Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:22, курсовая работа
Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Большое влияние на международные валютные отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны ( особенно “семерка” ), которые выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.
Введение…………………………………………………………………..стр.3-4
1. Эволюция мировой валютной системы ………………………..стр.5-9
. “Золотой стандарт” или Парижская валютная система
. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
. Ямайская система плавающих валютных курсов
2. Европейская валютная система ………………………………….стр.10-20
3. Мировая валютная система……………………………………....стр.21-30
Заключение ………………………………………………………………..стр.31
Список использованных источников …………………………………....стр.32
"Валютная змея" просуществовала в том или ином составе стран-участниц до 1979 г., когда по инициативе Ж.. д'Эстена и Г. Шмидта была создана Европейская валютная система. ЕВС должна была решить следующие задачи:
• установить повышенную валютную стабильность внутри ЕС;
• стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
• усилить взаимосвязь процессов экономического развития и придать новый импульс европейскому интеграционному процессу;
• оказать стабилизирующее воздействие на международные экономические и валютные отношения.
Механизм действия ЕВС включает в себя три составляющих:
• специальную расчетную денежную единицу — ЭКЮ;
• механизм валютных курсов и интервенций;
• механизм кредитования.
ЭКЮ (European currency unit) являлась основной составляющей ЕВС. ЭКЮ, как отмечалось выше, определялась на основе корзины европейских валют. Стоимость каждой европейской валюты в ЭКЮ каждодневно изменялась. Эти изменения были обусловлены двумя факторами: весом валют в корзине, курсом валюты в других европейских валютах, который ежедневно изменяется на валютных рынках.
Эта корзина представляет собой определенное соотношение для взвешивания курсов входящих в нее валют. Доля каждой из валют определена на основе ряда экономических показателей государства – ее эмитента с учетом удельного веса этого государства в торговом обмене между странами Общего рынка, размеров его национального дохода и степени участия во взаимной валютной поддержке государств, входящих в ЕВС ( Европейская валютная система ).
На ее основе вычисляются допустимые пределы отклонений курсов валют, входящих в ЕВС, а также ставок по ссудам, выраженным в ЭКЮ.
Допустимые пределы отклонений каждой из валют системы публикуются в виде паритетной сетки, которая представляет собой таблицу с указанием центрального и сигнальных курсов, которые может достигать соответствующая валюта на каждой из валютных бирж стран ЕВС. Центральные курсы каждой из валют системы рассчитываются к ЭКЮ и выражаются в единицах соответствующих национальных валют.
ЭКЮ рассматривалась как резервный стоимостный актив. Она выпускалась под обеспечение валютных ресурсов и на нее выплачивались проценты. ЭКЮ являлась также средством расчетов в операциях между центральными банками стран ЕС.
Итак, европейская валютная система представляет собой созданную
странами – членами ЕС зону скоординированного плавания по отношению к доллару курсов национальных валют с целью обеспечения их большей стабильности. Основными параметрами ЕВС являются: ограничения колебаний курсов валют в каждую сторону от согласованного центрального курса каждой валюты к ЭКЮ. Великобритания на протяжении ряда лет не принимала участия в системе. Европейская валютная единица ЭКЮ - расчетная единица, курс которой определяется как среднее взвешенное курсов стран- членов ЕС. Её возникновение произошло за счёт взносов членов Европейского фонда валютного сотрудничества для предоставления временной финансовой поддержки странам- членам в целях финансирования дефицита платёжного баланса.[9]
В 1989г. Ж.Делор, видный деятель ЕС (председатель КЕС),
представил отчет, в котором излагался трехступенчатый план валютного объединения Европы.
Этот план включал:
1) осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран ЕС;
2) учреждение центрального банка ЕС;
3) замену национальных валют единой валютой ЕС.
В 1990 г. происходит расширение ЕВС: в нее включены Англия, Испания,
Португалия. В 1991 г. подписывается Маастрихтский договор о создании
единого европейского пространства. В соответствии с этим договором главы правительств — членов ЕС договариваются о создании валютного союза.
