Миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Миграция рабочей силы - это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции.

Содержание

Введение 3
1. Международная миграция рабочей силы 4
2. Россия и международный рынок труда 12
3. В гости на заработки 20
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда 25
Заключение 45
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика2.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)
 
 

    Таким образом, указанные типологии могут быть использованы при прогнозировании тенденций миграции и ее влияния на состояние региональных рынков труда, а также при определении возможных рисков, связанных с миграционными факторами при различных сценариях социально – экономического развития регионов.

    Третий этап – определение масштабов предложения рабочей силы за счет как внутренней, так и внешней миграции, с помощью методов прогнозирования. Прогнозирование миграции населения – наименее методически обеспеченный компонент современных демографических прогнозов. Различными авторами разработаны (или заимствованы в зарубежной литературе) математические модели миграционных процессов (матричные, по типу межотраслевого баланса, гравитационные, описывающие «притяжение» населения к узловым пунктам системы расселения и др.). Однако простой и логичной методики, подобной «передвижке возрастных групп» в прогнозе численности и структуры населения или «балансу трудовых ресурсов», в практике миграционного прогнозирования нет.

Миграционно – привлекательные субъекты РФ с повышенной и максимальной напряженностью на рынке труда (табл. 3)

  Коэффициент миграционной нагрузки на 1тыс. населения трудоспособного  возраста Тип региона  по степени напряженности
Белгородская  область 9,1 С повышенной напряженностью (выше средней по России)
Краснодарский край 7,4  
Астраханская  область 4,6
Республика  Алтай 3,5
Кемеровская область 2,5
Томская область 2,3
Саратовская область 1,0
Воронежская область 0,3  
Ставропольский  край 0,3
Республика  Ингушетия 1,9 С максимальной напряженностью
Республика  Адыгея 1,7  
 

Субъекты  РФ миграционного  оттока населения  трудоспособного  возраста с пониженной и умеренной напряженностью на рынке труда (табл. 4)

  Коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. населения трудоспособного возраста Тип региона  по степени напряженности
Чукотский АО -5,1 С минимальной  напряженностью
Мурманская  область -7,3 С пониженной напряженностью(ниже средней по России)
Сахалинская область -6,3  
Астраханская  область -5,6
Кировская область -4,4
Костромская область -1,4
Ивановская  область -0,3
Республика  Саха (Якутия) -6,8 С умеренной  напряженностью (на уровне, близком  к средней по России)
Камчатская  область -6,2  
Республика  Мордовия -4,8
Иркутская область -3,4
Псковская область -2,6
Удмуртская  область -2,0
Курская область -1,7
Волгоградская область -1,2
Ростовская  область -1,0
Новгородская  область -0,9
 
 

     Современные прогнозы миграционных приростов населения, разрабатываемые Росстатом, методически не отличаются от прежних прогнозов. Большинство их базируется на экспертно корректируемой экстраполяции отчетных данных по миграции населения. Как правило, они осуществляются по трем вариантам, один из которых носит инерционный характер исходя из сложившейся территориальной структуры миграционных потоков, другой – нормативный, ориентированный на достижение целей, определенных, например, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025г.

Субъекты  РФ миграционного  оттока населения  трудоспособного возраста с повышенной напряженностью на рынке труда (табл. 5)

  Коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. населения трудоспособного  возраста Тип региона  по степени напряженности
Красноярский  край -1,9 С повышенной напряженностью (выше средней по России)
Пермский  край -1,4  
Брянская  область -1,4
Смоленская  область -1,3
Респ.Башкортостан -1,2
Хабаровский край -1,0
Чувашская Республика -0,8
Омская  область -0,8
Пензенская  область -0,8
Орловская область -0,1
Республика  Хакасия -0,8 С максимальной
 

Субъекты  РФ высокой интенсивности  миграционного оттока населения трудоспособного  возраста с максимальной и повышенной напряженностью на рынке труда (табл.6)

  Коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. населения трудоспособного  возраста Тип региона по степени напряженности
Магаданская область -17,7 С повышенной напряженностью
Республика  Коми -10,2  
Курганская  область -9,1
Ульяновская область -5,2
Амурская  область -5,0
Алтайский край -4,3
Приморский  край -3,0
Оренбургская  область -3,0
Республика  Марий Эл -2,8
Кабардино – Балкарская Республика -11,0 с максимальной напряженностью
Республика  Калмыкия -11,2  
Республика  Тыва -6,5
Республика  Бурятия -6,3
Карачаево – Черкесская Республика -5,6
 Читинская  область -5,6
Республика  Дагестан -4,5
Тамбовская  область -3,3  
Республика  Сев. Осетия – Алания -2,9
Еврейская авт. область -2,3
 
 

     Представляемые Росстатом прогнозы миграции отражают только размеры общего миграционного сальдо, но не дают оценки миграционного прироста, прежде всего, населения по возрастам, особенно населения в трудоспособном возрасте. Это существенный недостаток, так как население в трудоспособном возрасте является демографической основой экономически активного населения, численность и структура которого определяет предложение рабочей силы на рынках труда. Поэтому нами был осуществлен собственный прогноз миграционного сальдо населения трудоспособного возраста по внутреннему и внешнему потокам в региональном разрезе на перспективу.

    Оценка современного и будущего воздействия миграции на основные социально – экономические показатели развития регионов прибытия и регионов выбытия может быть осуществлена на основе расчета коэффициентов корреляции между динамикой привлечения различных категорий мигрантов и макроэкономическими показателями (динамика ВРП на душу населения, занятость населения, уровень безработицы, среднедушевые доходы населения, объемы промышленного производства, объемы инвестиций).

    Методика определения предположительной численности иностранной рабочей силы как в регионах, так и по стране, как правило, представляет собой формальную экстраполяцию ретроспективных данных за ряд лет с последующей их экспертной оценкой. При этом учитываются перспективы социально – экономического развития регионов  и внедрение новых технологий в производственный процесс, изменения демографической и миграционной ситуации, возможности замещения иностранных работников российскими кадрами.

    Прогнозирование качественных характеристик мигрантов, как внутренних так и внешних, с целью определения возможностей восполнения потребности региональных рынков труда в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей не только на среднесрочную перспективу, а даже на год затруднительно из-за отсутствия достоверной статистической отчетности, адекватно отражающей эти процессы, слабой методологической проработанности подобных расчетов.

    Таким образом, итогом третьего этапа разработки методологических подходов к определению влияния миграции на рынки стать типология субъектов РФ по степени влияния миграции на формирование предложения рабочей силы и выделение наиболее проблемных территорий с точки зрения обеспеченности трудовыми ресурсами как в настоящее время, так и в будущем, а также выделение наиболее проблемных регионов с точки зрения рисков социально – экономического развития, связанных с миграцией.

     Четвертый этап – определение и уточнение основных путей достижения сбалансированности спроса и предложения на региональных рынках труда на основе сопоставления результатов на предыдущих этапах.

    Таким образом, выстраивается логическая цепочка взаимосвязей тенденций миграционной ситуации, влияющей на формирование предложения рабочей силы на региональном рынке труда, соотношения свободных рабочих мест и работников, претендующих на вакансии. Такая зависимость позволяет выделить наиболее проблемные регионы с точки зрения дисбаланса как на текущем рынке труда регионов, так и на перспективу. А расчеты предположительной потребности в работниках – мигрантах расширяют возможности корректировки масштабов предложения рабочей силы для достижения максимально возможной сбалансированности рынка труда на перспективу (табл. 7).

Распределение рисков возможного изменения  центров максимального  миграционного притяжения и роста миграционного  оттока на период до 2020 года ( табл. 7)

 Группа  регионов Пониженная  напряженность на рынке труда; благоприятный  уровень развития человеческого  потенциала Пониженная  напряженность на рынке труда; низкий уровень развития человеческого  потенциала Напряженная ситуация на рынке труда; выше среднего, средний и немного ниже среднего  ИРЧП Критическая ситуация на рынке труда; низкий и ниже среднего уровень развития человеческого  потенциала
Центры  максимального миграционного протяжения Москва, Санкт  – Петербург, Московская область, Ленинградская обл, Липецкая обл, Самарская обл, Рязанская обл, Калужская обл., Республика Татарстан, Тюменская обл., Ханты – Мансийский АО, Ямало – Ненецкий АО. Калининградская обл. Белгородская  обл., Краснодарский край, Воронежская  обл., Орловская обл. Республика  Адыгея
Итого 12 субъектов  РФ 1 субъект РФ 4 субъекта РФ 1 субъект РФ
Новые регионы - доноры Свердловская  обл., Челябинская обл., Новосибирская  обл.   Томская обл., Кемеровская  обл., Магаданская обл.,  Республика Мордовия, Республика Башкортостан  
Регионы доноры Республика  Саха (Якутия), Сахалинская обл., мурманская обл., Удмурская республика, Архангельская  обл., Чукотский АО   Республика  Чувашия, Иркутская обл.,  Республика Коми, Красноярский край, Хабаровский  край  
Слаборазвитые регионы – доноры     Кировская обл. Ульяновская обл., Брянская обл., Курганская обл., Алтайский  край, Амурская обл., Республика Бурятия, Приморский край, Забайкальский край, Республика Марий Эл, Республика Кабардино  – Балкария, Республика Карачаево  – Черкесия. Республика Дагестан, Республика Чечня, Республика Калмыкия
Итого 10 субъектов  РФ   11 субъектов  РФ 15 субъектов  РФ

Информация о работе Миграция рабочей силы