Выделим следующие инновационные направления
модернизации профессионального образования:
- Комплексная модернизация законодательства Российской Федерации в области образования. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» созданы условия для реализации мероприятий по повышению качества, эффективности и доступности профессионального образования. В последние годы приняты Федеральные законы, заложившие основы модернизации образования, совершенствования ее структуры и содержания: об автономных учреждениях, о едином государственном экзамене, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта, о переходе на уровневую систему высшего профессионального образования, о федеральных университетах, о создании на базе вузов инновационных предприятий.
Венцом комплексной
модернизации законодательства Российской
Федерации в области образования
должно стать принятие Федерального Закона
«Об образовании в Российской Федерации» в 2011
году. Данный нормативный правовой акт,
регламентирующий отношения в сфере образования
и выполняющий роль системообразующего
(базового) акта в системе законодательства
в области образования, призван заменить
устаревшие, не удовлетворяющие современным
требованиям экономики и общества, Закон
Российской Федерации «Об образовании»
от 10 июля 1992 г. № 3266-1 и Федеральный закон
«О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
Разработчики Федерального Закона отмечают,
что социально-экономические изменения,
произошедшие в последнее время в российском
обществе, формирование нового гражданского,
налогового, бюджетного законодательства
и соответствующее изменение социально-экономических
основ системы образования, а также процессы
модернизации системы образования и формирование
новых образовательных институтов и технологий,
в том числе с учетом присоединения России
к Болонскому процессу, привели к тому,
что содержание вышеприведенных законодательных
актов перестали соответствовать реальным
потребностям сферы образования и современным
стандартам правового регулирования.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации
систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью
создания единого европейского
пространства высшего образования.
- Модернизация структуры системы профессионального образования. Усиление роли профессионального образования в научно-техническом обеспечении инновационного развития экономики подчеркивает также тот факт, что совсем недавно в структуре аппарата правительства России создан Департамент науки, высоких технологий и образования. В сферу ведения нового департамента вошли такие вопросы системы образования, как модернизация системы образования в стране, кадровое обеспечение в сфере образования и науки, в том числе в перспективных инновационных областях, формирование национальных исследовательских центров (например, в Сколково), развитие федеральных и национальных исследовательских университетов.
Формирование инновационной
инфраструктуры системы высшего
профессионального образования
является одним из основных приоритетных
направлений политики государства
в сфере образования. За последние несколько лет были созданы федеральные
университеты, несколько десятков вузов
на конкурсной основе получили статус
национальных исследовательских университетов,
проведена оптимизация сети образовательных
учреждений, ликвидированы представительства
и слабые филиалы вузов, организованы
инновационные ресурсные центры регионального
и межрегионального значения, при вузах
открыты малые предприятия, бизнес-инкубаторы,
технопарки и другие инновационные структурные
подразделения.
Еще одна важная задача системы высшего профессионального
образования – сетевая интеграция вузов
с учетом их профилей и структуры подготовки.
Примером такой интеграции стало создание
в 2010 году Национального научно-образовательного
технологического консорциума вузов сервиса.
Цель данного консорциума – формирование
современной эффективной корпоративной
системы подготовки квалифицированных
кадров для выполнения задач сферы услуг,
а также создание эффективной инновационной
системы сферы услуг и реализация инновационных
проектов на основе интеграции научного,
образовательного, инновационного и технологического
потенциала организаций-членов консорциума.
В некоторых субъектах
Российской Федерации в качестве
одной из форм эффективного объединения
компонентов региональной инновационной
системы рассматриваются территориально-производственные
кластеры. В попытках создания образовательных
кластеров выделяют два направления: образовательный
кластер как часть территориально-производственного
кластера (Республика Татарстан) и образовательный
кластер как самостоятельный инновационный
образовательный комплекс, объединяющий
образовательные учреждения всех уровней
образования по кластерному принципу
(Красноярский край, Республика Башкортостан
и др.).
