Механизм регулирования деятельности естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в обобщении теоретических представлений о естественных монополиях и их роли в экономике России. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
-исследование теоретических аспектов естественных монополий;
-изучение место естественных монополий в экономике России
-рассмотрение механизма регулирования деятельности естественных монополий.
В качестве основных методов в курсовой работе используются: эмпирический метод и метод научного абстрагирования, анализ и синтез, дедукция и индукция, графический метод, исторический и логический, позитивный и нормативный, системный и синергетический подходы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий………………………5
1.1. Сущность естественных монополий……………………………………5
1.2. Реформирование естественных монополий в России………………….7
1.3. Государственное регулирование естественных монополий…………..9
Глава 2. Место естественных монополий в экономике России…………………12
2.1. Газпром как естественная монополия…………………………………12
2.2. Влияние Газпрома на развитие экономики России…………………...15
2.3. Будущее естественных монополий…………………………………….18
Глава 3. Механизм регулирования деятельности естественных монополий…..24
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Естественные монополии.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

 


 


План

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий………………………5

1.1. Сущность естественных монополий……………………………………5

1.2. Реформирование естественных монополий в России………………….7

1.3. Государственное регулирование естественных монополий…………..9

Глава 2. Место естественных монополий в экономике России…………………12

2.1. Газпром как естественная монополия…………………………………12

2.2. Влияние Газпрома на развитие экономики России…………………...15

2.3. Будущее естественных монополий…………………………………….18

Глава 3. Механизм регулирования деятельности естественных монополий…..24

Заключение…………………………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………………37

Приложения…………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап экономического развития характеризуется переходом к эффективным методам хозяйствования на основе внедрения новых технологий. Особую роль в данном процессе играют естественные монополии. Изменения в функционировании естественных монополий влияют на все макроэкономические показатели страны. В последние 5 лет на их долю приходится 10-13% ВВП, они обеспечивают рабочими местами 7% населения страны, а инвестиции в основной капитал «большой тройки естественных монополистов» составляли в 2013 г. 86,8 млрд. долл. США . РФ производит около 10–11,5% объема мировой первичной энергии, что в пять раз больше ее доли в мировом ВВП. Осуществляя инфраструктурную функцию, естественные монополии играют исключительную роль в поддержании необходимой целостности и устойчивости национальной экономики. Народнохозяйственное значение естественных монополий определяется и их участием в пополнении доходов государственного бюджета страны. В то же время существует целый ряд проблем, связанных с недостаточной микроэкономической и макроэкономической эффективностью деятельности естественных монополий в России [5, с.12].

Меняющиеся внутренние и внешние условия функционирования естественных монополий, необходимость управления институциональной средой, новые стратегические приоритеты экономической политики России, связанные с модернизацией экономики и внедрением новых технологий, а также противоречия результатов проведенных реформ обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования теоретических и практических подходов к созданию эффективных механизмов их функционирования и регулирования. Это предопределяет актуальность темы исследования.

Объектом исследования является деятельность естественных монополий в национальной экономике России. Предметом исследования является воздействие государственной политики на естественные монополии и их роль в экономике России.

В изучении проблемы естественных монополий заметное место занимают исследования отечественных ученых: С. Авдашевой, А. Богданова, А. Войтова, Р. Гринберга, С. Далина, Л. Демина, М. Дерябиной, Р. Евстигнеева, Е. Корольковой, П. Ловчиновского, Л. Лозовского, Е. Малинниковой, А. Некипелова, С. Никитина, Б. Райзберга, Е. Стародубцева,  А. Шаститко, А. Яковлева.

Цель работы состоит в обобщении теоретических представлений о естественных монополиях и их роли в экономике России. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

-исследование теоретических аспектов естественных монополий;

-изучение место естественных  монополий в экономике России

-рассмотрение механизма регулирования  деятельности естественных монополий.

В качестве основных методов в курсовой работе используются: эмпирический метод и метод научного абстрагирования, анализ и синтез, дедукция и индукция, графический метод, исторический и логический, позитивный и нормативный, системный и синергетический подходы.

В работе использовались статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам, Министерства экономического развития Российской Федерации, данные, опубликованные в монографиях, журналах, периодической печати, специальной научной литературе, ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий

 

1.1. Сущность естественных  монополий

 

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами вследствие чего спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени, зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [10, с.29].

К отраслям, в которых действуют естественные монополии можно отнести большинство предприятий, так называемого, общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.

Естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется  значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка.

В некоторых отраслях, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа [7, с.23].

Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона – возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями:

Рис.1. Способы ограничения естественных монополий

Для полного понимания сущности и процесса существования естественной монополии предлагается рассмотреть ряд факторов, компонентов, связанных между собой.

