Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:59, курсовая работа
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. «Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» (5.С.188).
2). Монополии тормозят НТП. Большинство научных открытий (48 из 61) было сделано мелкими предпринимателями. Монополии стараются избегать слишком частых и глубоких модификаций производства.
3). Монополии могут оказывать
негативное влияние на
4). Монополизация производства
ведёт к имущественной
Аргументы в защиту монополий.
1). Монополистами становятся
2). Монополизация не устраняет конкуренцию, поскольку в условиях развитого рыночного хозяйства существуют другие отрасли и иностранные фирмы, являющиеся потенциальными конкурентами.
3). Монополии не тормозят, а, напротив, стимулируют НТП. Хоть и большая часть научных открытий сделана маленькими фирмами, их реализация и дальнейшее развитие остаётся уделом крупных фирм. Производство продукции в масштабах большой фирмы позволяет лучше использовать эффект масштаба, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции. «Стереотипы мышления начала XX века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели» (4.С.264).
4). Монополизация обусловлена
Из всех этих доводов можно сделать один вывод: монополия не является негативным явлением в экономике, в случае, если она удовлетворяет потребности потребителей, при этом, не завышает цены, а также развивает ту отрасль, в которой работает. Понятное дело, что любой предприниматель, являющийся монополистом, хотел бы повысить цену на свою продукцию и получить сверхприбыль - вряд ли бы он задумался о потребностях своих покупателей. Именно для того, чтобы это не происходило, в каждой стране с развитой рыночной экономикой существуют различные законы, направленные на сохранение конкуренции и защиту людей от монопольной деятельности фирм, а также службы и департаменты, следящие за соблюдением законодательства и деятельностью фирм. О них и пойдёт речь в следующей главе.
Ранее мы рассмотрели аргументы противников и защитников монополий. Но все эти аргументы относятся скорее к отдельным монополиям внутри конкурентоспособного рынка, чем к высокомонополизированной экономике в целом. Одним словом c повышением уровня монополизации экономики положительные черты монополий начинают проявляться все реже, а отрицательные – всё чаще. Если экономика государства является целиком высокомонополизированной (а не по отдельным отраслям), то ей становятся присущи следующие негативные черты:
Что касается степени
монополизации российской
Проведенное в 2005– 2006 гг. Высшей школой экономики и Всемирным банком исследование конкуренции в России показало крайне низкий ее уровень. Около 40% опрошенных руководителей обрабатывающих предприятий заявили, что они не конкурируют ни с кем: дело не в высоком качестве производимого товара, а в отсутствии конкурентов». Хоть эти данные и не являются самыми свежими, но по ним чётко видно, что тенденция к снижению рыночной концентрации в России в значительной степени отсутствует.
Если же рассматривать экономику промышленно-развитых стран, то проблема монопольного злоупотребления возникает значительно реже. Это вызвано не только высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса, в котором присутствует сильная конкуренция, но и отличительно другой структурой всего рынка. В развитых странах рыночные отношения формировались в течение нескольких веков, и экономика изначально была рыночной. Россия же в течение многих десятилетий являлась государством с плановой высокомонополизированной экономикой и относительно недавно с исторической точки зрения перешла на «рыночные рельсы».
В следующих параграфах курсовой работы будут подробнее объяснены причины столь высокой монополизации российской экономики и описаны пути выхода из создавшейся проблемы.
Если попытаться классифицировать деятельность антимонопольных ведомств, то у неё условно можно выделить три аспекта: поддержка рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; регулирование цен на продукцию естественных монополий. Рассмотрим подробнее все аспекты антимонопольной политики:
Главным инструментом, государственно-правовым
механизмом, формирующим конкурентную
среду, является антимонопольное
законодательство и система
На международном рынке
конкуренция регулируется
Регламентация поведения
фирмы в антимонопольных
В целом можно выделить
два типа антимонопольного
Начало антимонопольной деятельности государства было положено в США созданием закона Шермана, о которым мы уже упоминали. В настоящее же время в США действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936). Кроме федеральных законов действуют еще и законы штатов.
Во всех странах
Антимонопольная политика
заключается не только в
В большинстве своём монополистами становятся крупнейшие предприятия, работающие в отраслях, доступ в которые новым конкурентам затруднён. В первую очередь за этими отраслями и следит антимонопольная служба. Во многих странах антимонопольная служба ведёт постоянный мониторинг рынков с затруднённым доступом, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации.
Рыночная концентрация – степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм. Определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса Герфиндаля.
Коэффициент рыночной концентрации – процентное соотношение реализации продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации. По сути своей этот коэффициент показывает ту долю рынка, которой владеет предприятие. Хоть этот показатель и довольно условен, так как связь между размерной структурой отрасли и поведением предприятий (ценами на продукцию, объём её выпуска, рентабельность производства) не всегда прямая. Тем не менее, во многих странах существуют своеобразные границы, перейдя которые предприятие начинает занимать доминирующее положение на рынке. В Японии признаётся доминирующее положение фирмы, если доля одного крупнейшего производителя более 50% рынка, либо доля двух крупнейших производителей превышает 75%. В ФРГ это 1/3 рынка для одного предприятия, 1/2 для двух и 2/3 для трёх. В Великобритании и Франции эти значения составляют 25% для одного предприятия.
В России доминирующее
положение на рынке определяетс
1) доля которого на рынке определенного
товара превышает 50 процентов, если только
при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного
законодательства или при осуществлении
государственного контроля за экономической
концентрацией не будет установлено, что,
несмотря на превышение указанной величины,
положение хозяйствующего субъекта на
товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного
товара составляет менее чем 50 процентов,
если доминирующее положение такого хозяйствующего
субъекта установлено антимонопольным
органом исходя из неизменной или подверженной
малозначительным изменениям доли хозяйствующего
субъекта на товарном рынке, относительного
размера долей на этом товарном рынке,
принадлежащих конкурентам, возможности
доступа на этот товарный рынок новых
конкурентов либо исходя из иных критериев,
характеризующих товарный рынок».
В законе также прописано, что доминирующим положением на рынке может обладать производство, занимающее менее 35% рынка (но при этом его доля должна значительно превышать доли других участников отрасли и в сумме с другими такими же двумя крупными предприятиями занимать более 50% отрасли (или в сумме с 4 другими крупными участниками не более 70% отрасли)), в случае, если «реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц».