Миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:32, реферат

Краткое описание

Международная (внешняя) миграция трудовых ресурсов (рабочей силы) — это перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую с целью приобретения работы или с целью получения гражданства. Отличительный признак — пересечение ими государственных границ. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Содержание

1. Понятие и виды миграции рабочей силы
2. Причины международной миграции рабочей силы. Направления миграции и центры притяжения рабочей силы
3. Последствия международной миграции рабочей силы. Количественные показатели миграцииГосударственное регулирование внешней трудовой миграции
4. Масштабы международной миграции рабочей силы
5. Россия и международная трудовая миграция

Вложенные файлы: 1 файл

миграция раб силы.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Развитые страны под давлением  профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди  местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяются либо денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Северной Африки.

В этом же направлении действуют  программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых  предприятий с целью приостановить  новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).

Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов

Международная организация труда  так определила цели эмиграционной  политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

• методы и средства защиты интересов  государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов  эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

• методы использования эмиграции  в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную, долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;

• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования  двусторонних соглашений и контрактной  формы найма рабочей силы для  работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

• меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран—экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов.

Европа выгоняет мигрантов: ей нужны их рабочие места

Экономический кризис и усиливающаяся безработица заставили европейцев обратить серьезное внимание на миграционную политику.

Правительство Франции готово предоставлять нелегалам временный вид на жительство, но только в обмен на информацию о том, каким образом они попали в страну.

Чиновники надеются, что получаемая от мигрантов информация поможет им пресекать каналы доставки людей из стран третьего мира, что позволит снизить миграционные потоки.

«Нелегалы, находящиеся на территории Франции, больше боятся представителей криминальных структур, доставивших их сюда, нежели государства. Того, кто сообщит властям информацию, способную нанести ущерб бизнесу по переправке людей, почти наверняка ждет месть, и никакой вид на жительство тут не поможет», — рассказал РБК daily французский политолог Алексадре Латса.

Власти Чехии, в свою очередь, готовы оплатить трудовым мигрантам дорогу домой и выдать пособие в размере 500 евро, на что из бюджета страны будет выделено до 2 млн евро. Первыми в очереди на «мягкую» депортацию значатся граждане Вьетнама, Монголии и других стран, не входящих в ЕС (они в любом случае нелегалами не являются). Главная цель акции — предотвращение всплеска преступности среди гастарбайтеров, оставшихся без денег и перспектив найти новую работу.

О серьезности возможных последствий говорит уже лишь то, что только в первом квартале без работы останутся более 12 тыс. мигрантов — их появление на улицах может дестабилизировать криминогенную ситуацию в Чехии.

«Работы почти нет, ситуация просто катастрофическая: мне нечем платить  за квартиру, и если программа правительства будет реализована, я ею, видимо, воспользуюсь», — сказал РБК daily хорватский фотограф Деан Батак, живущий в Праге с 2005 года.

Нетрудно подсчитать, что России, в которой, по разным данным, находятся от 4 до 10 млн гастарбайтеров, на их высылку по чешской модели потребуется от 3,2 до 8 млрд евро.

Однако самый серьезный удар по нелегалам нанес Европарламент. В минувшую среду депутаты поддержали новые правила по привлечению иностранной рабочей силы, по которым работодателям за использование труда нелегалов грозят штрафы, тюремное заключение и другие санкции.

«Контроль за миграцией и далее будет ужесточаться, как внутри стран ЕС, так и на его внешних границах. Однако переломить ситуацию с их помощью не удастся — снизить поток мигрантов можно, лишь нормализовав совместными усилиями ситуацию в странах-донорах», — сообщил РБК daily глава Центра проблем евроинтеграции Юрий Шевцов.

Парламент Италии уже одобрил ряд жестких антииммиграционных мер, предложенных крайне-правой партией «Северная Лига», входящей в правящую консервативную коалицию. В частности, для обращающихся за разрешением на временное проживание иностранцев введена госпошлина в размере 200 евро, а незаконное пребывание на территории Италии отныне будет караться тюремным заключением сроком до четырех лет.

