Мировой рынок драгоценных металлов и камней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Драгоценные металлы сыграли огромную роль в открытии континентов и отраслей промышленности, в формировании и трансформации валютной системы, становлении и развитии денежно-кредитных отношений. С течением времени менялись функции и роль благородных металлов, но они по-прежнему занимают важное место в национальной экономике и международных отношениях.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 2015.docx

— 593.50 Кб (Скачать файл)

 

Платина также имеет стабильный спрос, однако эксперты прогнозируют снижение прежних показателей. Продажа этого металла сокращается. Прежде всего, это связано с сокращением объема закупок платины Китаем, который долгое время являлся самым мощным ее импортером. В сравнении с прошлым годом, в текущем Китай, как важный импортер, приобрел платины на 18,5% меньше. Эта ситуация отрицательным образом сказывается на состоянии спроса на платину.

Палладий по-прежнему относится к одному из самых востребованных драгоценных металлов. Он широко применяется  в автомобилестроении, медицине и изготовлении оружия. Спрос на палладий не падает из года в год. К тому же в ближайшем времени можно будет наблюдать некоторый дефицит этого вида драгоценного металла.

Таким образом, участниками рынка драгметаллов в настоящее время являются 52 организации: 43 банка и 9 инвестиционных компаний.

По последним данным Всемирного золотого совета, в течение всего 2014 г. мировые ЦБ активно скупали драгоценный металл.  В результате центробанки приобрели на рынке 477 тонн золота, что на 17% больше, чем в 2013 г. Прошлый год уже вошел в историю, поскольку такой интерес к желтому металлу регуляторы проявляли за последние 50 лет только однажды - в 2012 г., когда они скупили 544 тонн. Активнее других стран, низкими ценами воспользовалась Россия [См.: 16].

Несмотря на резкий рост спроса со стороны центральных банков, практически никто из регуляторов не увеличивал продажи драгоценного металла. По сути, единственной страной, которая распродавала свои золотые резервы, стала Украины: золотые запасы страны сократились на 44% до 24 тонн.

 

 

 

          2.2 Анализ состояния рынка драгоценных камней

 

За последние тридцать лет цены на драгоценные камни постоянно росли. Исключение произошло лишь однажды – после терактов 11 сентября в США, но тогда изменения затронули весь мировой рынок, и ни один из рынков не устоял. Однако, уже через год ситуация на рынке драгоценных камней в мире начала меняться, объем продаж изделий с бриллиантами вырос почти на четверть.

Цены на драгоценные камни неизменно растут и, как известно, не подвержены какой-либо волатильности. Так за последние пять лет александриты выросли в цене почти на 120%, изумруды на 30%, рубины более чем на 60%, сапфиры на 40%, шпинель на 160%. Отдельные редкие камни могут расти в стоимости на 20% в год. Стоимость определяется весом, цветом, огранкой камня и модой. Например, после того как принц Уильям подарил Кейт Миддлтон обручальное кольцо с синим сапфиром, в США вырос спрос на такие камни. Однако главным фактором остается редкость камня. Цена редких камней определяется по похожим сделкам либо в результате переговоров [См.: 2, 430-435].

Стабильный рост цен на алмазы в первую очередь объясняется спросом на них. Спрос на алмазы в последние годы растет быстрее, чем их добыча. Только Китай за четыре последних года увеличил потребление ювелирных изделий более чем вдвое. Что касается общемировых прогнозов соотношения «потребление–добыча», по расчетам западных специалистов, к 2015 году спрос на алмазы в мире вырос на 6%, в то время как добыча – всего на 2%.

В мире за год продается около 114 млн. карат алмазов на сумму около 7 млрд. долларов. Средняя цена за карат выросла до 90 долларов, самые редкие и дорогие розовые и красные алмазы поднимались в цене до 55 тысяч долларов за карат.

В числе стран, которые больше всего покупают, конечно, следует выделить, прежде всего, самые богатые страны мира. Поскольку на самом деле доля от ВВП, которую инвестируют в драгоценные камни, достаточно стабильна. Естественно, страна номер один – это Соединенные Штаты Америки. Есть ряд стран, которые имеют к таким предметам роскоши особую тягу – это, скажем, Саудовская Аравия и Эмираты. Они имели до последнего времени огромный приток тех же нефтедолларов [См.: 5, 122].

В целом на рынке до 2008 года преобладали позитивные тенденции, что было обусловлено наличием экономического роста в странах – потребителях ювелирных украшений с бриллиантами. Наблюдалось превышение спроса на алмазное сырье над его предложением. Несмотря на рост цен от производителей, на свободном рынке отмечались устойчиво высокие премии при перепродаже алмазов.

