Мировые валютные системы и их эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Большое влияние на международные валютные отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны ( особенно “семерка” ), которые выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.3-4

1. Эволюция мировой валютной системы ………………………..стр.5-9
. “Золотой стандарт” или Парижская валютная система
. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
. Ямайская система плавающих валютных курсов
2. Европейская валютная система ………………………………….стр.10-20
3. Мировая валютная система……………………………………....стр.21-30

Заключение ………………………………………………………………..стр.31

Список использованных источников …………………………………....стр.32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

крайнего  режима  валютного  курса – валютного  совета  или  плавания.[17]

    Политика  валютного  комитета   на  протяжении  последнего  десятилетия

признавалась многими отечественными и зарубежными  экономистами  панацеей  в

решении  проблемы  выбора  оптимального  режима  обменного  курса  .  Однако

коллапс этой  политики  в  декабре  2001  г.  в  Аргентине   ,  приведший  к

человеческим жертвам  ,  заставил  многие  страны  пересмотреть  возможность

введения механизма валютного совета в ближайшем будущем .  Вопрос  насколько

целесообразен и реален процесс  реализации  политики  валютного  комитета  в

Республике Беларусь  является  особо  актуальным  на  этапе  интеграционного

сближения монетарных систем Беларуси и России в рамках Союзного  государства

.

    Примеры мирового опыта свидетельствуют , о том ,  что  выбор  валютного

режима для стран ,  интегрирующихся  в  экономические  образования  ,  может

пасть на механизм валютного совета , что фактически  и произошло  в  Эстонии

, Литве и Болгарии(номинанты для вступления в ЕС).  Данную  практику  нельзя

назвать абсолютно новаторской для применения в  Республике  Беларусь  ,  так

как ещё в  Концепции валютной и кредитно-денежной политики на 1999-2000  гг.

одним из  пяти  возможных   вариантов  предусматривался  механизм  валютного

совета . И , хотя он и не был реализован в республике , идея  его  внедрения

остаётся привлекательной для многих отечественных экономистов .

    Экономическая  сущность  механизма  валютного  совета   характеризуется

следующими основными особенностями :

- жёсткая фиксация национальной валюты к иностранной ;

-автоматическая  конвертируемость   ,   то   есть   постоянно   обеспеченная

возможность  в  любой  момент  обменять  местную  валюту  на  резервную   по

фиксированному курсу;

-наличие достаточного объёма иностранной валюты , который, по  меньшей  мере

,  не  уступал  бы  стоимосной  оценке  денежно-кредитных  обязательств  для

выполнения  предыдущего  условия  (обычно  105-110%  покрытия   национальной

денежной массы на случай внезапных потрясений ,  связанных  с  падением  цен

активов , составляющих резервы );

- запрет на операции центрального банка на открытом рынке ,  а  при  жёсткой

фиксации курса  ограничиваются  и  его  возможности  оперировать  косвенными

инструментами (маневрировать процентными ставками  )  и  в  целом  выполнять

свои регулирующие функции ;

-  достижения  разумного  оздоровления  финансовой  системы   ,   готовность

допустить  банкротство слабых банков ;

-принятие  долгосрочного   обязательства   проводить  указанную  политику  ,

которое должно быть  оформлено в виде  закона  или  упомянуто  в  банковском

кодексе , для  того  ,  чтобы   защитить  рассматриваемый  режим  от  угрозы

политического вмешательства .

    Для  решения   всех   поставленных   задач   возникает   первостепенная

необходимость определения резервной валюты для РБ ,  выбор  которой  зависит

от трёх факторов  .  Преимущественно  предпочтение  отдаётся  валютам  стран

большой семёрки , как наиболее стабильным, с развитыми  финансовыми  рынками

и широким разнообразием финансовых инструментов . Кроме этого  ,  необходимо

учитывать  направление  торговых  потоков   ,   валюту   экспортно-импортных

операций , а также валюту  внешнего  долга  .  Последним  аспектом  является

степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США.  По

совокупности факторов перед РБ лежит выбор между  тремя  валютами  :  доллар

США – по причине высокой долларизации экономики  и  в  расчётах  по  внешним

операциям , немецкая марка – Германия  главный  торговый  партнёр  из  стран

дальнего зарубежья (0,07% от объёма внешних сделок в  1999  г.),  российский

рубль – РФ основной торговый  партнёр  среди  всех  стран  (62%  в  2000г.)и

партнёр по валютно  –  экономической  интеграции  .  Приоритет  концентрации

торговли играл решающую роль при выборе резервной валюты во  многих  странах

с валютным управлением .  Так  ,  внешнеэкономические  отношения  Эстонии  с

Германией составляли около 70% к другим странам в  1999г.  Литва  использует

американский  доллар   однако   идут   переговоры   на   высшем   уровне   о

переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей  со  странами

ЕС ( только с  Германией  удельный  вес  составил  половину  от  всей  суммы

торгового баланса ).  Таки  образом  ,  использование  российского  рубля  в

качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор видится  оптимальным.С

другой стороны , валютную политику России нельзя назвать идеальной  ,  да  и

по поводу конвертируемости российского рубля возникают сомнения . К тому  же

номинальная привязка  к  курсу  российского  рубля  реально  может  означать

фиксацию к доллару США , который  обеспечивает  устойчивость  валюты  РФ  на

внутреннем национальном  рынке .

    Использование же американского доллара  представляется  затруднительным

по  причине  недостаточного  количества  валютных  резервов  Нацбанка    для

покрытия рублёвой денежной  массы . Выходом из  сложившейся  ситуации  может

стать параллельная фиксация  как к доллару , так и  к  российскому  рублю  ,

что  фактически  и  проводится  монетарными  властями  Республики  Беларусь.

Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве  резервной

валюты , в то время  как  реальный  механизм  фиксации  будет  проводится  с

учётом кросскурсов двух валют к доллару США и  взаимной  рыночной  котировке

на валютных рынках .

    Главным преимуществом реализации механизма валютного совета  для  РБ  ,

что  подтверждается   примерами   мирового   опыта   ,   станет   достижение

стабильности цен в средне- и долгосрочном  периоде. Ещё одним  преимуществом

реализации механизма валютного совета  а РБ станет отмена  практики  ”банкир

– клиент  ”  между  Нацбанком  и  правительством  ,  тем  самым  прекратится

кредитная эмиссия в некоторые отрасли экономики .[18]

               Денежно-кредитная и валютная политика РБ (2000-2002гг.).

Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и  валютной  политики

стали основой для активизации сотрудничества  с  международными  финансовыми

организациями, центральными банками других государств. Так, на  состоявшемся

в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании  управляющих  МВФ  и  Всемирного

банка в Праге руководство Фонда в  целом  положительно  оценило  достигнутые

результаты  денежно-кредитной  политики,  проводимой  в  республике.  В   IV

квартале был подготовлен Меморандум о денежно-кредитной  политике  до  конца

2000 г. и на  I  квартал  2001  г.,  реализация  которого  позволила  начать

работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ.  И

здесь важно отметить, что это необходимо не  только  и  даже  не  столько  с

точки зрения получения  финансовых  ресурсов  для  решения  стабилизационных

задач,  сколько  для  того,  чтобы   обеспечить   повышение   инвестиционной

привлекательности республики. В этом же  направлении  должны  действовать  и

другие органы государственного управления.

    Таким образом, к важнейшим положительным результатам  денежно-кредитной

политики 2000 г. можно отнести следующие:

• переход  к  единому  обменному  курсу  белорусского  рубля  и  обеспечение

стабильности его рыночных котировок;

   •  ужесточение  денежно-кредитной  политики,  выразившееся  в  том,   что

кредитование   народного   хозяйства   осуществлялось    в    основном    на

безэмиссионной основе, рублевые и процентные ставки достигли  положительного

уровня в реальном выражении;

   • поддержание  параметров  кредитной  эмиссии,  которая  направлялась  на

финансирование    дефицита    государственного    бюджета,    в     пределах

запланированных значений.

    Вместе с тем не удалось обеспечить решение  ряда  задач.  В  частности,

недостаточными темпами шло  наращивание  финансового  потенциала  банковской

системы. Темпы роста денежных агрегатов значительно превышали  первоначально

планировавшиеся.  Не  обеспечено  доведение  размеров   чистых   иностранных

активов до размеров рублевой  денежной  базы.  В  определенной  мере  данные

обстоятельства  связаны  с  невыполнением   мероприятий   общеэкономического

характера,  реализация   которых   должна   была   вестись   параллельно   с

осуществлением намеченной денежно-кредитной политики.

 

    В  соответствии  с  Основными  направлениями

денежно-кредитной политики на 2001 год

её  наиболее  важной  оперативной   целью   является   обеспечение   высокой

стабильности и предсказуемости обменного курса национальной  валюты  .   Во-

первых , это является логичным продолжением монетарной политики 2000 года  ,

так как после достижения единого курса белорусского рубля  не  менее  важной

задачей становится достижение его  стабилизации  и  конвертируемости  .  Во-

вторых , как показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь ,  опыта

малых стран как  с  рыночной  ,  так  и  с  переходной  экономикой  ,  такая

постановка задачи является наиболее рациональной  .  Если  денежно-кредитная

политика в условиях малой экономики , сильно зависящей от  внешнего  мира  ,

строится  таким  образом,  чтобы  обеспечить  стабильность  обменного  курса

национальной валюты ,  то  это  создаёт  оптимальные  условия  для  развития

внешнеэкономических  связей  ,  достижение   высоких   темпов   роста   ВВП,

нормализации инфляционной ситуации.

    Однако , несмотря на то, что необходимость  ликвидации  множественности

обменных курсов была очевидной практически для всех , осуществлению  данного

шага должна была предшествовать существенная  подготовительная  работа  ,  а

сама тактика перехода требовала соответствующего углубленного анализа  всего

комплекса возможных последствий . Ведь до 14 сентября 2000 года  ,  когда  в

Беларуси  был  достигнут  единый  обменный  курс    белорусского   рубля   ,

отклонения рыночных  котировок  от  официального  курса  достигали  двух-  и

трёхкратной величины . И такая ситуация курсообразования  ,  по  существу  ,

представляла   собой   своеобразную   форму   скрытого   субсидирования   “’

критического импорта”   (в  основном  энергоносителей  ,  а  также  зерна  ,

некоторых других товарных групп) и сопровождалась проведением весьма  мягкой

денежно-кредитной  политики  .  Размеры  процентных   ставок   по   рублевым

операциям часто  не  покрывали  уровень  инфляции  ,  а  масштабы  кредитной

эмиссии  Национального  банка  были   весьма   внушительны    .Экономика   и

банковская  система  во  многом  “привыкли”  к  такой  политике  .   Поэтому

следовало учитывать , что  резкое  изменение  денежно-кредитной  политики  в

плане её существенного разового  ужесточения   и  проведения  скачкообразной

девальвации официального курса ,  по  которому  осуществлялся  бухгалтерский

учёт , могли иметь как минимум две группы отрицательных  последствий  .  Во-

первых это не могло подорвать ликвидность банковской системы ,. И не  только

в краткосрочной  перспективе  .  Возврат  предоставленных  под  относительно

Информация о работе Мировые валютные системы и их эволюция