоприятного |
Высокий уровень |
9 |
1.9 |
2.9 |
3.9 |
4.9 |
5.9 |
6.9 |
7.9 |
8.9 |
9.9 | |||||||||||||||||||
8 |
1.8 |
9.8 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
1.7 |
9.7 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
1.6 |
9.6 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
1.5 |
9.5 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
1.4 |
9.4 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
1.3 |
5.3 |
9.3 | |||||||||||||||||||||||||||
2 |
1.2 |
9.2 | ||||||||||||||||||||||||||||
1 |
1.1 |
2.1 |
3.1 |
4.1 |
5.1 |
6.1 |
7.1 |
8.1 |
9.1 | |||||||||||||||||||||
Низкий уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентация на задачу (создание организационно- |
Рис. 3. Решетка управления Р. Блейка и М. Моунтона, где
Х – ориентация на задачу (создание
организационно-технических
У - ориентация на людей (создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе).
Поскольку решения, принимаемые при руководстве подразделением, осуществляется как, правило, без согласования и корректировки с подчиненными. Кроме того, не видно проявления заботы о людях. Я бы определила стиль руководства по решетке Моутон – Блейк как 5.3. Это указывает на слабую ориентацию руководителя на людей, что приводит к отсутствию взаимопонимания между руководителем и подчиненными по некоторым вопросам. Более высокая ориентация на задачу позволяет руководителю справляться с поставленными перед подразделением задачами и возникающими проблемами.
2.1.6 Неформальный лидер
В рассматриваемом подразделении я затрудняюсь выделить неформального лидера.
2.2 Анализ практики управления подразделением
Изходя из характеристики позразделения приведенного выше и проведенного анализа роли руководителя и методов управления, можно обозначить следующие моменты:
В управлении по работе с проблемной задолженностью преобладают организационно – административные методы управления – это, регламенты, должностные инструкции, приказы и распоряжения.
В качестве основных экономических методов управления выступает система заработной платы и премирования, которая максимально связана с результатами деятельности сотрудника подразделения. Оплату труда сотрудника связана с результатами его деятельности в сфере ответственности и с результатами деятельности всего подразделения и банка в целом.
Социально - психологические методы управления применяются в недостаточном количестве, чаще используются в виде принуждения. Это указывает на слабую ориентацию руководителя на людей, что приводит к отсутствию взаимопонимания между руководителем и подчиненными по некоторым вопросам. Более высокая ориентация на задачу позволяет руководителю справляться с поставленными перед подразделением задачами и возникающими проблемами.
Существующая практика управления не совсем соответствует стратегии развития банка и должна быть преобразована, отчасти путем кадровых решений. Считаю необходимым пересмотреть практику принятия решений руководством, учитывать мнение коллектива и специалистов в сфере, по которой принимается решение. Изменить мотивационную политику в сторону поощрения персонала за достижения, а не поиска предлога для наказания. Руководству нужно быть более открытым для инноваций, ориентироваться на будущие достижения, а не удержание текущих позиций.