В 2002–2005 гг. сохранялся высокий уровень спроса на алмазное сырье и бриллианты и, как следствие, рост цен на них. В 2006 г. периоды подъема на рынке сопровождались некоторыми спадами.

Затоваривание рынка бриллиантов, первые признаки которого появились на внешнем рынке уже во 2 полугодии 2005 г., послужили сигналом к сокращению спроса на алмазы и бриллианты, и соответственно – к снижению цен на природные алмазы.

К концу 2006 г. года на мировом алмазно–бриллиантовом рынке сложилась противоречивая ситуация. Мировой рынок алмазов переживал сложный период. По оценкам экспертов, предложение алмазов превышало спрос огранщиков на сырье на 10–15%. В июне 2006 г. АЛРОСА сообщила о затоваривании рынка алмазов на 500–700 млн. долларов. Бриллиант весом 1 карат на европейском рынке не превышал уровня 18 700–18 800 долларов.

Сократилась алмазодобыча и снизилось предложение алмазов со стороны основных производителей, уменьшился торговый оборот гранильных центров. Обострилась проблема финансирования отрасли из–за высокого уровня банковской задолженности торгово–гранильных центров, обусловленной их затовариванием значительными объемами стоков алмазов и бриллиантов

При этом все перечисленные отрицательные моменты в добыче и продажах алмазов проявились на фоне стабильного роста потребления ювелирных украшений с бриллиантами.

Главным фактором, определяющим состояние алмазного рынка, стал мировой финансовый кризис. Ситуация на ведущих фондовых и финансовых площадках продолжала оставаться весьма драматичной. В таких условиях уже заметно снизилась доступность кредитов для всех участников алмазного и бриллиантового рынка. Падала и покупательная способность конечных потребителей и соответственно – спрос.

В этой ситуации Всемирная федерация алмазных бирж (WDFB) призвала добывающие компании ограничить объем поставок алмазов. Крупнейший производитель алмазов в мире De Beers заявила, что пересматривает производственные планы на 2009 г. в связи с экономическим кризисом. Вслед за De Beers российский монополист по добыче алмазного сырья компания АЛРОСА заявила о сокращении поставок алмазов на рынок на величину до 30% для поддержания цен.

Производители в Индии, которая является лидером по производству бриллиантов и ювелирной продукции, вслед за крупнейшими производителями алмазов принимают меры по поддержанию цен на продукцию в условиях экономического кризиса [См.: 2, 105-107].

Одновременно с сокращением объемов предложения сырья, добывающие компании, включая АЛРОСА, берут на себя обязательства и расходы по резкой активизации маркетинговых усилий по продвижению бриллиантов. Совершенно очевидно, что на успех этой кампании можно рассчитывать только в том случае, если цены на изделия с драгоценными камнями в условиях кризиса будут стабильными и их инвестиционная привлекательность в глазах потребителей не будет поколеблена.

Например, De Beers объявил об удвоении своего бюджета на рождественскую рекламную кампанию. В условиях финансового кризиса мировой лидер вынужден объяснять потребителям, что бриллианты – это высшая ценность, которая не теряет свою стоимость с годами.

Рекламная кампания De Beers призвана изменить взгляд потребителей на бриллианты и показать, что бриллиант – это подарок навсегда и имеет большую ценность, чем любой другой.

Крупнейший в мире производитель алмазов, который также предлагает потребителям бриллианты под аналогичным брендом, De Beers основывается на исследовании, согласно которому, бриллианты в списке рождественских подарков у состоятельных потребителей стоят на первом месте, значительно обгоняя любые другие предпочтения [См.: 5, 128-129].

В тоже время результаты исследования, на которые опираются в De Beers, показывают, что потребители по–прежнему желают приобретать бриллианты и предпочтут их традиционной электронике. Поэтому в новой рекламной кампании делается акцент на "практичности" бриллиантового подарка, который долго не изнашивается и к тому же является одним из видов вложения денег. По словам представителя компании, состоятельные граждане пришли к мнению, что вложения в бриллианты безопаснее покупки акций, недвижимости и даже предметов искусства и сопоставимы с хранением наличных в банковских сейфах.

Принято считать, что предметы роскоши в кризисные периоды приобретаются в последнюю очередь, поэтому неудивительно, что мировой лидер принялся "спасать" ситуацию. Дело в том, что финансовый кризис привел к резкому снижению спроса на изделия с бриллиантами, что повлияло на всю цепочку в отрасли и привело к сокращению поставок сырья производителями алмазов. Так, отреагировав на стремительное падение спроса на крупнейшем в мире рынке США, цены на алмазы на мировом рынке снизились порядка 15–20%.

Мировой объем добычи алмазов в 2011 г. составил 123,99 млн карат, что на 3% выше показателя в 2010 г. Средняя стоимость алмазов увеличилась за год на 31% до $116,19 за карат.

