Монетаризм: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 06:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
1. Рассмотрения сущности монетаризма;
2. Исследование роли монетаризма в решении макроэкономических проблем.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы монетаристской теории Основные 7
1.1. Тезисы монетаризма. 7
1.2. Монетаристские модели 9
1.2.1. Сент-луисская модель 9
1.2.2. Монетарная концепция «номинального дохода». 11
1.2.3. Модель Бруннера-Мелцера 12
2. Количественная теория денег 13
2.1. Уравнение обмена 13
2.2. Теория кассовых остатков 17
2.3. Денежно-кредитная политика 19
Вывод 23
2. Монетаризм в России 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Monetarizm_Teoria_i_praktika.docx

— 54.77 Кб (Скачать файл)

Утверждение 2. Несмотря на сильное краткосрочное влияние денег на экономику, есть мало возможностей для активного использования денежно-кредитной политики, чтобы попытаться с ее помощью сгладить деловые циклы. [1, 683]

Фридман подкреплял это предположение несколькими пунктами.

Во-первых, центральному банку и другим правительственным агентствам требуется время, чтобы собрать и обработать информацию относительно текущего состояния экономики. Эти информационные лаги могут создать трудности для центрального банка в определении того, действительно ли экономика находится в состоянии рецессии и уместно ли изменение экономической политики.

Во-вторых, существует значительная неопределенность в отношении того, насколько сильным для экономики будет эффект изменения в предложении денег и сколько времени потребуется для его возникновения.[18, 15]

Фридман подчеркивал, что существуют продолжительные и переменчивые лаги между мероприятиями монетарной политики и их экономическими результатами. То есть монетарной политике не только требуется относительно много времени, чтобы заработать, но и то количество времени, которое она будет действовать, непредсказуемо и может различаться от случая к случаю.

В-третьих, корректировка цен и заработной платы происходит хоть и не

мгновенно, но все же достаточно быстро, так что к тому времени, когда ЦБ

поймет, что экономика находится в состоянии рецессии, и увеличит предложение денег, экономика может уже выходить из рецессии. Если расширение предложения денег стимулирует экономику с лагом в 1 год, стимулы могут дать желаемый эффект, когда выпуск уже восстановился и экономика переживает бум. В этом случае денежная экспансия заставит экономику перескочить состояние полной занятости и вызовет рост цен. Таким образом, рост денежной массы, предназначенный для борьбы с рецессией, на самом деле может оказаться не только дестабилизирующим (вызывающим еще большую изменчивость выпуска, чем это было бы в другом случае), но и инфляционным.[18, 18]

Утверждение 3. Даже если существует некоторое пространство для использования денежно-кредитной политики в целях сглаживания деловых циклов, ЦБ не может рассчитывать на то, что проделает это эффективно. [1, 685]

Одной из причин, по которой Фридман не верил в возможность ЦБ эффективно управлять активистской монетарной политикой, была политическая. Он считал, что, несмотря на свою предполагаемую независимость, ЦБ испытывает краткосрочное политическое давление со стороны президента и представителей его администрации. Например, на ЦБ могут надавить, чтобы стимулировать экономику в течение года выборов. Если правильно рассчитать время, расширение предложения денег в год выборов может увеличить выпуск и занятость как раз перед тем, как избиратели пойдут на избирательные участки, при этом инфляционные последствия такой политики почувствуются только после благополучного переизбрания нынешней администрации. [9, 242]

Хотя, если смотреть глубже, недоверие Фридмана к ЦБ выросло из его интерпретации макроэкономической истории. Из своей совместной работы с Анной Шварц Фридман сделал вывод, что, какой бы ни была причина - некомпетентность, недальновидность или неудача, - денежно-кредитная политика исторически была в большей степени источником экономической нестабильности, чем стабильности. Основным доказательством, приведенным

Фридманом, является период 1929-1933 гг., когда ЦБ был не способен или не желал остановить падение денежной массы почти на одну треть после обширных набегов на банки. Фридман и Шварц утверждали, что это сжатие денежной массы было одной из главных причин Великой депрессии. Поэтому Фридман делал вывод, что исключение денежно-кредитной политики как источника нестабильности существенно улучшило бы макроэкономические показатели.

Как можно избавиться от ЦБ в качестве источника нестабильности? Этот вопрос подводит нас к рекомендации Фридмана для экономической политики, последнему тезису.

Утверждение 4. ЦБ должен выбрать определенный денежный агрегат (вроде М1 или М2) и взять на себя обязательства сделать так, чтобы он рос с постоянным темпом из года в год. [1, 693]

Для Фридмана решающим шагом в устранении ЦБ как источника нестабильности было заставить ее отказаться от активистской, или дискреционной, денежно-кредитной политики и взять на себя обязательство- публично и заранее — следовать этому правилу. Хотя точный выбор правила не является решающим, Фридман верил, что правило постоянного темпа роста денежной массы будет хорошим выбором по двум причинам.

