Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:24, реферат
Ее изучению и посвящается данная работа. В ней детально рассмотрены особенности и характеристики каждого из налогов России – федеральных, региональных, местных. Приводится информация о способах определения налоговых баз и ставок, методах исчисления сумм налогов. Особое внимание уделяется слабым местам российской политики налогообложения - очевидным недостаткам и противоречиям в природе некоторых налогов.
Изучение данного вопроса, на мой взгляд, позволит решить вполне практическую задачу – задачу выявления предпосылок и уже существующих перспектив устранения всех несовершенств налоговой системы России.
Введение
На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.
Это оправданно, так как в условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства.
Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы, как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. А ведь данный элемент является основополагающим, и от него напрямую зависит достижение обоснованности и стабильности налоговой системы страны.
Очевидно, что необходимость совершенствования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.
Ее изучению и посвящается данная работа. В ней детально рассмотрены особенности и характеристики каждого из налогов России – федеральных, региональных, местных. Приводится информация о способах определения налоговых баз и ставок, методах исчисления сумм налогов. Особое внимание уделяется слабым местам российской политики налогообложения - очевидным недостаткам и противоречиям в природе некоторых налогов.
Изучение данного вопроса, на мой
взгляд, позволит решить вполне практическую
задачу – задачу выявления предпосылок
и уже существующих перспектив устранения
всех несовершенств налоговой
1. Характеристика налогов Российской Федерации
1.1Федеральные налоги и сборы
Налог на добавленную стоимость
Данный вид налога в Российской Федерации введен в действие с 1 января 1992 года в результате проведения налоговой реформы по рекомендации ряда зарубежных стран.
НДС относится к группе косвенных
налогов и является регулирующим
федеральным налогом. Законом о
федеральном бюджете
НДС представляет собой форму изъятия
в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства
и определяемой как разница между
стоимостью реализованных товаров
(работ, услуг) и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства
и обращения. Налог имеет универсальный
характер, поскольку взимается со
всех товаров, работ и услуг в
течение всего
Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая создается трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Поэтому законодательно определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Плательщиками НДС являются субъекты налога (российские и иностранные юридические лица), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, а также индивидуальные частные подразделения. Не являются плательщиками налога физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. От НДС освобождаются организации и индивидуальные предприниматели сроком на 12 месяцев, если в течение предшествующих последовательных календарных месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышает в совокупности 1млн. рублей.
Объектами налогообложения на НДС не являются:
Не подлежат налогообложению операции по аренде жилых и нежилых помещений, медицинские товары и услуги, услуги по детским учреждениям, архивам, перевозкам пассажиров, образованию, культуре и искусству, отдельные виды работ, банковских операций, ввозимые товары (всего около 100 операций согласно ст. 149-150 НК РФ).
Налоговая база НДС определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная из цен на товары(работы, услуги) без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Налоговая база определяется по каждому виду товара (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Налоговая ставка НДС, равная 0%, устанавливается при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза, или работ (услуг), связанных с перевозкой товаров, пассажиров и багажа через таможенную территорию РФ и в иных случаях (при условии представления в налоговый орган соответствующих документов на право реализации таких товаров).
Налоговая ставка, равная 10%, устанавливается при реализации товаров(всего более 40 видов товаров), в том числе скота и птиц в живом весе, мяса и мясопродуктов(за исключением отдельных видов), молока и молочных продуктов, сахара, соли, зерна, хлеба и др. видов продуктов и рыбной продукции, а также отдельных товаров для детей.
Налоговая ставка, равная 18%, устанавливается по остальным товарам.
Налоговые ставки, равные 9.09% и 16.67%, устанавливаются при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве субъектов налога, или реализуемых товаров, приобретенных на стороне, или сельскохозяйственной продукции.
При применении одинаковых ставок налоговая база определяется суммарно по этой ставке налога. Налоговым кодексом предусматривается расчет налоговых баз в 46 случаях.
Акцизы
Акцизы – вид косвенных
Акцизы на отдельные сорта спирта этилового, водку, ликероводочные изделия в равной пропорции распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Акцизы на остальные товары полностью поступают в бюджеты субъектов РФ.
Объектами налогообложения признаются
более 20 видов операций, столько
же операций не признается объектами
налогообложения. Кроме того. Более
15 случаев налогообложения по акцизам
имеют свои особенности при исчислении
налога при перемещении подакцизных
товаров через таможенную границу.
Плательщиками акцизов являются
предприятия и организации, производящие
и реализующие подакцизные
Если подакцизные товары произведены за пределами РФ из сырья, принадлежащего юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ как субъекты налога, то налог уплачивают организации, оплачивающие стоимость работ по изготовлению этих товаров и реализующие их. От уплаты акцизов освобождается продукция, экспортируемая за пределы стран – членов СНГ, с представлением субъектов налога в налоговый орган подтверждающих документов.
Налоговые ставки на подакцизные товары
и подакцизное минеральное
Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль (доход) представляет собой прямой федеральный и регулирующий налог. Объектом обложения налогом является валовая прибыль организации от реализации продукции, товаров (работ, услуг), основных средств, имущества и доходы от внереализованных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. В прибыль не включаются суммы всех видов налогов и акцизов. Затраты на производство товаров (работ, услуг), на подготовку и освоение производства, переподготовку кадров и другие виды затрат (всего около 300 позиций, определенных налоговым кодексом).
Субъектами налога являются организации,
в том числе бюджетные, являющиеся
юридическими лицами, а также организации
с иностранными инвестициями и международные
организации. Не являются субъектами налога
организации любых форм собственности
от произведенной ими
Налоговая база определяется как доход налогоплательщика, уменьшенный на сумму всех затрат на производство и реализацию товаров, а также других вычетов, связанных с освоением производства и переподготовкой кадров.
Налоговая ставка по налогу на прибыль для российских налогоплательщиков устанавливается в размере 24% (по банковским организациям – 30%), из них 7.5% засчитывается в федеральный бюджет, 14.5% в бюджеты субъектов РФ и 2% в местные бюджеты (по банковским операциям все 30% засчитываются в федеральный бюджет).
Для иностранных налогоплательщиков ставка устанавливается в размере от 15 до 20% в зависимости от вида деятельности и засчитывается в федеральный бюджет.
Налог на доходы от капитала
Субъектами налога на доходы от капитала являются организации и физические лица, получающие доход в виде дивидендов, процентов, кроме доходов, получаемых организациями от банковской деятельности, страховых премий, штрафов и пеней.
Налоговая база на доходы от капитала определяется как доход субъекта налога в виде дивидендов или доходов по государственным ценным бумагам, начисленный за время нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждой выплате доходов.
Налоговые ставки устанавливаются в размере:
- 15% - по доходам от дивидендов;
Подоходный налог с физических лиц
Подоходный налог взимается по всей территории страны и поступает в основном в территориальные бюджеты.
Субъектами налога являются все физические лица как налогоплательщики: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектом налогообложения
Законодательством определено, что
не подлежат налогообложению
Совокупный доход для
Совокупный доход уменьшается физическим лицам, которые: перечисляют суммы на благотворительные цели, имеют на содержании малолетних детей, осуществляют новое строительство или приобретают жилье и в др. случаях.
При определении налоговой
базы учитываются все доходы,
полученные субъектом налога
в натуральной и денежной
Налоговые ставки на подоходный налог с физических лиц устанавливаются в размере 13% на все виды доходов и 35% на доходы от выручки, от лотерей, тотализаторов, страховых выплат.
Единый социальный налог
Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды:
Налог является средством реализации прав граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налогоплательщиками в данном случае являются организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и физические лица.