Крупнейшим производителем алмазов по стоимости является Ботсвана: стоимость добытого в 2011 г. в этой стране сырья достигла $3,902 млрд. Средняя цена алмазов из Ботсваны в прошлом году составила $170,36 за карат, что на 45% выше уровня в 2010 г. Объем добычи в Ботсване составил 22,904 млн карат.

На 2-м месте по добыче алмазов - Россия: в 2011 г. в стране добыли 35,139 млн карат алмазов на сумму $2,675 млрд. Средняя стоимость алмазов выросла на 11% до $76,12 за карат. При этом средняя экспортная цена российских алмазов в 2011 г. составила $117,82 за карат, что на 70% выше уровня в 2010 г.

3-е место по добыче  алмазов занимает Канада. В 2011 г. в этой стране добыли 10,795 млн карат алмазов на $2,55 млрд. Средние цены алмазов из Канады в 2011 г. выросли на 21% до $236,3 за карат [См.: 2, 378-380].

Мировой рынок драгоценных камней растет от года к году. И несмотря на последствия финансового кризиса, многие эксперты предполагают, что после его преодоления данный рынок будет развиваться и дальше. В глазах людей драгоценные камни по–прежнему остаются одним из средств сбережения, поскольку драгоценные камни никогда не выйдут из моды. Естественно новейшие разработки, технологии позволили использовать алмазы не только как средство роскоши, но и в практических целях. Особо следует отметить, что применение алмазов позволило не только резко повысить производительность труда, но и создало возможность для появления качественно новых технологий, аппаратуры, инструмента. Неудивительно, что алмазы принадлежат к важнейшим видам военно–стратегического сырья, а промышленно–экономический потенциал высокоразвитых стран мира существенно связан с использованием алмазов.

 

 

        

 

         2.3 Состояние российского рынка драгоценных металлов и камней

 

В 2014 году Россия заняла 4 место среди крупнейших золотодобытчиков мира. Первое место в мире среди крупнейших производителей золота, как и в предыдущие годы, занимает Китай. Добыча золота в этой азиатской стране в  2014 году составила 370 тонн, то есть увеличилась по сравнению с прошлым годом на 8 тонн.

Таблица 1 – мировые лидеры по добыче золота

 

         Два других традиционных лидера - Австралия и США сохранили свои позиции, хотя объемы производства золота в них упали на 8 и 4 тонны соответственно.

Россия по итогам 2014 года увеличила добычу золота из недр на 5 тонн и теперь занимает 4 место в мире, обогнав ЮАР, где добыча золота снизилась по сравнению с прошлым годом на 11 тонн.

Кроме России и Китая еще некоторые государства по итогам 2014 года нарастили объемы добычи золота: в Канаде он вырос на 5 тонн, в Перу на 1 тонну, в Гане на 9 тонн, в Мексике на 3 тонны (таб.1).

          Производство золота, включая попутное и вторичное, составило в России по данным Союза золотопромышленников в 2014 году 226 тонн [См.: 11, 5].

Можно выделить основные причины, препятствующие развитию рынка драгоценных металлов:

-  несовершенство нормативно-правовой  базы;

-  неразвитость отдельных  сегментов вторичного рынка;

- низкая ликвидность финансовых  активов в металлах;

- отсутствие ценных бумаг, номинированных в драгоценных  металлах или обеспеченных ими;

- ограниченность использования  обезличенных металлических счетов;

- наличие налога на  добавленную стоимость на слитки  и памятные монеты;

-  отсутствие полностью  сформированной рыночной инфраструктуры  и биржевого оборота металлов;

- сохранение повышенной  экспортной ориентации рынка  на фоне ограниченного внутреннего  спроса.

Необходимо так же отметить, что золотодобыча в РФ растет не первый год. В 2013 г. производство золота в России увеличилось на 12,6% до 254,241 тонны. Но до лидера добраться сложно: Китай добывает не менее 400 тонн ежегодно и в 2014 г. добыл 465,7 тонны.

В условиях долгосрочного тренда снижения мировых цен на золото ЦБ РФ скупал драгметалл у российских золотопромышленных компаний в 2014 г.

Падение рубля положительно сказывается на рынке драгоценного металла, увеличивая ее стоимость. В этом году население активно скупало золото местного производства, что только существенно увеличило его запасы.

Так в марте 2015 Банк России купил больше 30 т золота (1 млн тройских унций), доведя запасы монетарного золота в международных резервах до рекорда с 2004 года — 1238 тыс. т (39,8 млн тройских унций). В

денежном выражении запасы монетарного золота в Банке России

Рисунок 3 - Запасы монетарного золота в Банке России, $ млн.

Информация о работе Мировой рынок драгоценных металлов и камней