Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:52, реферат
В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям», - говорится в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в ноябре 2009 года.
Введение 3
Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике
Условия перехода к инновационной экономике
Проблемы современного образования в условиях перехода к инновационному развитию
Инновационные направления модернизации профессионального образования
Заключение 17
Список литературы 19
РЕФЕРАТ
Тема: «Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике»
Оглавление
страница | ||
Введение |
3 | |
Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике
|
4 4
7
8 | |
Заключение |
17 | |
Список литературы |
19 |
«В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям», - говорится в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в ноябре 2009 года.
В качестве основы перехода экономики и общества на инновационный путь развития в современных условиях необходимо рассматривать модернизацию профессионального образования. Именно оно способно стать катализатором и инструментом инновационных процессов в обществе, фактором эффективного функционирования экономики и государственной системы [1].
Модернизация системы профессионального образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны, является необходимым условием формирования инновационной экономики. Значимость модернизации системы образования определяется её ключевой ролью в повышении конкурентоспособности страны и ускорении темпов экономического роста [2].
2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА
К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Условия перехода к инновационной экономике
В.В. Путин в декабре 2001 на встрече с руководством Российской академии наук сформулировал социальный заказ государства научному сообществу. Одна из двух поставленных им задач – отработка сценариев перехода на инновационный путь развития. Здесь важно отметить роль инноваций в системе мер антикризисного управления.
Ряд институтов и ведущих научных коллективов выступили с научной программой исследования кризисов современной России.. Чтобы будущее состоялось, необходимо поддержать Президента – озаботиться промышленными, сельскохозяйственными, военными, управленческими, социальными, образовательными технологиями, которые позволят вытянуть страну из трясины. Без решения этих проблем говорить об удвоении ВВП, о стабильности и устойчивости развития государства и общества достаточно проблематично.
Инновационная стратегия
является частью общей экономической
стратегии. Она самым тесным образом
связана с промышленной, военной,
образовательной и научной
Инновационный сектор экономики – сам по себе сектор с высокой степенью риска. Дополнительная нагрузка в виде взяток, правового хаоса, отсутствия серьезных льгот изобретателям, предпринимателям, вкладывающим деньги в новое, научным институтам, отважившимся заняться высокими технологиями, делает многие виды инновационной деятельности нереальными в современной России. Нынешняя социальная и организационная структура творцов инновационной экономики не поддерживает. Чрезвычайно проблематично взаимодействие инновационной экономики с агрессивной внешней средой. Социально-экономическая среда для развития инновационной экономики России представляется крайне не благоприятной в силу больших транзакционных издержек – высокого уровня криминализации экономики и коррумпированности. Поэтому концепция инновационной деятельности, учитывающая российские реалии, должна предусматривать механизмы защиты различных инновационных структур. Должны быть предусмотрены системы законодательного плана, аудита, повышенной прозрачности экономической деятельности, снятия большинства бюрократических препон, мониторинг и режим наибольшего благоприятствования со стороны государства.
Как именно будет проходить
становление инноваций в
Таким образом, в России
пока нет целостной схемы цикла
воспроизводства инноваций. Мы пока
все еще находимся на перепутье,
на уровне концептуального
Если рассматривать инновационную экономику не как цель, а как средство для решения тех задач, которые сейчас стоят перед Россией, надо выделить крупные блоки инноваций.
Первый важнейший блок
– жизнеобеспечивающие
Второй крупный блок – это импортозамещающие технологии. Так же, как в большинстве развитых стран, внутренний рынок в массе своей обеспечивается товарами, производимыми внутри страны. То есть необходимо поддерживать отечественного производителя.
Третья группа связана "локомотивными" отраслями экономики. Необходимо выбрать приоритетные для нашей страны отрасли и обеспечить их надлежащей поддержкой, прежде всего, со стороны государства. И, разумеется, направлять в эти отрасли львиную долю инновационных технологий. Тогда, и только тогда, эти отрасли будут конкурентоспособными на мировом рынке. Инновационно-ориентированные регионы и отрасли могут в будущем стать "точками роста" российской экономики.
Четвертая группа нововведений – важнейшая: инновации в военном секторе в системе управления страной. Такие нововведения самым тесным образом связаны с национальной безопасностью и коридором военно-стратегических возможностей страны.
