Монополизм и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е. монополию (от греч. mono - один, poleo - продаю), отметить ее последствия и методы борьбы. Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ монополизма, формирования и развития монопольных отношений на российском рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Анализ монополизма как экономического явления……………………...5

1.1 Понятие и характерные черты монополии………………………………5

1.2 Антимонопольная политика и последствия монополии………………..10

2. Монополии и социальная цена их власти…………………………………14

2.1 Поведение фирмы – монополиста на рынке……………………………..14

2.2 Монополия и эластичность спроса………………………………………16

2.3 Оценка монопольной власти и ценовая дискриминация……………….18

2.4 История развития монополий в России …………………………………24

Заключение…………………………………………………………………….28

Список литературы …………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике Монополизм и его последствия.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом  суть  фактически  любой  антимонопольной политики  заключается  в  использовании   выгод   крупномасштабной  экономики   и   в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением  конкуренции   на товарных и иных рынках.

Специфика российских  монополий  сказалась  и  на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических  странах монополии  появились, когда  уже  существовали  рыночные   отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению  конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при  сильных  монополиях  и  лишь  формирующихся   рыночных  отношениях.  Поэтому  для  нашей  страны  важно   не   только   ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться  соблюдения  правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать  конкурентную  среду, проявляя политическую волю.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования  экономики  появился в  России  в  1991  году закон  «О конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных  рынках»

Как показывает зарубежный опыт, чем  выше доля малых  предприятий  в  общем числе  хозяйствующих  субъектов  и  численности  занятых,  тем  меньше  безработица и выше  конкуренция. Однако  сегодня  темпы  роста  числа  этих  предприятий   замедлились,  занимаются  они   в   основном   торговлей   и  посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные  кредиты  и  льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных,  консалтинговых  и  учебно-деловых  центров,   а   также вовлечение  малых предприятий  в новые сферы деятельности,   международные  программы сотрудничества. Пока же все это остается благим  пожеланием  из-за  скудости  госбюджета,  недостатка  политической  воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры  для  демонополизации экономики и развития конкуренции:

а) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки  продукции  для  государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые  обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

б) ввести жесткие меры против ействий региональныхвластей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

в) совершенствовать  правовое  регулирование  использования

государственных средств для  расширения  конкурентной  среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

г) согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ,  адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и  правилам.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:

1. содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

2. предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

3. государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:

а) направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

б) дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

в) разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

г). контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

д) контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

1. предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

2. об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

3. о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

4. о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

5. о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

6. о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

7. о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.[6,с.78]

 

 


2. Монополии и социальная цена их власти

2.1 Поведение фирмы – монополиста на рынке.

Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1.)

Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR – предельный доход

На рисунке показаны кривые спроса и предельного дохода как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравнению с условиями конкуренции.

Поведение монополистических объединений на рынке отличается от того, что нам известно о свободной конкуренции, принципиально другим монополистов подходом к ценообразованию. Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве. Участники свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но фирмы-монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на производимую ими продукцию. В условиях свободной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Поэтому при определении динамики цен на продукцию монополий вообще отсутствует кривая предложения.

Эти организации манипулируют (управляют) законом спроса: по своему произволу воздействуют на цену и объем спроса в своих интересах.

Господствующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента манипулирования монопольную цену.

Монопольная цена особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.

Когда на рынке действует монополия, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.

Правила поведения фирм - монополистов зависят от того, как они ведут свое «ценопроизводство».

Первое правило: фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

2.2 Монополия и эластичность спроса

Предельный доход в  условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль. Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле [1: ]


                                                                                                  (1)

             

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы. Поскольку налог увеличивает предельные издержки, кривая предельных издержек МС сместится влево и вверх в положение MC1, как это показано на рисунке 2. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.


              Q1 Q0              Q

Рис 2. Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста: D – спрос, MR – предельный доход, МС – предельные издержки без учета налога, МС\ – предельные издержки с учетом налога

Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу (1)Если эластичность спроса, к примеру, составляет  -1,5, тогда

При этом после введения налога цена увеличится на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников. Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. "Клиент всегда прав" - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение исследования такого экономического понятия, как эластичность рыночного спроса.[22,c.14]

2.3 Оценка монопольной власти и ценовая дискриминация

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому все отрасли естественной монополии регулируются государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью. Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию. На рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль. Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы. В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

Информация о работе Монополизм и его последствия