Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е. монополию (от греч. mono - один, poleo - продаю), отметить ее последствия и методы борьбы. Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ монополизма, формирования и развития монопольных отношений на российском рынке.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Анализ монополизма как экономического явления……………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии………………………………5
1.2 Антимонопольная политика и последствия монополии………………..10
2. Монополии и социальная цена их власти…………………………………14
2.1 Поведение фирмы – монополиста на рынке……………………………..14
2.2 Монополия и эластичность спроса………………………………………16
2.3 Оценка монопольной власти и ценовая дискриминация……………….18
2.4 История развития монополий в России …………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы …………………………………………………………..31
В контексте приведенных в работе аргументов представляется возможным сделать вывод о неэффективности существующей системы поддержки российского малого бизнеса и о необходимости изменения этого положения. Выявленные деструктивные факторы внешней среды, а также внутренние проблемы малых предприятий задают основные направления повышения действенности функционирования данной системы и требует активизации обеих ее подсистем: государственной (государственно-общественной) и интеграционной (связанной с интеграцией малых предпринимательских структур с крупными). Цели и задачи поставленные в начале курсовой работы были выполнен.Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур. Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.
Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует. Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский. В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности.
И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список используемой литературы:
1. Архипов, В.Е. Маркетинг: техника создания спроса. / В.Е.Архипов – М.: Вершина, 2006г. - 150с.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. / Е.Ф.Борисов – М.: Высшее образование, 2006. (Основы наук).- 157с.
3. Вечканов Г.С. "Экономическая теория"/ Г.С.Вечканов. –М.:,2007г. - 200с.
4. Гальперин В.М. Микроэкономика. / Игнатьев С.М., Моргунов В.И.- М.: 2006г.- 365с.
5. Журнал "Вопросы экономики" 2009г., изд.№3,327с.
6. Журнал "Экономист", 2008г., изд.№4.,455с.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер –М.: 2006г.- 467с.
8. Курс экономической теории: учебник –М.: "АСА", 2006г.- 223с.
9. Любимов Л.Л., Основы экономических знаний. / Л.Л.Любимов – М.:2006г.- 124с.
10. Лебедева О.А.Маркетинговые исследования рынка. / О.А.Лебедева 2007г. - 125с.
11. .Пласкова Н.С. "Экономический анализ" / Н.С. Пласкова - М.: 2009г.- 295с.
12. Сидяпина В.И."Экономическая теория” / В.П. Сидяпина - 4-е изд.2008г.,128с.
13. Харламова А.Н. “О проблемах законодательства о конкуренции” / А.Н.Харламова – М.: 2007г.- 186с.
14. Френкель Ю.П, “Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. / ”Ю.П. Фрюнкель – 3-е изд.,2007г.
15. Шайдель С.Т. “Основы учения об экономике” / С.Т. Шайдель – М.:2008г.- 223с.
30
[1: ]
[1.Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.]