Монополизация российской экономики и основные направления антимонопольной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. «Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» (5.С.188).

Вложенные файлы: 1 файл

monopolizaciya_rossiiskoi_ekonomiki_i_osnovnye_napravleniya.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

   Индекс Герфиндаля— индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке; исчисляется как сумма квадратов долей рынка товаров каждой из фирм. Наибольшее значение достигается при монополизации рынка. Если индекс Герфиндаля меньше 1000, то рынок является слабоконцентрированным (Т.е. ни одно из предприятий не обладает значительной долей рынка и общее число предприятий велико) и не регулируется со стороны государства. При индексе от 1000 до 1800 антиконкурентной (нарушающей конкуренцию на рынке) считается сделка, поднимающая индекс концентрации более чем на 100 пунктов. При индексе больше 1800 – любая сделка, повышающая индекс на 50 пунктов, считается антиконкурентной.

   С точки зрения практики, данные индексы применяются во время мониторинга деятельности фирм, а в первую очередь при их слиянии, неважно каким путём (через покупку акций, взаимному соглашению или путём передачи прав управления). У слияния крупных фирм есть как положительные, так и отрицательные стороны. Естественно слияние фирм устраняет конкуренцию и приводит к монополизации рынка (сильнее любого тайного сговора). В то же время слияние – способ реализации экономии на масштабах, чего запрещать нельзя, поскольку экономический эффект от крупномасштабного производства может быть необходим.

   Жёсткость регламентации слияний в разных странах отличается, но во всех них каждое слияние требует утверждения антимонопольных служб. В таких странах как США, Япония, Канада, Австралия договоры о слияниях не действительны без санкций государства. В Англии, Франции, ФРГ и в том числе России проверяются слияния лишь крупных фирм. Различные критерии применяются к горизонтальным (между конкурирующими фирмами, т.е. компаниями, действующими на одном и том же рынке и производящими одинаковый или в большой степени взаимозаменяющие товары (2.С,27)), вертикальным (между поставщиками и производителями (2.С,27)) и конгломератным (между компаниями, не имеющие взаимодополняющих рынков и технологический процессов (2.С,28)) слияниям: к первым критерии самые жёсткие. Во время анализа слияния учитывает концентрация не только в данный момент времени, но и общие тенденции развития отрасли.

  Методы нормативно-ориентирующего воздействия

   Методы нормативно-ориентирующего  воздействия позволяют в достаточно короткие сроки производить регулирования конкурентной среды.

 К таким методам относятся:

  • Правительственные заказы
  • Налоги
  • Проценты
  • Государственные субсидии

   Используя эти методы, государство может стимулировать конкуренцию и предпринимательскую активность. Для этого применяются конкурсные условия в государственной контрактной системе, налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особо важные для молодых развивающихся фирм. Осуществляя нормативно-ориентирующее воздействие, правительство выступает как инструмент поддержки бизнеса.

Регулирование деятельности естественных монополий

   Существуют отрасли, образование монополий в которых избежать невозможно, поскольку оно происходит естественным путём. К таким отраслям относится большинство отраслей инфраструктуры – транспорт, электроэнергия, газовое хозяйство, водоснабжение, отопление и др.

   «Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».  (Такое определение даётся в законе от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях").

   Эти отрасли выведены из-под действия антимонопольного законодательства, так как государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положение производителя и осуществляет прямое регулирование его деятельности, в частности устанавливает тарифы на предоставляемые услуги.   В случаях резкого роста издержек государство субсидирует тарифы из бюджета, сохраняя для потребителей более-менее приемлемую цену на услуги. Естественные монополии обязаны подавать в органы исполнительной власти планы капиталовложений на развитие и ремонт оборудования, балансовую оценку имущества и бухгалтерскую отчётность – те сведения, которые в других отраслях составляют коммерческую тайну.

    Предприятия в отраслях  естественных монополий не могут  закрыться (даже временно) без разрешения  государственной администрации  и обязаны обслуживать всех клиентов без исключения.

   Основными методами регулирования  являются – ценовое регулирование (прямое определение цен или назначения их предельного уровня); определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения.

  

 

Федеральная Антимонопольная Служба

   В России антимонопольным органом является Федеральная Антимонопольная Служба, созданная в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Ей переданы полномочия бывшего Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Сфера деятельности ФАС достаточно обширна. Федеральная Антимонопольная Служба занимается:

  • поддержкой предпринимательства в части исполнения функций федерального антимонопольного органа;
  • контролем деятельности естественных монополий;
  • следит за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществляет контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу;
  • занимается подготовкой ежегодного доклада Федеральной Антимонопольной Службы о состоянии конкуренции и экономической концентрации;
  • осуществляет предварительный контроль крупных сделок;

  Так же для недопущения монополистической деятельности и мониторинга рынков Федеральная Антимонопольная Служба ведёт «Реестр недобросовестных поставщиков», в который попадают предприятия, уличённые в нарушении антимонопольного законодательства или обладающие значительной долей рынка (более 35%). Похожие базы данных существуют и у других антимонопольных ведомств.

