Микроэкономика ; Олигополия,сущность, виды и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из ограничений - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, так как последняя в таких условиях является более эффективной. И, несмотря на то, что фирмы в олигополии являются конкурентами, они все стремятся к максимизации прибыли и снижению издержек у олигополии в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3стр

Глава 1 Понятие олигополии, ее экономическое содержание………………..5стр
1.1 Понятие и признаки олигополии…………………………………..…5стр
1.2 Теории механизма ценообразования…………………………………9стр
1.3 Ломанная кривая спроса……………………………………...……...13стр
1.4 Олигополия и теория игр………………………………………..…..16стр

Глава 3 Модели олигополии…………………………………………….…… 25стр
3.1 Модель А. Курно ………………………………………………...…..25стр
3.2 Модель П. Суизи и К. Форхаймера………………………………....27стр
3.3 Модель Э.Чемберлина…………………………………………..…...32стр
3.4 Тайный сговор и картели……………………………………………34стр
3.5 Лидерство в ценах………………………………………………...….37стр
3.6 Ценовая накидка……………………………………………….…….39стр


Глава 2. Особенности российского рынка олигополии…………………...….19стр
2.1. Основные олигополистические рынки………………………….....19стр
2.2.ОАО « Газпром» - крупнейший олигополист…………………...…20стр


Заключение………………………………………………………………..…….41стр
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_oligopoliya.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Лидерство в ценах.

 

В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Например, в США лидер сигаретной промышленности «Рейнольдс» в течение двадцати лет всего только шесть раз изменяла цены на продукцию отрасли. Весомой причиной для установления новой цены является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т. д.).

Фирмы, действующие  в рамках олигополистической структуры  рынка, стремятся к созданию системы  связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации  является так называемое «лидерство в ценах». Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

Лидерство доминирующей фирмы — ситуация на рынке, когда  одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы  слишком малы, чтобы оказывать  влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при  этом решить вопрос, объявлять ли изменения  в ценах, благоприятные только для  них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.

Барометрическое ценовое лидерство, в отличие  от предыдущего типа ценового лидерства, — более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижение высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Часто- барометрические лидеры осуществляют свои функции «де-юре». Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.

Другим средством  поддержания «дисциплины» в отрасли, когда устанавливаются или изменяются цены, является использование в ценообразовании  «правила большого пальца». Все фирмы используют одну и ту же формулу ценообразования: цена = издержки + прибыль. «Дженерал моторс» длительное время исходила в ценообразовании из необходимости получения 15% прибыли на вложенный капитал после уплаты налогов. При калькуляции издержек фирма учитывала стандартный объем производства, т.е. загрузку производственных мощностей на 80%. Стандартная цена исчислялась путем добавления к издержкам прибыли, достаточной, чтобы обеспечить заданную норму прибыли. В результате использования одинаковых методов ценообразования поведение конкурентов -  становится все более предсказуемым.

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Ценовая накидка

 

Цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента. Под термином «средние издержки» в долгосрочном периоде следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода.

Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной накидки в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную и возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. Подобного рода форма ценообразования в основном присуща предприятиям с высокой степенью дифференциации выпускаемой продукции, которые становятся значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию.

Предпочтение, отдаваемое олигополиям и развертыванию  неценовой конкуренции по сравнению  с ценовой, связано с тем, что  обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяют создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен. Последняя может привести к существенным издержкам и истощению конкурентов, а иногда и нарастанию монополистических тенденций на рынке. В крайнем случае, следствием ценовой конкуренции может стать переход от разреженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору конкурентов. Другая причина предпочтения неценовой конкуренции обусловлена крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.

Рассмотрение  моделей олигополии позволяет сделать  общие выводы

о деятельности олигополии.

1. Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии.

2. Сговор и ограничение предложения оказываются особенно успешными в случае:

- высокой рыночной концентрации предложения товара (в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового предложения нефти);

- быстрого роста спроса на него;

- низкой эластичности спроса и предложения товара;

- высоких барьеров для вступления на рынок.

3. Контролировать рынок со временем становится все труднее и труднее. Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.

4. Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов. Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров – заменителей.

5. Искусственное ограничение объема производства с помощью соглашения между несколькими фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода. Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и растущая конкуренция со стороны новых производителей ведут к падению доли рынка, принадлежащей участникам олигополии.

Глава 3.

3.1. Особенности Российского рынка олигополии

Российский  рынок имеет ряд особенностей, таких как экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства. Всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы - олигополисты являются ключевыми в нашей экономики. К ключевым можно отнести Газпром, Лукойл, Роснефть, РЖД  и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится по некоторым данным около 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции 

Компания

Объем реализации в 2011 г. (млн руб.)