Рис.2. Элементы естественных монополий

Таким образом, естественные монополии являются очень важной частью экономики. Использование преимуществ естественных монополий может принести неоценимую пользу обществу. В то же время стереотип о недопустимости монополий сильно влияет на экономическую науку. Существуют ученые и экономисты, доказывающие, что никакие преимущества не делают монополию «естественной» и что конкурентная среда есть единственное условие нормального функционирования рыночной экономики.

 

1.2. Реформирование естественных монополий в России

 

Топливно-энергетический комплекс по-прежнему является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов естественных монополий российской экономики. Доля ТЭК в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2012 году составила 44,9% против 44,7% в 2011 году, в экспорте основных товаров - 70,4%, практически на уровне 2011 года (70,1%). В ТЭК занято почти 2 млн. человек, его доля составляет около 30% валового внутреннего продукта страны. Российский ТЭК находится на лидирующих позициях в мире практически по всем секторам. В нефтяной отрасли он занимает первое место в мире по добыче, в газовой отрасли делит первое и второе места, в электроэнергетике и добыче угля входит в пятерку стран. В среднесрочной перспективе ТЭК сохранит свои ведущие позиции [6, с.11].

Добыча и производство первичных топливно-энергетических ресурсов в 2016 году прогнозируется на уровне 102,8% к 2012 году. В структуре добычи и производства первичных энергоресурсов в среднесрочный период произойдет увеличение доли газа и электроэнергии на ГЭС, АЭС и возобновляемых источниках энергии, снижение доли нефти и незначительное сокращение доли угля. На рост доли газа будут оказывать влияние увеличение спроса (из-за преимуществ по экологическим и потребительским свойствам газа) и замедление темпов развития атомной энергетики в мире. Немаловажную роль в снижении доли нефти в структуре российского топливно-энергетического комплекса играют ресурсные ограничения. Ожидается, что экспорт ТЭР к 2016 году увеличится до 861 млн. тонн условного топлива и составит 101,1% к уровню 2012 года. В результате уменьшения экспортных поставок нефтепродуктов и электроэнергии доля экспорта в общем объеме производства первичных энергоресурсов незначительно сократится и составит 45,2% против 46,0% в 2012 году.

Таблица 1

Структура добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов, %

Показатель

2012 год - отчет

2013 год -оценка

2016 год -прогноз

Всего, в том числе

100

100

100

уголь

12,6

12,5

12,3

нефть

40,1

39,8

39,1

газ

40,7

40,9

41,6

электроэнергия ГЭС и АЭС

6,1

6,1

6,4

прочие виды энергоресурсов

0,5

0,7

0,6


 

Внутреннее потребление ТЭР в 2016 году составит 105,1% к уровню 2012 года. В структуре потребления топливно-энергетических ресурсов в среднесрочный период природный газ сохранит доминирующие позиции, при этом его доля в 2016 году увеличится до 52,7% к уровню 2012 года. Доля потребления электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС, АЭС и ВИЭ, возрастет с 10,5% в 2012 году до 11,0% в 2016 году, нефти и нефтепродуктов - с 20,3% до 20,4%, а доля угля сократится с 15,9% до 14,8 процента (приложение 1) [11, с.107].

Энергоемкость ВВП в 2012 году снизилась на 2,9%. В среднесрочной перспективе, в том числе в результате реализации мер по энергосбережению, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», энергоемкость ВВП будет снижаться и составит в 2016 году 93,2% к уровню 2012 года. Индекс промышленного производства по виду деятельности «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» в 2012 году составил 101,2%, в 2013 году оценивается на уровне 100,6%, а в 2016 году - 101,3% к уровню 2012 года.

 

1.3. Государственное регулирование  естественных монополий

 

Значимость проблематики государственного регулирования отношений собственности в отечественном минерально-сырьевом комплексе естественных монополий определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, особым местом и ролью минерально-сырьевом комплексе естественных монополий в экономике России и не только. Россия - страна, минерально-сырьевой потенциал которой наиболее широк и объемен. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть, природный газ, угли, железные руды, алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли, в стоимостном выражении составляет более 30% ВВП страны. По расчетам профессора Е.А. Козловского (министр геологии СССР в 1975 - 1989 гг.), предприятиями, которые используют отечественный минерально-сырьевой потенциал, обеспечивается около 50% российского экспорта и 80% валютных поступлений страны. Обладание страны огромными природными ресурсами является, с одной стороны, благом для российской экономики, потенциальным финансовым источником ее перевода на инновационные рельсы, ее естественным конкурентным преимуществом, основой национальной безопасности, фактором, который содействует международному сотрудничеству в сфере природопользования, в первую очередь недропользования [6, с.12].

 С другой стороны, обладание  России гигантскими природными  источниками в условиях фактического отсутствия государственной промышленной политики выступает сдерживающим фактором преодоления сырьевой ориентации российской экономики. Кроме того, высокая доходность хозяйствования в сфере минерально-сырьевом комплексе естественных монополий приводит к тому, что ее объекты - желаемые цели стороннего захвата как отечественными, так и зарубежными рейдерами.

Информация о работе Механизм регулирования деятельности естественных монополий