Механизм регулирования деятельности естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в обобщении теоретических представлений о естественных монополиях и их роли в экономике России. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
-исследование теоретических аспектов естественных монополий;
-изучение место естественных монополий в экономике России
-рассмотрение механизма регулирования деятельности естественных монополий.
В качестве основных методов в курсовой работе используются: эмпирический метод и метод научного абстрагирования, анализ и синтез, дедукция и индукция, графический метод, исторический и логический, позитивный и нормативный, системный и синергетический подходы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий………………………5
1.1. Сущность естественных монополий……………………………………5
1.2. Реформирование естественных монополий в России………………….7
1.3. Государственное регулирование естественных монополий…………..9
Глава 2. Место естественных монополий в экономике России…………………12
2.1. Газпром как естественная монополия…………………………………12
2.2. Влияние Газпрома на развитие экономики России…………………...15
2.3. Будущее естественных монополий…………………………………….18
Глава 3. Механизм регулирования деятельности естественных монополий…..24
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Естественные монополии.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

-внесение стоимости геологических  скважин в уставный капитал  учреждаемых акционерных обществ без согласования с уполномоченным государственным органом согласно внутренним нормативным документам недропользователя.

-представление недропользователями искаженной информации о фактическом состоянии объектов недр;

-отсутствие перечня имущества государственной казны и порядка его эксплуатации, включая сферу недропользования, что негативно сказывается на эффективности государственного управления недрами;

-получение государством, являющимся титульным собственником недр, доходов от недропользования в виде налогов не более 30% от общей массы горной ренты;

Представляется целесообразной многовариантность действий по усилению роли государства в управлении собственностью субъектов хозяйствования естественных монополий:

-сохранить государственную собственность на еще нераспроданное (неприватизированное) имущество предприятий и организаций естественных монополий, включенных в план (программу) приватизации федерального имущества, а также инфраструктуру естественных монополий: хранилища природных ресурсов, нефтепроводы, газопроводы, средства транспортировки сжиженных природных ресурсов и т.п.;

-приостановить приватизацию организаций геологической отрасли, включенных в план (программу) приватизации федерального имущества до 2016 г.;

-определить пообъектный состав государственного имущества в сфере естественных монополий, отчуждение которого должно быть запрещено законом, в особенности в случае естественных монополий;

-сформировать полный реестр объектов федеральной собственности (включая объекты незавершенного строительства), который должен содержать количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики таких объектов;

-развивать инновационные формы (институты) интеграционного взаимодействия государства и бизнеса в сфере управления собственностью;

-изъять природную ренту, получаемую недропользователями со сверхдоходных месторождений (по сути, незаработанного ими дохода) в пользу государства;

-установить квоты как одну из мер прямого государственного регулирования естественных монополий (в первую очередь на экспортируемое минеральное сырье, а также на их производные);

-продавать минерально-сырьевые ресурсы и их производные за рубеж исключительно за национальную валюту;

-обращать в государственную собственность имущество недобросовестного недропользователя в судебном порядке либо в порядке, определенном специальным законом;

-провести (в разумных пределах) консервацию части месторождений минерального сырья, как это имеет место в ряде развитых стран, например в США;

-развивать институты управления собственностью, которые не связаны с изменением ее формы: аренду, концессию, доверительное управление, аутсорсинг и др.;

-обеспечивать информационную транспарентность регулирования отношений собственности в сфере недропользования и повышение роли институтов гражданского общества в контроле (мониторинге) в этом вопросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации // www.constitution.ru
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть I, II, III, IV (ред. от 03 марта 2014  г. N 166-ФЗ) // www.consultant.ru
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть I, II (ред. от 22 марта 2014 г. N 162-ФЗ) // www.consultant.ru
  4. Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039-р).
  5. Акаев  А.// О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года. // Вопросы экономики. - 2013. - № 4.
  6. Балякин А., Жулего В. Естественные монополии: причины несостоятельности (банкротств), меры предупреждения // Вопросы экономики. - 2013. - № 7.
  7. Бессонова О.  О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей // Вопросы экономики. - 2013. - № 8.
  8. Винслав В.  Государственный сектор в рыночной экономике // Российский экономический журнал. - 2012. - № 4.
  9. Глазьев С. «Стратегия-2020»- антимодернизационный документ // Российский экономический журнал. - 2012. - № 2.
  10. Кимельман С.А. Государственное регулирование собственности на недра: состояние и направления развития // Экономика и управление собственностью. 2008. N 4. С. 29.
  11. Лунькин А.Н. Крупный бизнес в геологоразведке и природопользовании // Геология и разведка. 2011. N 6. С. 107.
  12. Мау В. Экономика и политика в 2011 году: глобальный кризис и поиск модальных моделей // Вопросы экономики. - 2012. - № 2.
  13. Оболенский В. Внешнеэкономические связи России некоторые уроки глобального кризиса // Вопросы экономики. - 2012. - № 5.
  14. Соколов В. Проблема стратегического эффекта в международной конкуренции // Вопросы экономики. - 2011. - № 5.
  15. Соколова Е. Конкуренция на монополистических рынках: особенности определения и анализа // Вопросы экономики. - 2012. - № 9.
  16. Большая проблема для большой страны // www.expert.ru/topics/invest
  17. Козловский Е.А., Романченко А.А., Кременецкий А.А., Чесалов Л.Е. О проблемах минерально-сырьевого комплекса страны // http://www.promved.ru (обращение от 14.11.2013).
  18. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации / Минэкономразвития РФ // www.economy.gov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Структура внутреннего потребления первичных топливно-энергетических ресурсов, %

Показатель

2012 год - отчет

2013 год - оценка

2016 год - прогноз

Всего, в том числе

100

100

100

уголь

15,9

15,8

14,8

нефть и нефтепродукты

20,3

20,4

20,4

газ

52,3

52,1

52,7

электроэнергия ГЭС и АЭС

10,5

10,7

11,0

прочие виды энергоресурсов

1,0

1,0

1,1


 

 

 

 

 


Информация о работе Механизм регулирования деятельности естественных монополий