Объем реализации в 2010 г. (млн руб.)

«Газпром»

4637090.0

3597054.0

«Лукойл»

3275015.9

2615049.6

«Роснефть»

1858035.8

1373145.6

РЖД

1480879.0

1355854.0

ТНК-ВР

1223064.9

953871.2


 

В нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России.

 

3.2. ОАО «Газпром» - крупнейший олигополист.

 

ОАО «Газпром»  и его дочерние общества (далее  – Группа) располагают одной из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивают большую часть добычи природного газа и его транспортировку по трубопроводам

высокого давления в Российской Федерации. Группа является также крупным поставщиком природного газа в европейские страны. Группа осуществляет добычу нефти, производство нефтепродуктов и выработку электрической и тепловой энергии.

 

Группа  осуществляет следующие основные виды хозяйственной деятельности:

Разведка и  добыча газа;

Транспортировка  и хранение газа;

Продажа газа в  Российской Федерации и за ее пределами;

Добыча нефти  и газового конденсата;

Переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов  и продажа продуктов переработки;

Производство  и продажа электрической и  тепловой энергии.

Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, в основном, производство прочих товаров,

работ и услуг.

 

Так же ОАО «Газпром»:

Основной поставщик  газа российским потребителям и в  страны БСС

Крупнейший  экспортер газа на европейском рынке

Выход на зарубежные рынки газа конечных потребителей и растущие

объемы продаж СПГ

Крупный участник мировой торговли нефтью

Увеличивающиеся объемы реализации продуктов переработки  с возрастающей долей розничных  продаж

Более 70% доля на российском рынке газа

27% доля на европейском рынке газа

2,3 млн. т.  объем реализации СПГ(увеличение на 24 % по сравнению с 2010 г.)

6% доля в общем объеме экспорта российской нефти в дальнее зарубежье

55,4 млн.т. объем реализации продуктов переработки, что на 6 % превышает уровень 2010 г.

11% доля продаж нефтепродуктов через сеть АЗС в общем объеме продаж продуктов переработки

 

Финансовые  показатели:    

Показатели

2009

2010

2011

  Изменение

2011/2010

Выручка от продаж, млн руб.

3118468

3661699

4735822

29,3%

Прибыль от продаж, млн руб.

844499

1161832

1622289

39,6%

Чистая  прибыль, млн руб.

634119

771242

1000900

29,8%

Объем капитальных вложений, млн руб.

634976

883310

1327699

50,3%


Основная причина  роста выручки – увеличение объемов  продаж газа и цен на него.

 

Перспективы развития

Несмотря на продолжающиеся кризисные явления в мировой экономике, в ближайшие десятилетия сохранится тенденция роста численности населения и уровня жизни, особенно в развивающихся странах, что будет способствовать увеличению спроса на энергию в мире в долгосрочной перспективе. По оценкам международных энергетических агентств и организаций, мировое потребление энергии вырастет к 2030 г. на 40 % по сравнению с текущим уровнем. При этом ископаемые топлива будут удовлетворять до 80 % всего энергопотребления. Нефть останется доминирующим видом энергоносителя, составляя в структуре энергопотребления 30 %.  Доля возобновляемых источников энергии может вырасти до 15 %. Высокими темпами будет расти потребление газа: его доля в структуре мирового топливно - энергетического баланса может превысить 25%.

 Ожидается,  что по сравнению с уровнем  2010 г. мировой спрос на газ  к 2030 г. вырастет на 50 %. При этом  рост потребления газа ожидается  на всех целевых рынках Газпрома.

На приоритетном для Газпрома российском рынке потребление газа в 2011 г. составило 473,0 млрд м3, а в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 г. оно может увеличиться до 539–564 млрд м3 в 2020 г. и до 605–641 млрд м3 в 2030 г.

Объемы потребления  газа на основном экспортном рынке Газпрома – в Европе –будут постепенно увеличиваться. В долгосрочной перспективе сохранится неопределенность относительно уровня спроса на природный газ в регионе, обусловленная продолжением кризисных явлений в экономике Еврозоны, ужесточением регулирования энергетического сектора в странах ЕС, ростом конкуренции газовой промышленности с возобновляемыми источниками энергии и корректировкой планов по развитию атомной энергетики. Однако, по оценкам международных организаций, после преодоления кризисных явлений ожидается ежегодный рост европейского спроса на природный газ в среднем на уровне 1,0 %. При этом в долгосрочной перспективе основной рост спроса на газ в Европе будет обеспечивать электроэнергетический сектор. Прогнозный диапазон спроса на природный газ в странах Европы в 2030 г. составляет 670–730 млрд м3.

Информация о работе Микроэкономика ; Олигополия,сущность, виды и модели