Важно отметить, что темпы
оптимизации профессиональных образовательных учреждений, модернизации
их структуры отстают от потребностей
модернизируемой экономики. Демографическая
ситуация в России такова, что к 2013 году
количество студентов уменьшится на 2-3
млн с сегодняшних 7.5 до 5.5-4.5 млн человек.
По прогнозам небольшой рост рождаемости
в период с 1999 по 2003 годы повлечет рост
числа абитуриентов лишь после 2017 года.
- Модернизация содержания системы профессионального образования. Одними из основных направлений модернизации содержания профессионального образования являются: переход на уровневое образование (бакалавриат, специалитет и магистратура); разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов с участием работодателей; повышение качества обучения путем переориентации учебных планов на зачетно-кредитную систему и профессиональную компетентность; организация системы непрерывного профессионального обучения; использование инновационных технологий обучения в системе профессионального образования; обеспечение доступа студентов к современным информационно-образовательным ресурсам; научно-методическая поддержка новых образовательных программ и технологий.
В качестве основного
вектора развития содержания высшего
образования в современных условиях можно считать внедрение инновационных
технологий и методов обучения, а также
разработку инновационных образовательных
программ. Инновационная образовательная
деятельность создает условия повышения
качества обучения и обеспечивает конкурентоспособность
вуза на рынке образовательных услуг.
Под инновационными технологиями в образовании следует
понимать технологии, основанные на нововведениях.
Инновационная технология – это продуманная
во всех деталях технология, направленная
на достижение основных целей образования
и в первую очередь повышение качества
обучения.
В последние годы существенно
активизировалась работа в вузах
по внедрению инноваций и инновационных
технологий в образовательную деятельность:
- создается инфраструктура инновационной деятельности: центры, отделы и институты инновационных технологий, технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры и т.д.;
- разрабатывается научно-методическое и нормативное обеспечение инновационной деятельности;
- разрабатываются инновационные образовательные программы, с которыми вузы участвуют в конкурсах инновационных вузов;
- ведется подготовка кадров для инновационной деятельности по специальности «Управление инновациями» и направлению «Инноватика», которые за достаточно короткий период времени стали востребованными направлениями подготовки специалистов, способных эффективно управлять и принимать решения в инновационном обществе;
- применяются новые критерии государственной аккредитации: использование инновационных методов в образовательном процессе и обеспеченность учебно-методическими комплексами, которые существенным образом стимулируют развитие инноваций в образовании;
- используются в учебном процессе элементы дистанционного обучения, е-learning, Интернет-образования; разрабатываются мультимедийные учебные курсы и электронные учебники и т.д.
- эффективно применяются новые возможности современных информационно-коммуникационных технологий во всех направлениях деятельности вузов.
Среди инновационных
технологий в образовании различают такие технологии как:
- эффективно функционирующая система менеджмента качества вуза;
- информационно-коммуникационные технологии;
- дистанционные образовательные технологии;
- технологии электронного обучения;
- смешанные технологии обучения;
- тестовые технологии для контроля качества знаний студентов;
- технологии использования инновационных методов в образовательном процессе;
- педагогические технологии;
- информационные технологии компьютеризации инженерной деятельности;
- технология модульного обучения.
В последние годы в
качестве одной из инновационных
технологий в системе образования
принято считать введение системы менеджмента
качества вуза. Согласно нормативным документам
Министерства образования и науки РФ эффективно
работающая система обеспечения качества
предоставления образовательных услуг,
наличие которой является обязательным
для всех стран — участниц Болонского
процесса, позволяет вузу стать полноправным
участником мировой образовательной системы.
При этом перед вузом встают задачи учета
общих тенденций мирового развития, унификации
образовательных стандартов, развития
новых образовательных и информационно-коммуникационных
технологий, внедрения инноваций в образовательную
деятельность.
- Модернизация экономических отношений в системе профессионального образования. В последние годы значительно усилилось государственное стимулирование развития образования, науки, инноваций, подготовки высококвалифицированных кадров. Увеличение финансирования позволяет перевести систему образования на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование [4].
