Микроэкономика ; Олигополия,сущность, виды и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из ограничений - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, так как последняя в таких условиях является более эффективной. И, несмотря на то, что фирмы в олигополии являются конкурентами, они все стремятся к максимизации прибыли и снижению издержек у олигополии в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3стр

Глава 1 Понятие олигополии, ее экономическое содержание………………..5стр
1.1 Понятие и признаки олигополии…………………………………..…5стр
1.2 Теории механизма ценообразования…………………………………9стр
1.3 Ломанная кривая спроса……………………………………...……...13стр
1.4 Олигополия и теория игр………………………………………..…..16стр

Глава 3 Модели олигополии…………………………………………….…… 25стр
3.1 Модель А. Курно ………………………………………………...…..25стр
3.2 Модель П. Суизи и К. Форхаймера………………………………....27стр
3.3 Модель Э.Чемберлина…………………………………………..…...32стр
3.4 Тайный сговор и картели……………………………………………34стр
3.5 Лидерство в ценах………………………………………………...….37стр
3.6 Ценовая накидка……………………………………………….…….39стр


Глава 2. Особенности российского рынка олигополии…………………...….19стр
2.1. Основные олигополистические рынки………………………….....19стр
2.2.ОАО « Газпром» - крупнейший олигополист…………………...…20стр


Заключение………………………………………………………………..…….41стр
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_oligopoliya.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)

На рынках стран  СНГ начинают работать механизмы  энергосбережения. Однако с учетом роста экономик стран региона  здесь ожидается постепенное  увеличение спроса на газ. По оценкам  специалистов, в 2020 г. объем потребления газа в странах СНГ (исключая Россию) может достичь 240 млрд м3, в 2030 г. – 260 млрд

 

Газпром уже начал поставлять сжиженный природный газ (СПГ) на рынки

стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и рассматривает этот регион как перспективный экспортный рынок для расширения поставок СПГ и экспорта трубопроводного российского газа. За прошедшее десятилетие потребление газа в данном регионе выросло практически в два раза и составило в 2010 г. Около 0,5 трлн м3. Основными потребителями газа в АТР являются КНР, Япония, Таиланд, Республика Корея, Индонезия. Также являются крупными потребителями газа на азиатском рынке Индия и Пакистан. По оценкам международных организаций в этом регионе ожидается дальнейшее увеличение потребления природного газа самыми высокими в мире темпами. К 2030 г. потребление газа в АТР может увеличиться более чем в два раза.

По мере развития производства СПГ у Газпрома появится возможность для

поставки российского  газа и в другие перспективные  регионы мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Оценивая значение олигополистических структур, необходимо  отметить, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Олигополия имеет как позитивную, так и негативную оценку.

Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов.

Негативная  оценка ,это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные  в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя

олигополия  и не удовлетворяет абстрактным  условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она

эффективна, так  как вносит важный вклад в экономический  рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а

также внедряя  эти изобретения в производство. В курсовой работе изучено понятие и признаки олигополии, ее экономического содержания, и теорий механизма ценообразования; изучены модели олигополии; выявлена роль олигополии на рынке, рассмотрен яркий представитель олигополистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

Бартенев С.А.  Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 352 с.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. Пособие –М.: Юрайт, 1999. – 384 с.

Верешкин А.О. Стоимостные основы структурной  экономической политики.//Проблемы прогнозирования. – 2006. – №2. с. 17–36.

Журавлева Г.П. Экономика: Учебник – М.: Юрист. 2001. – 574с.

Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. –  М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.

Курс экономической  теории: Учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2002. –832 с.

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2– М., 1992. – 578 с.

Современная экономика: Общедоступный учебный курс. / Под  ред. проф. О.Ю. Мамедова – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672 с.

Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции– М., 1996–387с.

Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2000. – 896 с.

Экономическая теория. / Под ред.  В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2003. – 640 с.

Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 714 с.

Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Экономика, 1999. – 1056 с. 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

 

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

 

Финансовый  факультет

Рецензия

 

На курсовую работу по дисциплине микроэкономика

 

Студента____________________курса,_____________________________группы

На тему_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Срок представления:________________________________20___ г.

         Представил: _____________________________________________________

         Объем:_____________________________ страниц

         Работа к защите:________________ рекомендуемая  оценка______________

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Научный руководитель  Самочадин А. В.      /_________________/

 

 «_____»    _______________________20____г.

 


Информация о работе Микроэкономика ; Олигополия,сущность, виды и модели