Наконец, пятая группа. Все то, что идет "на общих основаниях". Там, где есть ниша для малого бизнеса, не связанного ни с технологическими гигантами, ни с социальными задачами государственного масштаба, ни с делами военными. Тот самый инновационный фон, на котором произрастает все остальное и среди которого происходит наша жизнь. И здесь речь также должна идти о серьезной государственной поддержке, о возможности для таких субъектов беспрепятственно начинать новый бизнес.
В любой экономике, в
любой ситуации и стране основным
является человеческий фактор. Для
инноваций это также
2.2. Проблемы современного
образования в условиях
к инновационному развитию
В советской России наиболее престижными считались теоретические исследования, связанные с фундаментальными науками. На втором месте стояли прикладные исследования и, наконец, только на третьем месте – конкретные работы, направленные на воплощение научных идей в товарах, услугах, образцах новых технологий. Но для того чтобы в стране были инновации, система приоритетов должна быть обратной. Именно "думающие инженеры", а не абстрактные теоретики являются героями инновационной эпохи. Этот же недостаток, являющийся серьезным препятствием к развертыванию инновационной активности, унаследовала и российская система образования. В настоящее время процесс перехода от подготовки теоретиков к обучению специалистов, работающих с идеями и воплощающих их в жизнь, уже начался. Многие учебные заведения понимают потребности современного рынка и стараются предоставить специалистов, обладающих необходимыми навыками и уровнем подготовки. Если связывать будущее России с инновационным развитием, то потребуется переход к опережающему образованию. Необходимо начинать готовить специалистов, которые потребуются завтра, даже несмотря на то, что сегодня для них в стране может не оказаться работы. Переход к инновационному развитию требует коренного изменения подхода к образованию. В частности, основной движущей силой в инновационной сфере является творческая элита, имеющая качественное образование, умеющая воплощать знания в конкретные проекты, товары, услуги и владеющая организационными навыками, необходимыми для инновационной деятельности. Поэтому очень осторожно необходимо относиться к программам модернизации образования, обращая особое внимание на то, чтобы они были направлены на достижение общественно значимого результата, а не на второстепенные вопросы процесса получения образования и контроля.
Необходимо принципиальное изменение образовательной политики. В нынешнем тяжелом экономическом положении, в условиях развала большинства высокотехнологичных предприятий есть два пути. Первый – опустить уровень образования до потребностей нынешней, в ряде случаев деградирующей экономики, второй – готовить специалистов для высокотехнологичного сектора отечественной экономики, рассчитывая, что часть этих людей данный сектор и создаст. Без практической интеграции науки, образования и производства решить эту проблему невозможно. Безусловно, инновационное развитие связано с выбором второго пути. Чтобы появились серьезные инновации и активная социальная группа, обеспечивающая их создание и продвижение, в системе образования должна появиться наука национального, а не министерского уровня [3].
2.3. Инновационные
направления модернизации
Современные политические, социально-экономические и культурные изменения приводят к тому, что в настоящее время осуществляется пересмотр общественного значения профессионального образования. Изначально приоритетным являлся социальный аспект, повышение интеллектуального и образовательного уровня нации, развитие граждан, стимулирование их активной позиции. Сегодня профессиональное образование рассматривается скорее как один из важнейших факторов инновационного развития и экономической конкурентоспособности государства. В то же время развитие как профессионального образования в целом, так и отдельных образовательных структур необходимо сегодня рассматривать в региональном контексте, поскольку современные учебные заведения являются достаточно мощными бизнес-структурами, формирующими региональные экономики и конкурирующие между собой в глобальном масштабе [2].
В 2007 году в Москве с успехом прошла Международная
конференция по вопросам обучения с применением
технологии e-learning «ONLINE EDUCA MOSCOW 2007». В рекомендациях
секции «Образование в информационном
обществе: человек, образовательная среда,
информационные технологии» данной конференции
было отмечено, что «достижения фундаментальной
науки, развитие средств информатики,
информационных технологий и информационно-
В связи с этим целью модернизации профессионального образования является создание социально-экономических механизмов устойчивого развития системы образования, обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования в соответствии с потребностями личности, экономики и общества.
Информация о работе Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике