Монополизация российской экономики и основные направления антимонопольной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. «Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» (5.С.188).

Вложенные файлы: 1 файл

monopolizaciya_rossiiskoi_ekonomiki_i_osnovnye_napravleniya.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

 

Второй антимонопольный пакет // ФАС России:

URL: http://www.fas.gov.ru/competition/20349.shtml

(2009. 20 апреля)

 

 

 

БОРЬБА С БАРЬЕРАМИ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ

 

В первую очередь требуется бороться с антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Борьба должна вестись по трем основным направлениям: С барьерами на пути движения товаров; с административными барьерами (угнетающими, прежде всего, малый бизнес); с действиями государственных органов, искажающими конкурентную рыночную среду. Особенно важно, что эффективное применение антимонопольных методов воздействия на органы власти оказывает большое антикоррупционное влияние.

«Бизнес задавлен административными барьерами, коррупцией, системой налогообложения и карательным характером налогового администрирования», - говорит Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации, бывший министр экономики.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН

 

Следующая задача – выявление и доказательство монопольных цен и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Здесь необходимо как серьезное развитие законодательства, так и постоянное взаимодействие с другими ведомствами, прежде всего – силовыми.

           Вот наглядный пример монопольного завышения цен. Коротко охарактеризовать ситуацию можно так: дочерняя компания ЛУКОЙЛа ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», обладающая значительной долей рынка в Волгоградской области среди других топливных компаний, с 2007 по 2008 годы неоправданно завышала цены на бензин марки АИ-92 и АИ-95.  ФАС возбудила по этому поводу расследование.

По материалам газеты «Коммерсантъ» -  ФАС подозревает ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» (волгоградская «дочка» ЛУКОЙЛа) в нарушении закона о конкуренции и завышении цен на топливо в 2007-2008 годы. Компания уверяет, что цены этого периода были «экономически обоснованны».

 «Мы не считаем, что нарушаем антимонопольное законодательство, все эти цены законны и экономически обоснованны, — заявили в пресс-службе ЛУКОЙЛа.

     Аналитики объясняют, что на рост цен влияет девальвация рубля — когда компании рассчитывают net-back (чистая экспортная цена), они ориентируются на доллар, что также влечет повышение цены. «Так как на западных рынках нефтепродукты и нефть торгуются в долларах, пошлина также установлена в долларах, цены в рублях внутри России растут, — отметил аналитик «КИТ Финанса» Константин Черепанов. — Ведь нефтекомпании исходят из принципа равнодоходности на внутреннем и внешнем рынках».  
 
    Но ФАС не считает это оправданием. «Нам все время рассказывают какие-то вещи о точках равнодоходности. Что, если экспортная пошлина падает, то срочно надо весь бензин вывозить из страны, создавать тут искусственный дефицит и задирать внутренние цены? Это не просто алогично — это бред какой-то, который стыдно слушать», — пояснял ранее в интервью „Ъ“ глава ФАС Игорь Артемьев.

 

ФАС и ЛУКОЙЛ не сошлись в цене // КоммерсантЪ - Волгоград:

URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1144886

(2009. 19 апреля)

 

 

ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И КОНТРОЛЬ РЕКЛАМЫ

 

Пятая задача – защита от недобросовестной конкуренции, контроль соблюдения законодательства о рекламе, защита прав потребителей.

В условиях недостаточно развитой инфраструктуры товарных рынков значительные масштабы приобретает недобросовестная конкуренция, а именно: обман потребителей, дискредитация конкурента, несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности при продаже товаров. Непростая ситуация складывается в сфере использования авторского права и смежных прав, патентов, товарных знаков, а также фирменных наименований. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности, борьба с пиратством, равно как и эффективный неформальный контроль соблюдения рекламного законодательства и защита прав потребителей – одни из важнейших предпосылок осуществления прямых иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику.

     В настоящее время  ФАС кроме антимонопольной деятельности  занимается контролем за соблюдение  «закона о рекламе», но в будущем, при дальнейшем развитии рекламного рынка для более эффективного контроля потребуется создание отдельного ведомства.

   Часто судебные разбирательства  носят абсурдный характер, и, по моему мнению, ФАС такими вещами не должна заниматься:

Сотрудники Федеральной антимонопольной службы встали на защиту Деда Мороза. На экспертном совете по рекламе при ФАС прошло обсуждение ролика сети магазинов электроники и бытовой техники "Это". В нем без всяких обиняков утверждается: "Деда Мороза не существует".

Как сообщил начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский, внимание антимонопольной службы к ролику, транслировавшемуся в декабре по телевидению, привлекли возмущенные родители, которые уверены, что такая реклама ломает сложившиеся стереотипы воспитания молодого поколения. На протяжении многих лет в российских семьях детей приучают к тому, что подарки в Новый год приносит добрый Дедушка Мороз.

"Получается, что родители  говорят детям неправду, будто Дед Мороз есть. Таким образом, ролик формирует негативное отношение детей к родителям и подпадает под действие закона о рекламе, который запрещает дискредитацию родителей", - объясняет заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

ФАС запретила рекламу, усомнившуюся в 

существовании Деда Мороза // Российская газета:

URL: http://www.rg.ru/2007/12/27/fas-eto.html

(2009. 5 апреля)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На сегодняшний день антимонопольная политика является основным инструментом, регулирующим и развивающим конкуренцию. По сути своей, ни одна экономика мира не смогла бы функционировать при отсутствии регулирующего воздействия государства, и в частности антимонопольной политики.

     Российская экономика, к сожалению, является одной из самых монополизированных в мире. Это является следствием того, что лишь какие 18 лет назад наша государство всё еще представляло из себя плановую экономику, основу которой составляли предприятия, которые сегодня можно отнести к крупному и среднему бизнесу. Предприятия же малого бизнеса отсутствовали в принципе, так как свободы предпринимательства не было вообще. После национализации экономики ситуация не сильно изменилась. Основу экономики до сих пор составляют промышленные гиганты и предприятия среднего бизнеса, на которые приходится около 80% ВВП. А ведь как раз в крупном и среднем бизнесе и образуются монополии.

       В настоящее время перед российским государством стоит ряд задач, которые условно можно разделить на кратко- и долгосрочные.

      К долгосрочным задачам относится развитие и поддержка малого бизнеса; грамотная таможенная политика, направленная на стимулирование импортной конкуренции; создание при поддержке государства конкурентно-способных предприятий среднего и крупного бизнеса.

     К краткосрочным задачам относится развитие антимонопольного законодательства, грамотное использование структурного и поведенческого подхода к предприятиям-монополистам, снижение административных барьеров входа в отрасль, разработка действенных рычагов воздействия на монополистов, борьба с недобросовестной конкуренцией, а так же тесное сотрудничество с другими ведомствами РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 480с.
  2. Егоров В.В. Государственное регулирование деятельности монополий: учебно-методический комплекс. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2007. – 64с.
  3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 940с.
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2001. – 572с.
  5. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964. – 1360с.
  6. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – Киров: АСА, 2002. – 752с.
  7. Кусакина О.Н. Мищенко В.М Антимонопольная политика России: монография. – Ставрополь: 2007.
  8. Соболев А.А. «Россия XXI век», М., 2006, С. 82

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Монополизация российской экономики и основные направления антимонопольной политики государства