 

 

III. ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Предпосылки формирования и развития монополий в России.

 

     Главной особенностью  монополизации  российского рынка  является то, что, по сути своей, вследствие плановой экономики  социалистического СССР рынок  изначально был полностью монополизирован.

     Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, каждая часть которого обладала минимальной автономией и целиком зависела от государства.

При этом удовлетворение потребности всей страны в каком-либо товаре обычно поручалось всего нескольким крупным заводам.

     Причин такому положению  вещей было две:

1). Государство старалось получить  положительный эффект от масштабов  производства, т.е. уменьшение средних  издержек на производство одной  единицы товары. В теории это  разумно, но на практике же предприятия становились настолько крупными, что издержки наоборот возрастали, а качество продукции оставляло желать лучшего. Очень часто предприятия любой ценой пытались перевыполнить план, т.е. произвести количество продукции, превышающее запланированное. На деле это вело только к ухудшению качества продукции, но, кроме покупателей, это вряд ли кого волновало. Одним словом, у государства была гипертрофированная тяга к гигантизму по отношению к предприятиям. Именно во времена СССР были созданы такие промышленные гиганты, как АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ Норильский никель, Северсталь и др.

2). Наличие небольшого количества  крупных предприятий помогало  их централизованному управлению  государством. Все важнейшие решения по развитию и функционированию экономики страны принимались централизованно общенациональными плановыми органами, соответственно управляемость хозяйства становилась выше при уменьшении количества  производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте намного проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают несколько сотен мелких заводов по всей стране.

     Также одной из  крупнейших проблем тогдашней  экономики являлось отсутствие  дублирующих предприятий: к концу 80-х более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 было подвержено сильной монополизации.

     Из всего это можно  сделать простой вывод: если в  рыночной экономике западных  стран монополизация возникает  естественным путём из-за слияний  фирм, то в современной российской  экономике высокая монополизация является пережитком плановой экономики социалистического строя, пребывавшего у нас в стране менее двух десятков лет назад.

     Во время развала  СССР и начала национализации  экономики контроль над крупнейшими  предприятиями попал в руки отдельных людей (названных впоследствии «олигархами»). Вследствие резкого перехода плановой экономики в рыночную резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. В стране творился жуткий бардак, и мало кому было дело до создания антимонопольного законодательства.

     В настоящее время несмотря на деятельность федеральной антимонопольной службы российский рынок всё еще остаётся высокомонополизированным, хотя по сравнению с началом 90-х ситуация улучшилась. Для уменьшения монополизации рынка следует проводить деятельность в двух различных направлениях: непосредственно пресекать деятельность конкретных монополий и бороться с монополизацией всей экономики в целом. О конкретных проблемах борьбы с монополиями речь пойдёт позже, сейчас же речь пойдёт о долгосрочной антимонопольной политике, направленной на стимулирование конкуренции во всём российском рынке.

 

  Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции.

     Главная задачи государства  – уменьшить монополизацию рынков. В России более 80% ВВП приходится  на предприятия крупного и среднего бизнеса и  лишь 20% на малый бизнес. В развитых капиталистических странах (США, страны Западной Европы) ситуация обратная – 70 % ВВП производит малый бизнес, а 30% средний и крупный. Монополии в основном возникают в крупном и среднем бизнесе. Решение напрашивается само собой – в России требуется повсеместно расширять и развивать малый бизнес. В российских реалиях открыть небольшое предприятие (будь то парикмахерская, продуктовый магазин или автомастерская) достаточно сложно - виной тому высокие проценты за кредиты, сложность согласования различных государственных норм, юридические проблемы, коррумпированность органов. Государству необходимо максимально упростить процесс открытия предприятий и всячески поддерживать их, а не «душить» их, как происходит это сейчас. Это задача не нескольких лет, а нескольких десятилетий – быстрее перестроить экономику целой страны невозможно. Постепенное увеличение доли производства малого бизнеса позволит снизить монополизацию экономики в целом и повысит конкуренцию на рынке. Может возникнуть вопрос: «Почему для демонополизации в России требуется такой большой промежуток времени – не легче ли взять и просто раздробить крупные предприятия на более маленькие?». Да, на западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Тамошние монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения. Именно поэтому необходимо, чтобы при помощи государства экономика сама перестроилась, механически же в России это сделать невозможно.

Следующее действенное решение  – иностранная конкуренция. Она  является, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить  злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Но существует и обратная ситуация – высокие таможенные пошлины вообще не позволяют иностранным производителям выйти на отечественный рынок.   Соответственно для демонополизации российской экономики необходима грамотная внешнеэкономическая политика.

Информация о работе Монополизация российской экономики и основные направления антимонопольной политики государства