Наиболее крупными проектами
в системе профессионального образования являются
федеральная целевая программа «Научные
и научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009-2013 годы (уже заключено более
2 тысяч госконтрактов на сумму около 4
млрд. руб.) и ведомственная целевая программа
«Развитие научного потенциала высшей
школы», объем финансирования которой
в 2009 г. составил почти 6 млрд. рублей.
Постановлением Правительства
РФ выделены средства из федерального
бюджета на поддержку инновационной
инфраструктуры ведущих вузов в
объеме до 8 млрд. рублей в 2010-2012 гг. и проведен конкурс
по отбору программ развития инновационной
инфраструктуры вузов.
В целях повышения
эффективности использования бюджетных
средств осуществлен переход
на программно-целевое финансирование
образовательных учреждений, как правило, распределяемое на
конкурсной основе и предусматривающее
наличие взаимных обязательств государства
и конкурсанта, в том числе по софинансированию
планируемых мероприятий. Кроме того,
с 1 января 2011 года планируется изменение
механизма финансового обеспечения бюджетных
учреждений с расширенным объемом прав
путем перевода со сметного финансирования
на субсидии в рамках выполнения государственного
заказа и предоставления права заниматься
приносящей доходы деятельностью с поступлением
доходов в самостоятельное распоряжение
этих учреждений.
- Социальная ориентированность политики образования в РФ.
Социальная интеграция
инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, создание реальных
условий и разработка эффективных
механизмов для получения ими доступного и качественного высшего
профессионального образования становится
одним из важных направлений деятельности
нашего государства. В настоящее время
разрабатываются и принимаются дополнительные
Федеральные законы, а также другие нормативные
акты в отношении инвалидов, направленные
на их социальную защиту и создание условий
для социальной интеграции.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных
технологий в современных условиях
создает предпосылки для расширения
доступа инвалидов к образовательным программам ВПО и посильной
трудовой деятельности. Реализация профессиональных
образовательных программ возможна в
рамках дистанционной системы обучения
путем создания соответствующей социально-образовательной
инфраструктуры [1].
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода к
инновационному пути развития экономики
в качестве важнейшей задачи необходимо
рассматривать внедрение в систему
профессионального образования
новой управленческой и организационной
культуры, способной выполнять поставленные
задачи инновационного развития.
В разных странах роль
государства в регулировании
высшего профессионального образования
различна. В нашей стране стратегической
целью государственной политики
в области образования является
повышение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным
потребностям общества и каждого гражданина.
Государство подчёркивает необходимость
изменений организационного характера
в сфере профессионального образования.
Наиболее значимыми задачами являются
обновление организационно-экономических
механизмов на всех уровнях системы образования,
а также формирование системы непрерывного
образования.
В рамках системы профессионального
образования России практически
отсутствует возможность формирования и изменения индивидуальной
образовательной траектории. Ресурсом
развития современного общества, инновационной
экономики может быть лишь потенциальное
образование, то есть то, возможность получить
которое появится через 5–10 лет, и которое
будет определяться новыми характеристиками
содержательного, формального, социального
и личностного плана. Современная государственная
образовательная политика Российской
Федерации ориентирована на потенциальное
образование. Немаловажен и тот факт, что
в настоящее время подтверждается линия
на развитие рынка образовательных услуг,
обеспечение равных условий доступа государственных
и негосударственных организаций, предоставляющих
качественные образовательные услуги,
к образовательной инфраструктуре и государственному
и муниципальному финансированию. Рынок
образовательных услуг в нашей стране
недостаточно «организован». И на его
организацию направлено решение ряда
приоритетных задач, среди которых модернизация
институтов системы образования как инструментов
социального развития; создание инфраструктуры
социальной мобильности обучающихся;
создание современной системы непрерывного
образования, подготовки и переподготовки
профессиональных кадров; создание системы
внешней независимой сертификации профессиональных
квалификаций; создание системы поддержки
потребителей услуг непрерывного профессионального
образования, поддержка корпоративных
программ подготовки и переподготовки
профессиональных кадров и др. [2].