Микроэкономический анализ инвестирования и проблемы инвестирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: микроэкономический анализ инвестирования и выявление проблем инвестирования в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности источников и видов инвестиций, принятие решений по инвестиционным проектам.
2. Провести анализ структуры, масштабов и динамики инвестиций в экономику Республики Беларусь за период 2008 – 2010 и 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....С.4
1 Теоретические основы инвестирования в микроэкономическом анализе….……………....…………………………………………………………..С.6
1.1 Инвестиции: понятие, виды, источники…………………………………… С.6
1.2 Предельная доходность и предельные издержки инвестиционных проектов ……………………………………………………………………………………С.9
1.3 Критерий чистой дисконтированной стоимости………………………….С.11
2 Анализ структуры, масштабов и динамики инвестирования в экономику Республики Беларусь в 2008 – 2010 годах…………………………………….С.16
2.1 Инвестиционный климат и динамика инвестирования…………………С.16
2.2 Масштабы инвестирования ……………………………………………….C.17
3 Основные проблемы инвестирования в современной экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………………...С.21
3.1 Пути и меры по привлечению инвестиций………………………………С.21
3.2 Препятствия для преодоления инвестиций и их преодоление………….С.125
Заключение……………………………………………………………………… С.30
Список использованных источников ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_33__33__33__33__33.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ 

3.1 Пути и меры по привлечению инвестиций

 

     В  январе-октябре 2011  г.  использовано 64,3  трлн.  рублей  инвестиций  

основной  капитал,  что  в  сопоставимых  ценах  составляет 114,3%  к уровню января-октября 2010  г.  при  прогнозе  на 2011  год,  утвержденном  Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596, – 116-117%. За  этот период  строительно-монтажные работы  выполнены на 31,1  трлн. рублей,  что  в  сопоставимых  ценах  на 13,1%  больше,  чем  в  январе-октябре 2010 г.[12] 

     Таблица 3.1 -- Основные показатели использования инвестиций и ввод в действие жилья представлены  

 

Примечание –  Источник [18] 

     График 3.1 -- Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) 

 

Примечание –  Источник [18] 

     В  январе-октябре 2011 г.  инвестиции  в  приобретение  машин,

оборудования,  транспортных  средств  выросли  по  сравнению  с  январем-октябрем 2010 г. на 16,9% и составили 26,6 трлн. рублей (41,3% общего объема инвестиций). На долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходится 58,5%  этих  инвестиций.  Из  импортного  оборудования 21,6% приобретено на территории Республики Беларусь.  

Таблица 3.2 -- Данные о затратах на приобретение машин, оборудования, транспортных средств за январь-октябрь 2011 г. 

      Примечание  – Источник [18] 

     В  январе-октябре 2011 г.  организациями  государственной  формы собственности  использовано 32,5 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 113,8%  к  уровню  января-октября 2010 г.,  в  том  числе  организациями республиканской  собственности – 16,5  трлн.  рублей (144,2%),  коммунальной собственности – 16 трлн. рублей инвестиций (93,4%). 

     Анализ  инвестиционной активности предприятий  и факторов, ее определяющих, проведен на основании данных инвестиционных анкет за I квартал 2011 г., представленных предприятиями - участниками системы ”Мониторинг предприятий“. [14] 

     Таблица 3.3 -- Анализ инвестиционной активности предприятий и факторов 

Примечание –  Источник [18] 
 
 

     В  опросе  об  инвестиционной  деятельности приняло участие 1 911 предприятий основных  видов экономической деятельности  Республики  Беларусь,  в  том  числе 708 промышленных  предприятий (или 37 процентов от общего количества участников  опроса), 417 строительных  организаций (21,8 процента), 455 предприятий

торговли (23,8 процента) и 46 предприятий транспорта (12,9 процента).

     Участниками  мониторинга  использовано 3,7 трлн. рублей инвестиций в основной  капитал,  что  выше  уровня  января-марта 2010 г.  в номинальном выражении на 54,2 процента.  Налоговые льготы  и

преференции имеют 126 предприятий (или 6,6 процента  от  общего  количества  участников опроса).

     В региональном разрезе участники мониторинга распределились следующим образом:  Брестская  область - 16,1 процента,

Витебская - 14,3 процента,  Гомельская - 12,7 процента,  Гродненская - 13,4 процента,  г. Минск - 16,7 процента, Минская область - 12,8 процента и Могилевская область - 14 процентов (рисунок 1.1). [13] 
 

Рисунок 3.1-- Распределение предприятий-участников опроса по областям и городу Минску

Примечание –  Источник  [18] 

     Инвестиционная  активность предприятий, прежде всего, зависит от наличия у них свободных  финансовых  ресурсов  для модернизации производства,  поддержания существующих и создания новых производственных мощностей.

     В I квартале 2011 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост инвестиционной активности предприятий - участников мониторинга. Доля предприятий, отметивших увеличение инвестиционной активности, составила 32,9 процента и относительно I квартала 2010 г. увеличилась на 6,9 процентного пункта, в том числе в промышленности - 39,1 процента (на 15,5 процентного  пункта),  на  транспорте - 34,6 процента (на 5 процентных пунктов), в торговле - 27,6 процента (на 2,7 процентного пункта). В строительстве наблюдалось снижение доли организаций, отметивших увеличение инвестиционной активности, на 0,7 процентного пункта до 26,6 процента график .[13] 

График 3.1 – Распределение оценок изменения  инвестиционной активности предприятия

Примечание –  Источник [18] 

3.2 Препятствия для инвестиций и их преодоление 

    За  последние годы в Беларуси  сложился слой предприятий и  предпринимателей, накопивших крупные  капиталы. Из за неустойчивости  экономического положения  в  стране большие средства переводятся  в конвертируемую валюту и оседают в западных банках [8].

    Отток денежных ресурсов (потенциальных  инвестиций) из Беларуси в несколько  раз превышает их приток. Мотивация  оттока капиталов - ощущение белорусскими  бизнесменами политической и экономической нестабильности в Беларуси. Значительная часть накопленных белорусскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса белорусского рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Многие  в белорусских деловых кругах чувствуют, что экономика Беларуси, по крайней мере в настоящий момент, слишком нестабильна для осуществления  долгосрочных инвестиций. Поэтому и  предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж.

    Компании-экспортеры, как правило,  хранят свою прибыль  на  счетах в зарубежных банках  вместо того, чтобы ввозить ее обратно  в Беларусь и направлять на новые  инвестиции. Этот процесс, известный  как утечка капитала, очень часто  носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое  оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем  в белорусскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

    Основные  источники оттока капиталов могут  быть как легитимными, так и не легитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистику, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы Беларуси побудил власть принять организационно правовые меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы белорусские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

    Технология  проведения рыночных  реформ предполагает последовательность  шагов наряду со стимулированием  притока капитала сразу же  принимаются меры, препятствующие его оттоку [9].

    На  данный момент Республика  Беларусь испытывает недостаток  в инвестиционных ресурсах, потенциальным  источником которых остаются  иностранные капиталовложения. В  современной экономической ситуации  вопрос о привлечении иностранных  инвестиций стоит весьма остро. Экономический кризис и резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства: во-первых, они служат источником капитала для вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; во-вторых, инвестиции, в отличие от иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения; в-третьих, прямые инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому сотрудничеству; в-четвертых, иностранные инвестиции дают положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров; в-пятых, привлечение иностранных инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т. п.

    Однако, рассматривая вопрос о  привлечении  иностранного капитала, необходимо учитывать  не только  свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием "инвестиционный климат". Масштабность и эффективность использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата, который основывается прежде всего на перспективе экономического развития региона, а также на гарантиях защиты и сохранности капитала, которые, в свою очередь, зависят от проработанности законодательной базы и эффективности исполнительной власти .

    12-13 ноября 2009 г. в г. Минске  в  ГУ ”Национальная библиотека  Беларуси“ состоялся Белорусский   инвестиционно-экономический форум   и шестое пленарное заседание  Консультативного совета по иностранным  инвестициям при Совете Министров  Республики Беларусь.

    В работе форума приняло участие  более 680 человек, из них более  450 – иностранные  представители. 

    В рамках первого дня форума  основным мероприятием было проведение пленарного заседания.

    На  пленарном заседании высказан  ряд  предложений со стороны  зарубежных докладчиков по улучшению  дальнейшей работы с иностранными  инвесторами  в республике.

    В первый день форума проведено  также 4 круглых стола:

    1. Таможенный союз и ВТО. Приоритеты. (Модератор: Евдоченко А. А., заместитель   Министра иностранных дел).

    2. Малый и средний бизнес в   Беларуси. Перспективы роста. (Модератор:  Тур А. Н., заместитель Министра  экономики).

   3. Приватизация в Беларуси. Когда? (Модератор: Пятков С.А., Первый  заместитель Председателя Государственного  комитета по имуществу).

    4. Развитие финансового рынка:  сегодня  и завтра. (Модератор: 

    Костюченко  С.А., Председатель Правления  ”Приорбанк“  ОАО).

    По  мнению участников Форума, тематика круглых  столов со  стороны зарубежных инвесторов  пользовалась большим интересом. 

    12 ноября 2009 г. по итогам первого   дня форума заключен инвестиционный  договор между Республикой Беларусь  в лице Министерства транспорта  и коммуникаций с бельгийской  компанией ”AOI NV“ ”О создании  в Республике Беларусь логистического  парка на основе универсальной  структуры, позволяющей обрабатывать  грузы, перевозимые воздушным,  железнодорожным и автомобильным  транспортом“ в Национальном  аэропорту ”Минск“.

    Сумма инвестиций – 288 605 тыс.  евро. Срок действия договора  – до 2021 г. 

    Проведено 5 отраслевых секций, в  рамках которых  состоялась  презентация более 100 инвестиционных  проектов.

    1. Энергетика и нефтехимический  комплекс. Энергоэффективность и  альтернативные источники энергии  (Ответственный: Рымашевский Ю.  В., заместитель Министра энергетики)

    2. Развитие агропромышленного комплекса,  пищевой и легкой промышленности. Повышение производительности и  развитие рынков сбыта.

    3. Инфраструктура: транспорт, логистика,  туризм. Строительство и жилищно-коммунальное  хозяйство (Ответственный: Верховец  Н.П., Первый заместитель Министра  транспорта и коммуникаций).

Информация о работе Микроэкономический анализ инвестирования и проблемы инвестирования в Республике Беларусь