Законопроект, разрешающий правоохранительным органам принимать заявления  медработников об обращающихся к ним за медицинской помощью нелегалах, который должен быть одобрен нижней палатой парламента Италии, вызвал резкую критику со стороны левой оппозиции и общественных организаций.

 

Масштабы международной  миграции рабочей силы

Размеры ММРС неуклонно растут.

Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты.

Новым явлением стало постепенное  стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. Все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения.

На сегодняшний день около 175 миллионов  человек, то есть почти 3 процента населения  планеты, проживают в странах, не являющихся их родиной. С 1970 года численность мигрантов более чем удвоилась*. В настоящее время 60 процентов всех мигрантов мира проживают в более развитых регионах, а остальные 40 процентов — в менее развитых. Большинство мигрантов проживают в Европе (56 миллионов), Азии (50 миллионов) и Северной Америке (41 миллион). Почти каждый десятый житель более развитых регионов мира является мигрантом. В то же время в развивающихся странах мигрантом является почти один из каждых 70 человек.

В целом в последнее десятилетие  в мире ежегодно переезжает из страны в страну более 20 млн. человек.

Начиная с конца 70 годов в связи  с усиливающейся обеспокоенностью экономическими, политическими и  социальными последствиями иммиграции мнения и политика правительств относительно ее масштабов стали существенно изменяться. К 2001 году почти четверть всех стран мира считали, что масштабы иммиграции являются чрезмерными. Хотя развитые страны в большей степени склонны к сокращению масштабов иммиграции, развивающиеся страны также стремятся к введению более ограничительной политики. В 2001 году 44 процента развитых стран придерживались политики, направленной на сокращение масштабов иммиграции, и аналогичную политику проводили 39 процентов развивающихся стран. Развитые и развивающиеся страны придерживаются поразительно схожих взглядов и политики в отношении масштабов эмиграции. Почти три четверти как развитых, так и развивающихся стран считают, что уровень их эмиграции является удовлетворительным. Одна из каждых пяти стран осуществляет политику, направленную на снижение уровня эмиграции.

Денежные переводы, отсылаемые мигрантами на родину, являются для ряда стран  одним из основных источников иностранной  валюты и важным дополнением к  их валовому национальному продукту. Например, в 2000 году такие переводы составляли более 10 процентов валового национального продукта в таких странах, как Албания, Босния и Герцеговина, Кабо-Верде, Сальвадор, Ямайка, Иордания, Никарагуа, Самоа и Йемен. Эти валютные поступления могут использоваться предпринимателями для импорта средств производства или в качестве капиталовложений. И что не менее важно, они могут увеличивать уровень дохода и размер накоплений домашних хозяйств и использоваться для приобретения потребительских товаров и услуг.

 

8. Россия и международная трудовая  миграция

 

Конкурентоспособность российской рабочей  силы

Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах  работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.

В настоящее время Россия выступает  в основном в качестве поставщиков  дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.

Конкуренцию на мировом рынке выдерживают  лишь наиболее квалифицированная часть  выходцев из России: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу неконкурентноспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится невладение английским языком (в Индии, например, даже грузчик обязан знать английский язык). Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения. Для России таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других, не менее трудных барьерах.

440 тысяч человек уехали из  России за 2003-2008 гг.

Одна из явных примет нынешнего  кризиса - отток за рубеж финансового  капитала из России. Но ещё до экономических  потрясений демографическая ситуация последних пяти лет стала настолько кризисной, что дала повод экспертам заявить о таком массовом явлении, как отток человеческого капитала в страны Европы и Америки. Уезжают наиболее умные, талантливые и предприимчивые соотечественники, потенциально способные предложить стране нетривиальные решения по выходу из кризиса и давать экономике устойчивость.

Информация о работе Миграция рабочей силы