Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из ограничений - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, так как последняя в таких условиях является более эффективной. И, несмотря на то, что фирмы в олигополии являются конкурентами, они все стремятся к максимизации прибыли и снижению издержек у олигополии в целом.
Введение……………………………………………………………………..…...3стр
Глава 1 Понятие олигополии, ее экономическое содержание………………..5стр
1.1 Понятие и признаки олигополии…………………………………..…5стр
1.2 Теории механизма ценообразования…………………………………9стр
1.3 Ломанная кривая спроса……………………………………...……...13стр
1.4 Олигополия и теория игр………………………………………..…..16стр
Глава 3 Модели олигополии…………………………………………….…… 25стр
3.1 Модель А. Курно ………………………………………………...…..25стр
3.2 Модель П. Суизи и К. Форхаймера………………………………....27стр
3.3 Модель Э.Чемберлина…………………………………………..…...32стр
3.4 Тайный сговор и картели……………………………………………34стр
3.5 Лидерство в ценах………………………………………………...….37стр
3.6 Ценовая накидка……………………………………………….…….39стр
Глава 2. Особенности российского рынка олигополии…………………...….19стр
2.1. Основные олигополистические рынки………………………….....19стр
2.2.ОАО « Газпром» - крупнейший олигополист…………………...…20стр
Заключение………………………………………………………………..…….41стр
Список литературы………………
На рынках стран СНГ начинают работать механизмы энергосбережения. Однако с учетом роста экономик стран региона здесь ожидается постепенное увеличение спроса на газ. По оценкам специалистов, в 2020 г. объем потребления газа в странах СНГ (исключая Россию) может достичь 240 млрд м3, в 2030 г. – 260 млрд
Газпром уже начал поставлять сжиженный природный газ (СПГ) на рынки
стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и рассматривает этот регион как перспективный экспортный рынок для расширения поставок СПГ и экспорта трубопроводного российского газа. За прошедшее десятилетие потребление газа в данном регионе выросло практически в два раза и составило в 2010 г. Около 0,5 трлн м3. Основными потребителями газа в АТР являются КНР, Япония, Таиланд, Республика Корея, Индонезия. Также являются крупными потребителями газа на азиатском рынке Индия и Пакистан. По оценкам международных организаций в этом регионе ожидается дальнейшее увеличение потребления природного газа самыми высокими в мире темпами. К 2030 г. потребление газа в АТР может увеличиться более чем в два раза.
По мере развития производства СПГ у Газпрома появится возможность для
поставки российского газа и в другие перспективные регионы мира.
Заключение
Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Олигополия имеет как позитивную, так и негативную оценку.
Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов.
Негативная оценка ,это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.
Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя
олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она
эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а
также внедряя
эти изобретения в
Список литературы
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 352 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. Пособие –М.: Юрайт, 1999. – 384 с.
Верешкин А.О.
Стоимостные основы структурной
экономической политики.//
Журавлева Г.П. Экономика: Учебник – М.: Юрист. 2001. – 574с.
Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2002. –832 с.
Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2– М., 1992. – 578 с.
Современная экономика: Общедоступный учебный курс. / Под ред. проф. О.Ю. Мамедова – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672 с.
Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции– М., 1996–387с.
Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2000. – 896 с.
Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2003. – 640 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 714 с.
Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Экономика, 1999. – 1056 с.
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
Финансовый факультет
Рецензия
На курсовую работу по дисциплине микроэкономика
Студента____________________
На тему_______________________
______________________________
Срок представления:___________
Представил: ______________________________
Объем:________________________
Работа к защите:______________
______________________________
Научный руководитель Самочадин А. В. /_________________/
«_____»
_______________________20____
Информация о работе Микроэкономика ; Олигополия,сущность, виды и модели