Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:35, курсовая работа
Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. В России большинство монополий относятся к нефтегазовым, транспортным отраслям. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса, что заметно влияет на конкурентный рынок. В сущности, на конкурентном рынке действует немало продавцов и покупателей товара, поэтому самостоятельно ни один продавец или покупатель не может воздействовать на цену товара. Она формируется по средствам рыночных правил спроса и предложения. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности монополий и основные векторы развития……….......4
1.1. Понятие монополии…………………………………………………………4
1.2. Виды монополий…………………………………………………………....6
1.3. Анализ монополии………………………………………………………....10
1.4.Основные направления антимонопольной политики в современных условиях…………………………………………………………………………19
Глава 2. Развитие и функционирование монополии в РФ………………..….20
2.1.Зарождение монополии в России…………………………………….……20
2.2.Особенности монополии в России………………………………………..21
2.3 Методы антимонопольной политики в России…………………………...27
Заключение……………………………………………………………...………38
Список использованной литературы…………………………………………..39
Министерство культуры Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ (СПбГУКиТ)
Кафедра гуманитарных наук
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
МОНОПОЛИИ. ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ
Студент
I курса ГМУ. группы 266
Грибанова Е. Д .
Научный руководитель:
доцент, к. г. н.
Климин А.И.
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности монополий и основные векторы развития……….......4
1.1. Понятие монополии………………………………………………………
1.2. Виды монополий………………………………………………………
1.3.
Анализ монополии………………………………………………………
1.4.Основные
направления антимонопольной политики
в современных условиях…………………………………………………………
Глава 2. Развитие и функционирование монополии в РФ………………..….20
2.1.Зарождение монополии в России…………………………………….……20
2.2.Особенности монополии в России………………………………………..21
2.3 Методы антимонопольной политики в России…………………………...27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..39
ВВЕДЕНИЕ
Проблема монополии является одной
из наиболее актуальных для экономики
в настоящее время. В России большинство
монополий относятся к
В сущности,
на конкурентном рынке действует
немало продавцов и
Целью данной работы является выявление основных особенностей монополий, в частности в России, проанализировав важнейшие черты, формы и виды монополий.
Объектом исследования является монополии и их роль в экономическом развитии России
Предмет исследования - особенности монополий, основные характеристики и влияние монополий в России.
Задачи:
Глава 1. Особенности монополий и основные векторы развития
1.1. Понятие монополии
Монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет большое значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость [1]
Из этого следует, что можно выделить характерные черты чисто монополистического рынка:
По мнению И.В. Липсица существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:
1.2 Виды монополий
Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных:
Естественная монополия:
Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании.
К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.
б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении всей жизни или какого-то периода;
в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).
Искусственные монополии:
Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм
б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.
Есть несколько причин существования монополии:
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации.
Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типом монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньше мере, 6 основных разновидностей данного явления:
1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
3) монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
5) естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);
6) монополизм, характерный для административно-командного типа экономики.
Монополии также можно классифицировать по видам:
Информация о работе Монополии. Их роль в экономическом развитии России