Во-первых, ЦБ обладает значительным влиянием, определенным, пусть и не полным, контролем над темпом роста предложения денег. Поэтому если темп роста денежной массы значительно отклоняется от своего целевого значения, ЦБ не сможет так просто обвинить в этом силы, которые находятся вне пределов ее контроля.

Во-вторых, Фридман утверждал, что постепенный рост предложения денег приведет к меньшим циклическим колебаниям, чем исторически применявшаяся «антициклическая» денежно-кредитная политика. Он делал вывод, что постоянный темп роста денежной массы обеспечит «стабильную монетарную основу», которая позволит экономическому росту продолжаться, не беспокоясь о денежно-кредитной нестабильности.

Фридман не был сторонником резкого перехода от дискреционной монетарной политики к низкому, постоянному темпу роста денежной массы. Вместо этого он предусматривал некоторый переходный период, в течение которого ЦБ с помощью поэтапных, заранее объявляемых шагов постепенно снижало бы темп роста денежной массы. В конце концов темп роста выбранного денежного агрегата стал бы соответствовать уровню инфляции вблизи нуля. Важно, чтобы после достижения постоянного темпа роста денежной массы ЦБ прекратил бы реагировать на небольшие экономические спады увеличением темпа роста предложения денег, а продолжала бы следовать политике поддержания фиксированного темпа роста денежной массы. Однако в некоторых своих работах Фридман, похоже, оставляет открытой возможность того, что перед лицом серьезных экономических кризисов вроде депрессии от монетарного правила можно временно отказаться. [2, 39]

 

Вывод

Суммируя вышеизложенное можно заключить, что монетаризм – это одно из направлений экономической мысли 20-ого столетия. Монетаризм создавался как альтернатива кейнсианскому подходу в экономике. Вот его основные положения:

1) Существует "последовательная, хотя и не абсолютно точная  связь" между темпом роста количества  денег и темпом роста номинального  дохода;

2) Изменения номинального  дохода следуют за изменениями  денежной массы с отсрочкой  в 6—9 месяцев. В краткосрочном периоде  сдвиги оказывают влияние главным  образом на производство, а в  долговременном—на цены;

3) Инфляция "всегда и  везде представляет собой денежное  явление", будучи связана с  опережающим ростом денег по  сравнению с производством. При  этом рост государственных расходов  может иметь или не иметь  инфляционных последствий в зависимости  от того, покрываются ли они  за счет дополнительного выпуска  денег;

4) "Передаточный механизм" влияния денежных сдвигов на  величину номинального

дохода связан с изменением относительных цен обширного круга активов, а не только с изменениями нормы процента; эти изменения  служат "обманчивым и ненадежным" ориентиром денежно-кредитной политики.

Монетаристы открыли новые закономерности в макроэкономике. Это зависимость  ВНП от денежной массы, инфляционные ожидания населения, зависимость инфляции от уровня эмиссии. Было обнаружено, что отказ от фискализма может иметь очень хорошие результаты.

К заслугам монетаризма также можно отнести множество достижений в области денежно-кредитного регулирования: преодоление депрессии и структурные преобразования в ряде развивающихся стран, преодоление финансового кризиса 1970-х годов, денежное оздоровление Израиля, борьба с гиперинфляцией в развивающихся странах, модернизация на рыночных рельсах стран Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. В Венгрии, Чехии, Польши были созданы стартовые условия для экономического соревнования.

В отличие от кейнсианских взглядов монетаристская теория исходит из признания устойчивого спроса на деньги, являющегося главным условием устойчивости платежеспособного спроса и рыночной системы в целом.

Предпочтение отдается денежно-кредитной политике. Рецепт монетаристов заключается в том, что денежная масса должна постоянно расти с неизменной скоростью, соответствующей темпу роста производства (денежное правило Фридмена).

Как показала российская практика, бездумное использование монетаристских рецептов не способно обеспечить решение задач переходного периода. Именно поэтому Теория монетаристов не должна рассматриваться в качестве универсальной теории. Современным финансистам и экономистам следует использовать рекомендации монетаристов с учетом реальных условий, в сочетании с другими мерами экономической политики.

 

  1. Монетаризм в России

Весьма актуальным в настоящее время является вопрос о применении монетаристкой теории в России. Первые попытки внедрения денежно-кредитной политики относятся к 90-м годам XX века. В 1996 – 1997 с переходом России на жесткое регулирование валютного курса, стал расти реальный спрос на деньги, уровень монетизации и кредитные вложения в экономику. Финансовый кризис сорвал этот процесс. В сентябре-октябре 1998 г. увеличился на 10 % М0 возрос с 34,9% на начало года до 44,1% к ноябрю 1998 г. Но темпы инфляции (44%) значительно превышали темпы роста денежной массы.     Анализ современного этапа развития монетаризма в России до сих не проведен. В мировой науке и международных финансовых организациях еще не завершены комплексные исследования о денежно-кредитной политике центральных банков в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. Отсутствует общепринятая концепция причин и природы первого глобального кризиса ХХI в. Поэтому нет единства оценок о причинах его вялотекущего характера в ряде экономиках мира и о возможной его «второй волне», в том числе и в России. [19, 60]       Глобальный кризис стал проверкой монетарной политики ЦБ РФ с точки зрения ее стратегии и тактики, противодействия кризисному давлению рынков реальных и финансовых активов.          В конце 2012 г. замедление роста ВВП продолжилось. В прошлом году темпы роста ВВП снизились до 3.4% после 4.3% в 2011 г. на фоне снижения внутреннего спроса во второй половине года.        Учитывая затянувшуюся слабость экономики, мы пересматриваем наш прогноз ключевых процентных ставок и полагаем, что в 3 квартале 2013 они будут снижены на 50 базовых пунктов бп. (в дополнение к 75 бп, которые, по нашему мнению, может принести реформирование механизма рефинансирования).[19, 62]           Сейчас в России присутствуют все основания для смягчения монетарной политики, ЦБР следует проявить большую дальновидность и заглянуть в период после временного роста инфляции.        Стоит отметить, что смена Председателя ЦБР также осложняет картину в переходный период (апрель-июнь). На фоне растущих требований правительства о смягчении монетарной политики новый глава ЦБР может захотеть проявить независимость и не поддаться этому давлению.   И наконец я считаю, что ЦБР должен заняться устранением недостатков нынешней системы рефинансирования до начала цикла снижения ключевых процентных ставок. Это должно повысить эффективность трансмиссионного механизма монетарной политики, укрепить доверие участников рынка к новой операционной структуре ЦБР и, наконец, обеспечить значительное смягчение денежно-кредитной политики. [19, 73]             Среди других кратко- и среднесрочных решений можно назвать высвобождение резервов за счет снижения резервных требований, однако возможности для маневра в данном случае весьма ограничены, и ЦБР, скорее всего, сохранит этот вариант для чрезвычайных ситуаций. Снижение резервных требований до нуля может принести 0.6-0.7 трлн руб. ликвидности в банковскую систему. Введение более равномерного графика бюджетных расходов в течение года также может способствовать снижению «пиковой нагрузки» системы рефинансирования: например, если бы месячные расходы были распределены равномерно в течение 2013 года, это принесло бы более 1 трлн руб. дополнительной ликвидности в пиковый сезон (сентябрь-октябрь). В целом мы считаем, что в России созрели условия для смягчения монетарной политики, и ожидаем, что первые меры в этом направлении ЦБР примет уже в следующем квартале, когда статистические данные за март-апрель продемонстрируют первые признаки стабилизации потребительской инфляции. [19, 75]  
Список литературы

1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 768 с.

2. Адрианов В.А. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции — М.: Экономика 2008. — 328 с.

3. Бункина М.К. Монетаризм. - М.: АО «ДИС»., 1994.

4. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М. СПб.,1994. – 496 с.

5. Ивасенко А.Г., Никонова Я. И. Макроэкономика — М.: КНОРУС, 2013. —320 с.

6. Итуэлл Дж., Милгейт, Ньюмен П. Экономическая теория — М.: ИНФРА-М, 2004. — 931 с.

7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: «Туран», 1996. — 546 c.

8. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков — М.: Аспект Пресс, 1999. — 820.

9. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика — М.: МГУ, 1994. — 736 с.

10. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Маклашевская Н.А. Макроэкономика — М.: «Дело и Сервис», 2010. — 624 с.

11. Покидченко М.Г., Чалпыгина И.Г. История экономических учений — М.: ИНФРА-М, 2008. — 271 с.

12. Райзберг Б.А. Курс экономики — М.: ИНФРА-М, 1997. — 720 с.

13. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход — М.Дело, 1996. — 848 с.

14. Усоскин В.М. Теория денег. М.: «Мысль», 1976.

15. Жуков П.Е. Монетаризм и современная денежно-кредитная политика // Финансы. — 2009. — №10. — С. 64-67.

16. Моисеев С.Р. Взлеты и  падения монетаризма // Вопросы экономики. — 2002. — №9. — С 1-10.

17. Маневич В. Н. Монетарная динамическая модель Тобина и анализ российской экономики // Вопросы экономики — 2009. — №3. — С 70-92.

18. Иванченко И.С. Воздействие денежного рынка на экономический рост // Финансы и кредит. — 2012. — №4. — С 11-19.

19. Бурлачков В. Н. Воспроизводство и монетарная сфера // Вопросы экономики — 2009. — №5. — С 64-79.

20.  Официальный Сайт ЛДПР [Электорнный ресурс] URL: http://www.ldpr.ru/monetar179543/ (Дата обращения 4.11.2013)

 

 


Информация о работе Монетаризм: теория и практика