Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение особенностей монополистического кризиса и перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы монополий, раскрыть ее сущность и особенности;
проанализировать деятельность монополий в Российской Федерации;
выявить основные проблемы монополистического кризиса и перспективы направлений развития монополий в Российской Федерации;
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
Проблема монополизации хозяйственной жизни на сегодняшний день очень актуальна, так как вопрос о сущности, трансформации и государственного регулирования монополии в России приобрел в настоящее время особую значимость. Это обусловлено тесной взаимосвязью монополий с социальной и экономической жизнью общества, их непосредственным влиянием на эффективность деятельности других субъектов экономики.
Целью данной курсовой работы является определение особенностей монополистического кризиса и перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования являются фирмы – монополисты, действующие, в экономике Российской Федерации.
Предметом исследования – особенности деятельности монополий в Российской Федерации.
Для полноценного изучения монополий в рыночной экономике необходимо, сначала исследовать теоретические аспекты, что представлено в первой части, затем провести анализ деятельности монополий в Российской Федерации, рассмотреть проблемы монополизации рынков и определить перспективные направления монополий в Российской Федерации.
В первой (теоретической) части подробно дается описание термина монополия, рассматриваются виды монополий, ее поведение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Во второй (практической) части приведен анализ деятельности основных монополий в Российской Федерации, таких как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО РАО «ЕЭС». В третьей части выявлены проблемы и перспективные направления развития монополий в Российской Федерации.
Информационной базой для написания курсовой послужили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам монополии, периодическая печать, материалы Госкомстата Российской Федерации, Интернет.
1. Теоретические аспекты исследования монополий в рыночной экономике
Монополия – это рыночная структура, в которой одна единственная фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов, то есть имеется производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и определяет уровень цен.1
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.2
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов.
Таким образом, использование термина «монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Для чистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, у которой нет близких заменителей, то есть уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, то есть блокирует свою отрасль.
Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последнее означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.3
Характерными чертами монополии являются следующие:
Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны.
Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями.
Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:
И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как известно, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат5.
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рисунок 1)6.
D – спрос; МR – предельный доход.
Рисунок 1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста
Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль7.
Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы8.
Рассмотрим влияние налогов на поведение монополиста. Поскольку налог увеличивает предельные издержки, их кривая МС сместится влево и вверх в положение МС+Т как это показано на рисунке 2. Фирма максимизирует свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.
Рисунок 2. Максимизация прибыли монополистом после введения налога
Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога.
При этом после введения налога цена увеличится на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.
Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.9
Естественной монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и тому подобное). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.10
Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
Под условным названием искусственные монополии (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.11
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы: