Миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:32, реферат

Краткое описание

Международная (внешняя) миграция трудовых ресурсов (рабочей силы) — это перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую с целью приобретения работы или с целью получения гражданства. Отличительный признак — пересечение ими государственных границ. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Содержание

1. Понятие и виды миграции рабочей силы
2. Причины международной миграции рабочей силы. Направления миграции и центры притяжения рабочей силы
3. Последствия международной миграции рабочей силы. Количественные показатели миграцииГосударственное регулирование внешней трудовой миграции
4. Масштабы международной миграции рабочей силы
5. Россия и международная трудовая миграция

Вложенные файлы: 1 файл

миграция раб силы.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

♦ мигранты являются поддержкой для местных трудовых ресурсов. Так как основные потоки направлены в развитые страны, а население этих стран стареет, то мигранты могут оказаться значительной частью активных трудовых ресурсов. Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях доходит до 70% рабочей силы. Нередко без иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

  • повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
  • повышается конкурентоспособность продукции и осваиваются новые производства за счет высококвалифицированных иностранных специалистов и исследователей
  • иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
  • при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
  • иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;
  • готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату ведет к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников (преимущество для предпринимателей, недостаток для страны-реципиента и работников)
  • иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

♦ расизм и ксенофобия (Франция, Германия, Австралия). Появляются дебаты внутри принимающих стран по поводу количества, места размещения мигрантов, работы, которую они могут выполнять, зарплаты, которую им можно платить. Обычно это заканчивается   рестрикциями   в   иммиграционной политике принимающей страны. Возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.;

♦  «социальный эффект» — приезжие рабочие привозят с собой свою культуру, обычаи, стиль поведения. Это все оказывает влияние на местную культуру, усложняя и обогащая ее.

Последствия международной  миграции рабочей силы

 

Позитивные

Негативные

Страна-экспортер рабочей силы

1. Приобретение работником новой  квалификации

1. Потеря квалифицированной рабочей  силы

2. Сокращение дефицита платежного баланса

2. Усиление зависимости от иностранного  спроса не только на товары, но и на рабочую силу

3. Ослабление напряжения на внутреннем  рынке труда

3. Переориентация капитальных вложений  с освоения производственных  ресурсов на потребление

4. Облегчение структурной и технологической  перестройки производства

4. Рост инфляции

Страна-импортер рабочей силы

1. Облегчение структуры региональных  сдвигов

1. Блокирует внедрение трудосберегающей  технологии

2. Содействие вертикальной мобильности местных работников

2. Осложняет ситуацию на внутреннем  рынке рабочей силы 

3. Снижение стоимости рабочей  силы, общих издержек, связанных  с сокращением численности рабочей  силы

3. Увеличиваются расходы на содержание  безработных иностранцев и их  семей

4. Торможение роста цен, благодаря  склонности иностранных работников  к сбережениям

 

5. Повышение качества рабочей  силы путем отбора более молодых,  квалифицированных работников

 

Количественные  показатели

Наиболее приемлемыми  количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Нерезидентом в этом случае считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

Трудовой  доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.

Перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье.

Переводы  работников – пересылка денег и товаров мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.

Принципиальная  разница между статьей «трудовые  доходы» и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников»  заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются  доходы нерезидентов, т. е. временно находящихся  в данной стране. В то же время в статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, т. е. мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.

Частные неоплаченные переводы – это оценочный денежный эквивалент имуществ, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников».

На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или  иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может  поехать за рубеж просто на временные  заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выяснится, что запись произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.

 

Государственное регулирование  внешней трудовой миграции

Миграционная  политика – это государственная политика, представляющая целенаправленную деятельность государства по регулированию экспорта и импорта рабочей силы.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для страны-реципиента масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Если сфера международной торговли в последние десятилетия характеризуется  постепенной либерализацией национальных внешнеторговых режимов, снижением уровней тарифных и нетарифных барьеров, то в области миграции трудовых ресурсов государственные ограничения не только не смягчаются, но даже становятся более жесткими.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и проч. Россия имеет подобные соглашения с Германией и Финляндией.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности)

Минимальным требованием к образованию  считается окончание полного  курса средней школы или ПТУ, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране-доноре. Приоритет при найме на работу отдается специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стаж работы по специальности. Могут потребоваться рекомендательные письма.

2. количественное квотирование

- законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы, в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом, стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (Азии, Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран.

3. ограничения личного характера

а) состояние здоровья, т.е. иммигранты обязаны предоставлять заверенную консульством справку о состоянии своего здоровья либо пройти соответствующее медицинское обследование (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями)

б) возрастной ценз устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно колеблется в пределах 20-40 лет.

в) социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного типа, членов террористических и профашистских организаций).

3. временные ограничения – установление максимальных сроков пребывания мигрантов в стране, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую стажеры и студенты обязаны выехать на родину, находиться там минимум несколько лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

4.  экономическое регулирование – установление определенных финансовых ограничений, что ведет за собой сокращение числа желающих въехать в страну

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

  • Уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство
  • Первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента. При этом необходимо доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное число рабочих мест.
  • Налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов. В некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижению определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.

В принимающих странах могут  действовать профессиональные и  отраслевые ограничения на использование  иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных отраслей, где может использоваться иностранная рабочая сила:

- работники, претендующие  на низкооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие)

- специалисты  для новых и перспективных  отраслей – программисты, узкоспециализированные  инженеры, банковские служащие

- представители  редких профессий – огранщики  алмазов, реставраторы картин, врачи,  практикующие нетрадиционные методы лечения

- специалисты  с мировым именем – музыканты,  артисты, ученые, спортсмены, врачи,  писатели

- крупные бизнесмены,  переносящие свою деятельность  в принимающую страну, инвестирующие  капитал и создающие новые  рабочие места.

Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на те, кто помогает им незаконно въехать в страну или  нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых больших фирм и предприятий.

Информация о работе Миграция рабочей силы