Созданная с целью упорядочения колебания курсов западноевропейских
валют, ЕВС в течение почти 15 лет успешно справлялась с возложенными на нее функциями. Однако с осени 1992 года она стала давать заметные сбои.
Одна из главных причин этого — неспособность центральных банков
указанных стран справляться со все возрастающими атаками биржевых
спекулянтов, игравших на понижение, в расчете на девальвацию валют.
Первой пострадала итальянская лира. Банк Италии был вынужден прибегнуть к массивным интервенциям для спасения своей денежной единицы. Правительства стран ЕС решают прибегнуть к семипроцентной девальвации лиры, но она продолжает падать. 17 сентября 1992 г. после экстренного заседания Валютного комитета сообщества лира покидает ЕВС.
Летом 1993 года 5 из 8 состоявших в системе ЕВС денежных единиц:
французский и бельгийский франк, датская крона, песета и эскудо — упали до установленного для них нижнего предела. Центральными банками было принято решение не поддерживать искусственно свои валюты. Они могут колебаться вокруг фиксированных курсов на 15 процентов в ту или другую сторону.
Центральные банки также могут понижать учетные ставки, которые они сохраняли на высоком уровне, с целью поддержания обменных курсов.
Развитие западноевропейского хозяйственного комплекса, увеличение
степени взаимопроникновения и взаимодополняемости экономик способствовали нарастанию потребностей в проведении единой макроэкономической политики.
Однако, с другой стороны, различия в бюджетной денежно-кредитной валютной политике стран — членов ЕС вели к колебанию цен, процентных ставок, валютных курсов, что мешало развитию производительных сил региона.
Перечисленные экономические и ряд политических факторов привели к
провозглашению в Едином Европейском Акте (1984 г.) цели Сообщества — создания экономического и валютного союза. Экономический и валютный союз предстают как объединение государств, имеющих единый рынок, денежную единицу и специальные институты, отвечающие за формирование и проведение единой макроэкономической политики. [10]
Несмотря на скептицизм многих экономистов и политиков, разные доводы “за ” и “против ” единой европейской валюты, процесс интеграции оказался необратимым .В декабре 1991 г. лидеры стран ЕС
подписали Маастрихтский договор , имеющий целью создание
Экономического и валютного союза (ЭВС) с единой валютой и единым Центральным банком.
В соответствии с текстом Маастрихтского договора (1991 г.)
заключительная стадия создания государствами ЕС валютного союза, в котором курсы национальных валют будут окончательно зафиксированы по отношению друг к другу, должна была наступить в конце 90-х годов. [11]
Первый этап этого процесса начался в 1990 г. с момента либерализации
оборота капиталов в ЕС, усиления сотрудничества между центральными банками стран Союза, свободой расчетов в ЭКЮ и общим сближением экономик.
На втором этапе (с января 1994 г.) были приняты более жесткие меры по
координации экономической и валютной политики на основе ратифицированного в 1993 г. Маастрихтского договора, начат процесс создания единой системы центральных банков ЕС. В 1994 г. был образован Европейский валютный институт — прообраз Европейского центрального банка.
Третий этап , который ознаменовался выпуском в наличное обращение
евро в виде банкнот и монет.
С 1998 г., были определены те страны, которые смогут отвечать критериям, являющимся пропуском в валютный союз. К числу этих критериев, установленных Маастрихтским договором, относятся: низкий уровень инфляции, дефицит государственного бюджета (не более 3 процентов), соответствующий размер учетной ставки, стабильность национальной валюты.
Полностью соответствующие этим критериям государства составили первую группу, которая и образует валютный союз. К концу 90-х годов таким критериям отвечали Германия и Люксембург, а также в значительной степени Ирландия, Австрия, Финляндия. Фактически ими стали 11 государств ЕС. Исключение составили Великобритания, Греция, Дания, Швеция, которые сами не видят для себя возможности сразу вступить в ЕВС. В 1998 г. был создан Европейский центральный банк и развернута так называемая европейская система центральных банков.
В 1999—2001 гг. ЭКЮ упразднялась, как первый шаг, Европейский
центральный банк стал использовать единую валюту — ЕВРО в операциях по валютному обмену. [12]
С 1 января 2002 года новая валюта - евро стала единственным платежным средством в 12 европейских государства. В
связи с этим , по мнению экспертов , страны , не входящие в еврозону ,
также должны перестроиться…
Как известно, зона евро охватывает не только территории государств – членов ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции ), но и
неевропейские страны такие, как, например ,Гваделупа (Франция) ,Азорские
острова (Португалия) ,Канарские острова (Испания) , а также Монако ,
Сан-Франциско и Ватикан.
В настоящее время вполне реально представить возможные объемы
финансирования в Европе , которые вряд ли раньше могли обеспечить
национальные рынки капиталов .Помимо этого , инвесторы выигрывают в качественном отношении от предложения капитала на срастающихся национальных финансовых рынках . Сейчас в их распоряжении множество предприятий, оказывающих финансовые услуги, большинство из них в условиях обострившейся конкуренции находят для себя клиентов, предлагая им новые услуги и продукты.
С введением евро в наличный оборот происходящее в Европе – это не
просто процесс , встряхнувший европейскую экономику , изменивший жизнь обычных людей и затронувший политику, а символ осуществления масштабных перемен . [13]
Стремление стран Центральной и Восточной Европы как можно быстрее присоединиться к Европейскому валютному союзу наталкивается на препятствия, преодолеть которые, по мнению западных экспертов, вряд ли удастся в ближайшие 7-10 лет.
Масштабы замены 12 национальных валют на единую для 300млн. Европейцев, действительно, беспрецедентны, поэтому многие специалисты говорят о том, что даже при самой тщательной подготовке не возможно предусмотреть все последствия и избежать ошибок.
месяцев, но и долгосрочными проявится в полной мере через несколько лет.
Краткосрочные последствия. В конце 2001- начале 2002 г. будут решены
вопросы связанные с переоформлением счетов юридических лиц в национальных
валютах Европейского валютного союза (ЕВС) в евро, переводом просроченной и
сомнительной задолженностей по кредитам немецких марках, переоформлены
заблокированные средства в национальных валютах ЕВС на валютных счетах
юридических лиц. Практически процесс закрытия старых и открытие новых
счетов завершится задолго до Нового Года (так, с 16 ноября закрыты все
корсчета в национальных валютах ЕВС в Национальном банке, а на Белорусской
валютно-фондовой бирже котировка национальных валют ЕВС прекращены уже с 15
октября).
В связи с появлением евро предприятия могут неожиданно столкнуться с
некоторыми юридическими проблемами. Они обусловлены тем, что правовой
статус перехода к евро полностью регулируется европейским правом, которое
не имеет экстерриториальной силы, и наши банки и предприятия, естественно,
должны руководствоваться только соответствующими внутренними нормативными
документами. Например, в ЕС для всех очевидно, что, скажем, немецкая марка
в настоящее время является лишь субноминалом евро и соответственно
переоформление счетов происходит автоматически или упрощённо. У нас же
исходят из того, что это две разные валюты и сначала нужно закрыть один
счёт, а потом открыть новый в евро. А это требует времени и дополнительных
расходов средств как для банков, так и для клиентов.
В условиях параллельного обращения евро с национальными валютами в
январе-феврале 2002 г. могут возникнуть сложности при переводе в евро
контрактов, заключённых раннее с третьими странами национальных валютных
государств, входящих в ЕВС (например, контракт с алжирским партнёром во
французских франках ). Согласно мировой практике , реденоминация должна
проводиться в соответствии с законодательством страны- эмитента , т. е.
Франции . При этом правовые нормы Франции, ЕС , Алжира и Беларуси могут
вступить в противоречие друг с другом и тогда придётся либо договариваться